Интерактивное изучение истории

Разделы: История и обществознание


Интерактивное обучение один из интереснейших подходов в обучении.

Главная особенности методики интерактивного обучения в том, что процесс его происходит в совместной деятельности. Подлинная готовность детей к совместной деятельности состоит в сосредоточенной, настойчивой и целеустремлённой работе по освоению содержания решения задач на развитие умений и навыков.

Основы обучения заключаются во внешней и внутренней задачах педагога.

Внешняя задача предусматривает постановку общей цели работы с классом или группой, организацию учебного пространства, знакомство с правилами учебного сотрудничества, выработку системы оценок. В группе решаются три основные задачи:

  1. Конкретно-познавательная, которая связана с непосредственной учебной ситуацией,
  2. Коммуникативно-развивающая, в процессе которой вырабатываются основные навыки общения внутри и за пределами данной группы,
  3. Социально-ориентационная, воспитывающая гражданские качества необходимые для адекватной социализации индивида в сообществе.

Внутренняя задача педагога заключается в формировании готовности к интерактивному обучению, развитии навыков взаимодействия в учебно-воспитательной системе, в повышенной познавательной активности класса, формировании классного коллектива, воспитании толерантности.

В своей практике использую такие интерактивные формы обучения:

  • создание ситуации выбора
  • проблемно-познавательные, логические задания
  • ролевые игры
  • беседа исторического лица
  • сочинение-рассуждение, письма, сказки, сочинения стихов
  • редактирование параграфов учебника от конкретного исторического лица
  • лото
  • тексты-ловушки, тексты с историческими ошибками
  • соотнеси
  • закончи предложение
  • дискуссия, диспут, спор
  • узнай историческое лицо
  • современные информационные технологии обучения.

1. Создание ситуации выбора.

В 11 классе по истории России по теме: “Большевики берут власть” можно предложить вопрос: “На чьей стороне выступили бы вы, если бы жили в октябре 1917 года? В какую партию вошли, Почему?” (работа может идти в группах: октябристы, трудовики, монархисты..)

2. Проблемно-познавательные, логические задания.

Урок в курсе “Обществознания”, 11 класс – К.Каутский писал, что человеческий дух консервативен и всегда обнаруживает склонность вносить в новое учение свои старые воззрения. Можно ли эту характеристику отнести к трактовкам марксизма его российскими последователями? Аргументируйте свой ответ.

Формула “Что касается всех, должно быть одобрено всеми”. Какие факты из истории отдельных государств, противоречат этой формуле? Чем можно объяснить противоречие?

Познавательные задачи могут способствовать становлению различных мыслительных умений.

- Что бы случилось, если бы?

- Что ты имеешь в виду?

- Если она права, то, как повлиять на…

3. Ролевые игры.

В 9 классе по всеобщей истории по теме: “Страны Азии и Африки в современном мире”, урок обобщения. Класс делится на группы, где присутствуют специалисты по истории Азии, Африки. Они являются летописцами, другие архивариусами и третьи – историческими лицами. Ребята работают в группах, затем идёт обсуждение отобранного материала или выводов, к которым пришли ребята. Оценки выставляются большинством школьников.

В 6 классе по всеобщей истории параграф 27 по теме: “Польша и Чехия во времена расцвета”. Ролевая игра “Я противник или защитник Яна Гуса”. Ребята в группах распределяют роли: судьи, церковнослужители, сторинники Гуса. Приведу выдержки противников. “…Я обвиняю его в том, что унижал наместника Христова, обложил духовенство. Пусть сгинет этот чех!

…Я объявляю его еретиком и хочу, чтобы он отрёкся от своих взглядов.

…Я недоволен том, что он призывал народ отнять у церкви земли. Мне не нравится то, что он говорил, что в Чехии должна быть своя церковь подчинена королю, а не папе.

…Я “за” сожжение еретика, потому, что я хочу жить”.

4. Беседа исторического лица.

В 6 классе по истории России в параграфе 18 по теме “Москва - центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва” происходит беседа великого князя Дмитрия Ивановича с современными репортёрами, в основе которой лежит текст. Перед работой с текстом перед учащимися ставится задача – восстановить, добыть информацию, выстроить в схему, дать осмысленные ответы на предложенные вопросы.

