Курс истории древнего мира занимает одно из важнейших мест в формировании интереса к истории как науке, в стремлении познавать, искать в прошлом ответы на вопросы настоящего. Главная задача учителя помочь своему ученику стать исследователем, пробудить в нем любознательность, а помогут в этом информационные технологии, которые можно успешно применять в структуре школьного исторического образования, позволяющие создавать яркие и образные моменты на основе исторического учебного материала.
Тема: "Древняя Индия".
Цели урока:
Обучающая:
Познакомить учащихся с географическим положением, природными условиями, занятиями и религиозными верованиями древних индийцев.
Развивающая:
Развитие умения у учащихся работать с учебными мультимедийными дисками по истории; познавательного интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала по истории; обучение способам самостоятельной исследовательской работы.
Воспитательная:
Формирование научного мировоззрения, воспитание чувства уважения к традициям и историческому прошлому стран мира.
Оборудование урока:
- компьютер;
- компакт-диск “Всеобщая история. История древнего мира”;
- индийская музыка;
- карточки с новыми словами;
- индивидуальные задания-карточки;
- тест;
- карта “Древний Восток. Индия и Китай 3 тыс. до н.э. – III в. н.э.”;
- учебник Вигасина А.А.и др. ”История древнего мира”, М., 2003.
Ход урока
I. Организационный момент.
Вводное слово учителя.
Мы с вами познакомились с историей стран Западной Азии. Узнали о многих красивых городах, жители которых умели создавать прекрасные вещи, многие из которых сохранились и до нашего времени.
II. Изучение нового материала.
А сегодня мы познакомимся с историей еще одной страны. О какой стране пойдет речь?
Закройте глаза и внимательно слушайте, наше путешествие началось.
Звучит индийская музыка (компьютер).
- Так в какую же страну мы с вами сегодня отправимся?
- Конечно же, это удивительная страна Индия.
- А что бы вы хотели узнать об этой стране?
Высказывания учащихся.
На мониторе компьютера появляются вопросы, рассматриваемыми на уроке:
– географическое положение Индии;
– природные условия;
– занятия жителей Индии;
– религиозные верования.
Учитель: В тетрадях запишите число и тему урока “Древняя Индия” (пока учащиеся делают записи в тетради учитель проводит регистрацию в учебной программе “Всеобщая история. История древнего мира”).
Мы начинаем работу с компьютерным учебником для того, чтобы получить информацию об Индии. Напоминаем учащимся, что некоторые слова объясняются в левой части экрана, а так же имеются репродукции, нажав на них левой кнопкой "мышки" она будет увеличена и появится посредине экрана монитора.
Учитель: Ребята, вы внимательно слушаете диктора, а затем отвечаете на вопросы:
– Назовите горы и реки расположенные на территории Индии?
– Чем занимались жители Индии?
Да, действительно Индия расположена на юге Азии. С запада, востока и юга берега Индии омывает Индийский океан. С севера Индия ограничена Гималаями (самыми высокими горами в мире). На территории Индии протекают крупные реки Инд и Ганг (в июле и августе – разливы рек).
В Индии богатый животный и растительный мир. Священным животным является корова. Индийцы покланялись богу мудрости Ганеша (с головой слона).
Индейцы занимались собирательством, скотоводством и земледелием, выращивали рис, тростник, хлопчатник, пшеницу и ячмень.
Итак, мы познакомились с географическим положением, природными условиями, занятиями жителей Индии и их религиозными верованиями.
Основателем религии в Индии является Будда (легенда в учебнике на стр. 97). По преданию, главный бог Брахма создал касты из своих частей тела.
Каста ? группа людей, обладающая определенными правами и обязанностями. Каждый индеец с самого рождения принадлежал к одной из четырех каст (рис. "Касты Древней Индии").
Рис. Касты Древней Индии
Запишем определения новых слов в тетради и проговорим их вслух.
ФИЗМИНУТКА под индийскую музыку (элементы индийского танца).