5. Сочинение-рассуждение, письма, сказки, сочинение стихов.

Этот вид работы целесообразно использовать при подготовке домашнего задания. Темы: “Если бы я был Петром 1, стал бы прорубать окно в Европу?”, “ Я, Владимир (Красное Солнышко), ввёл христианство на Руси, так как…”. Ребята с интересом пишут сочинения-рассуждения по теме: “Я – свидетель..(событий)”, письма на Родину: “Я солдат, участник русско-польской войны”. На уроках материалы сочинений, писем зачитываются детьми, иногда их анализ выливается в дискуссию. Выбираются оппоненты, они дополняют, развивают мысль, могут и не согласиться с рассуждением, возразить и представить свою точку зрения по проблеме. Бывает, что в ходе дискуссии точка зрения отдельного ученика меняется. Всех благодарю за работу.

Пример. “Здравствуйте, дорогие мои родители!

С земным поклоном к Вам сын Ярослав. Простите, что обстоятельства не позволил долгое время написать письмо. Как много я хочу рассказать.

Вчера было массированное наступление наших войск на Юго-Западном фронте, в Галиции, против Австро-Венгрии. Наступление было названо “Брусиловским прорывом”, по имени командующего нашей армии выдающегося генерала Алексея Алексеевича Брусилова. Никогда не видел я более смелого, мужественного, умного человека, который, несмотря на свой чин, относится ко всем одинаково и всегда поддерживает в трудную минуту. Этот прорыв поставил Австро – Венгрию на грань военной и политической катастрофы. Фронт мы прорвали на протяжении 34 километров, глубина прорыва доходила от 79 до 120 километров.

Командующие говорят, что целью России в первой мировой войне является укрепление позиции на Балканах и обеспечение благоприятного для России режима в черноморских проливах. Может оно так и есть, но ходят слухи, что руководство нашей страны просто хочет захватить польские земли Австрии и Германии.

К сожалению, здесь не всё так хорошо. Многие товарищи мои погибли при битве с врагом. Микитка, соседский сын, получил серьёзное ранение, что еле выжил. Винтовок и боеприпасов на всех не хватает. Мы совершаем специальные вылазки на передовую, собираем оружие убитых товарищей. В общем, на войне, как на войне. Интересно, как у вас дела. Очень скучаю. Часто по ночам вижу родной дом, коня Бурку. Мечтаю поскорей встать за плуг, чтобы обрабатывать поля.

Я всегда мечтал сделать что-нибудь на благо России. Это у меня получилось. Если выживу, будет, что рассказать. Не волнуйтесь за меня, дорогие, я Вас очень люблю. Снова трубят тревогу. Значит опять в бой за победу, за Родину, за царя.

До свидания, ваш Ярослав”.

6. Редактирование параграфов учебника от конкретного исторического лица.

Например, учебник 8 класса по истории России под редакцией А.А.Преображенского, Б.А.Рыбакова (Параграф № 50 “Внутренняя и внешняя политика Павла I”, стр. 279). “Я Павел 1, преемник Екатерины II на российский престол. Недавно посмотрел ваше издание. При просмотре я заметил оплошности в учебнике на счёт моего правления и до глубины души возмущён. Я уважаю вас, но вы должны писать только правду и ничего кроме правды. Вы господа-создатели, возводите напраслину на моё царствование. Вы говорите, что в моей армии по малейшему поводу и без повода наказывали за непослушания, что там били. Да, это я не отрицаю. Дисциплина должна быть строгой, суровой. Ты только дай волю русскому народу, так он на шею и сядет. Человек провинился и должен быть наказан (был членом тайного антиправительственного кружка, употреблял в речи слова “нация”, “патриотизм”, восхищался Французской революцией), а вы подчёркиваете, что отстраняли офицеров или чиновников от должности, посылали в Сибирь ни за что, ни про что. Надо же как то бороться. Дисциплина и прочие особенности военной школы помогали русским побеждать. Вы ещё клевещете, что я сослал А.В.Суворова, который был возмущён наказаниями в армии. Это ложь! Я просто берёг его для последующих войн. Суворовский талант необходим России. Покорнейше вас благодарю, что познакомились с моими мыслями”.

7. Лото.

В 6 классе по истории России в параграфе 18 по теме “Москва - центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва”. Берём два альбомных листа, на первом пишутся вопросы; на другом - ответы, на этом же с обратной стороны наклеивается или рисуется картинка для быстроты проверки, и второй лист разрезается, так как ответы надо вложить на вопросы.

Общий вид игровой карточки.

Митропилит Алексий Князь Владимир Андреевич Серпуховский Д.Донской
Михаил Андреевич Бренк Ягайло Ольгерд
Ослябя Пересвет С.Радонежский
Кто правил Москвой в малолетстве князя Дмитрия? Брат Дмитрия Донского Сын Ивана Красного
Д. Донской участвовал в бое в боевых доспехах. Сын Ольгерда Князь Литовский
Монах Троицкого монастыря Участник поединка Воодушевил русских на победу

8. Тексты-ловушки, тексты с историческими ошибками.

Пример, текста-ловушки “Мамай”:

“Хан Мамай был встревожен, давно ожидаемое посольство литовское, почему – то задержалось в Рязани. Опять этот хитрый ноймен Олег ибн Василий плетёт козни. Рязанцам нельзя доверять. Незря Батый назвал Рязань “злям городом”. Наконец янычары сообщили хану: “Прибыли послы”. Переговоры о военном союзе шли успешно, но об этом узнал московских монах Сергий и всё расстроил. За три дня без пищи он дошёл пешком из Москвы в Рязань и немедленно закрыл все храмы в городе. Нойону Олегу пригрозил отлучить от церкви, заставлял публично отречься от дружбы с язычником Мамаем”.

9. Соотнеси.

Соотнеси события и даты

события даты:
1. годы реконструкции юга 1. 1870-1871
2. франко – прусская война 2. 1914
3.демонстрация в Чикаго 3. 1890
4. создание союза “Индустриальные рабочие мира” 4. 1865-1877
5.принятие билля о самоуправлении Ирландии 5. 1886

Соотнеси деятеля с его работой

деятель произведения
1. Д. Байрон 1. “Дробильщик камня”
2. Г.Курбе 2. “Лунная соната”
3. А.Дюма отец 3. “Паломничество Чайльд Гарольда”
4 Л.Бетховен 4. “Граф Монте-Кристо”

Соотнеси деятеля и дату

деятель дата
1. А Невский 1. 1240
2. Г.К.Жуков 2. 1941 - 1945
3. С. Радонежский 3. 1380

Соотнеси деятеля и событие

деятель события
1. И.Грозный 1. Северная война
2. Д. Донской 2. Ливонская война
3. Пётр Великий 3. Куликовская битва
4. Екатерина II 4. русско-турецкая война

Соотнеси изобретателей и их область применения

изобретатели Область применения изобретения
1. К. Мартен 1. металлургия
2. Д.Стефенсон 2. транспорт
3. Ж. Жаккар 3.текстильная промышленность

Соотнесите термины с их характеристикой

термины характеристика
1.Генеральные штаты 1. высшее сословно-представительное учреждение в средние века
2. самураи 2. восстание французских крестьян в 1358
3. патриции 3. родовая знать в древнем Риме
4. Жакерия 4. японско-феодальное сословие мелких дворян
5. готы 5. племя восточных германцев

10. Закончи предложение.

7 класс, история России, урок “Образование и культура в XVII веке”.

“XVII век стал веком ...Были открыты сибирские и дальневосточные земли не только для России, но и для…Сибирский казак …начал освоение Восточной Сибири и Крайнего Севера России. Он предпринял попытку пройти на реку Анадырь морем, но не смог, так как…В 1648 году предпринял плавание вдоль берегов Чукотки, первым открыл пролив…Русский землепроходец …впервые проник в бассейн реки…Он был первым, кто совершил плавание по…”

10 класс, обществоведение, урок “Трудовая деятельность”.