Учитель: А сейчас, ребята, вы будете работать самостоятельно с учебником (каждому учащемуся раздается карточка с заданием, в котором нужно вписать недостающие слова).
- Брахманы – п.2.3 стр.96-98;
- Войны – п.4 стр.98-99;
- Земледельцы – п.4 стр.98-99;
- Слуги и “неприкасаемые” – п.4.5 стр.99.
КАРТОЧКА 1
В жизни брахмана было три периода _______________________, ___________________, ___________________________. Брахман отдавал своего сына учиться в ___ лет. Во время учебы он должен был ________________ учителя и почитать его как отца и мать. В ____ лет сын должен был __________ и брать себе учеников. Брахман уходил в отшельники, когда ____________________________________________________________________________________.
КАРТОЧКА 2
Индийские цари были из касты ________________________. Войны учувствовали в __________________ или на ______________________, а в мирное время выезжали на ____________________, устраивали состязания в стрельбе из __________________.
Земледельцы имели свои ____________________ , ______________ и __________________.
КАРТОЧКА 3
Слуги не имели права _________________ и приносить _______________ богам. Хозяину он должен был починяться ____________________ и почитать людей более высоких каст, особенно _________________________.
КАРТОЧКА 4
______________________________ запрещалось жить в деревне. Спали они в ___________________, питались ______________________. К ним никто не подходил. Они убирали ___________________ или другую чёрную работу.
III. Закрепление изученного материала.
Учитель: Беседа с учащимися по карточкам. Мы с вами более подробно поговорили об особенностях каждой касты. А сейчас я вам предлагаю ответить на вопросы теста по данной теме (ключ для учителя – курсивом выделены правильные варианты ответов).
ТЕСТ
(выберите один правильный вариант ответа)
- Индийцы верили, что боги живут
- По верованиям древних индийцев, цари происходили из касты
- Индия расположена на юге
- Кто учил в Древней Индии, что главное – личные достоинства человека, а не его происхождение
- Какая каста, по верованиям древних индийцев, появилась из рук бога Брахма
- Укажите, в долине каких рек располагалась Древняя Индия
- Укажите, как называли в Древней Индии густые растительные заросли
- Какая каста, по верованиям древних индийцев, появилась из ступней ног Брахмы
- Древние индийцы поклонялись богу
- Индийцы почитали священных животных
- Будда учил, что главное для человека – это
- Верховный бог Древней Индии
- Укажите, как назывались в Древней Индии группы людей, обладающие определенными правами и обязанностями
- Кого в Древней Индии почитали как “Божественную кормилицу”
а) на заснеженных вершинах Гималаев;
б) на горе Олимп;
в) за первым порогом Нила.
а) земледельцев;
б) ремесленников;
в) знатных войнов;
г) брахманов.
а) Америки;
б) Азии;
в) Европы.
а) Брахма;
б) Будда;
в) Рама.
а) жрецы;
б) земледельцы;
в) войны.
а) Иордан;
б) Инд и Ганг;
в) Тигр и Евфрат.
а) оазис;
б) тропики;
в) джунгли.
а) войны;
б) слуги;
в) брахманы.
а) Апопу в облике змеи;
б) Ганеше с головой слона;
в) Гебу с головой змеи.
а) слона;
б) леопарда;
в) быка.
а) происхождение;
б) принадлежность к касте;
в) личные достоинства.
а) Брахма;
б) Будда;
в) Шива.
а) касты;
б) колонии;
в) классы.
а) змею;
б) жену царя;
в) корову.
Учитель: ребята проверьте друг у друга тест и выставите отметки, затем сверьте с доской.
IV. Домашнее задание.
А сейчас запишите домашнее задание §20-21 стр.91-100; индивидуальные задания по желанию (учащимся дается право выбора свитка, на котором даны индивидуальные задания).
V. Подведение итогов.
Анализ урока учащимися, комментирование и выставление отметок учащимися и учителем.