“Работник индустриального труда рассматривается как…Это нарушает гармонию труда с основными….и ….чертами. Этот результат индустриального производства называется…труда. Она проявилась в системе американского инженера Ф.У. Тейлора. Он разработал систему организационных мер. Совершенствование трудовой среды, культура взаимоотношений между участниками труда, осмысление ими трудовой деятельности – это компоненты…”

11. Дискуссия, диспут, спор.

Диспут в 8, 10 классах, всеобщая история. Тема: “ Столыпин – русский Бисмарк?”.

“Я считаю, что Столыпин и Бисмарк похожи друг на друга. Оба они государственные деятели. (министр внутренних дел, председатель Совета Министров, канцлер германии, глава правительства), похожи характером, они современники.

- Да, похожи, оба помещика, аграрные страны, оба проводили реформы.

- Верно, но Столыпин проводил реформы путём внутренних и внешних преобразований, говорил, что России надо 20 лет покоя (мирный путь реформ). А Бисмарк выступал за объединение германии методом “железа и крови.

- Я согласна, реформы проводили разными методами, но они молодцы, оба имели цель в жизни (сейчас цель имеют далеко не все). Цель Столыпина – провести в России социальные, политические, аграрные реформы и реформы местного управления, суда, а у Бисмарка – жизненно - важный вопрос – объединить Германию”.

В диспуте ребята затрагивают вопросы аграрной реформы (как герои относятся к сохранению помещичьего землевладения, развитию капитализма в деревне, к отрубам, хуторам, фермерскому хозяйству, общине, каковы социальные круги поддержки и другие проблемы). В конце разговора делают вывод: можно ли назвать Столыпина – русским Бисмарком?

Пример спора Лютера и Мюнцера (отношение к крестьянству в период Реформации).

Лютер: Я хотел помочь крестьянам, но они сорвались с цепи, как озлобленные собаки.

Мюнцер: И поэтому-то ты отвернулся от нас?

Лютер: Да, поэтому!

Мюнцер: Да, ты просто обманщик, ты предал крестьянский народ, а мы ведь верили в тебя. Тебе послали 12 статей, а ты ответил, что крестьянин должен быть лично зависимым.

Лютер: Но личная зависимость не противоречит Евангелию.

Мюнцер: Да ты просто испугался размаха Реформации и перешёл на сторону феодалов.

Лютер: Нет. Я не испугался. Но крестьяне не подготовлены к войне. Они не дисциплинированы. У них нет оружия. Поэтому они проигрывают. Поэтому, я не хочу помогать тем, кто обречён на поражение.

Мюнцер: Нет, мы победим. Я уж не брошу свой народ, не предам его.

Через эти формы работы дети испытывают уверенность в себе, удовлетворённость от творческих достижений, углубляют изучение тех проблем, которые сами и выбрали.

12. Узнай историческое лицо.

История России, XX век. “Гидрограф, полярный исследователь (занимался поиском “земли Санникова”), военачальник, один из руководителей Белого движения. Участник русско-японской войны. Во время обороны Порт – Артура ранен, побывал в плену. В первую мировую войну с 1916 года командовал Черноморским флотом. В годы революции и гражданской войны проделал путь от сторонника Временного правительства до Верховного правителя России. Расстрелян в Иркутске большевиками”.

5 класс, история древнего мира. “ Этот человек придумал способ передвижения, который спас ему жизнь. Но этим способом больше никто не пользовался. Кто он?”

13. Современные информационные технологии обучения.

Предлагаю разработки учащихся по истории России: отечественная война 1812 года, гражданская война в России.

Сегодня актуальны формы развивающей методики. Через них дети испытывают уверенность в себе, удовлетворённость от творческих достижений, углубляют изучение тех проблем, которые сами и выбрали. Очень важно, чтоб учитель был готов поддержать высказывания учеников, похвалил их начинания (приятно удивили, рада за вас, рада всех вас видеть, благодарю за урок). Интерактивное обучение является одним из интереснейших подходов к обучению.

Урок по теме “Гражданская война” (Приложение)