Урок истории в 5-м классе с использованием информационных технологий

Разделы: История и обществознание


Курс истории древнего мира занимает одно из важнейших мест в формировании интереса к истории как науке, в стремлении познавать, искать в прошлом ответы на вопросы настоящего. Главная задача учителя помочь своему ученику стать исследователем, пробудить в нем любознательность, а помогут в этом информационные технологии, которые можно успешно применять в структуре школьного исторического образования, позволяющие создавать яркие и образные моменты на основе исторического учебного материала.

Тема: "Древняя Индия".

Цели урока:

Обучающая:

Познакомить учащихся с географическим положением, природными условиями, занятиями и религиозными верованиями древних индийцев.

Развивающая:

Развитие умения у учащихся работать с учебными мультимедийными дисками по истории; познавательного интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала по истории; обучение способам самостоятельной исследовательской работы.

Воспитательная:

Формирование научного мировоззрения, воспитание чувства уважения к традициям и историческому прошлому стран мира.

Оборудование урока:

  • компьютер;
  • компакт-диск “Всеобщая история. История древнего мира”;
  • индийская музыка;
  • карточки с новыми словами;
  • индивидуальные задания-карточки;
  • тест;
  • карта “Древний Восток. Индия и Китай 3 тыс. до н.э. – III в. н.э.”;
  • учебник Вигасина А.А.и др. ”История древнего мира”, М., 2003.

Ход урока

I. Организационный момент.

Вводное слово учителя.

Мы с вами познакомились с историей стран Западной Азии. Узнали о многих красивых городах, жители которых умели создавать прекрасные вещи, многие из которых сохранились и до нашего времени.

II. Изучение нового материала.

А сегодня мы познакомимся с историей еще одной страны. О какой стране пойдет речь?

Закройте глаза и внимательно слушайте, наше путешествие началось.

Звучит индийская музыка (компьютер).

  • Так в какую же страну мы с вами сегодня отправимся?
  • Конечно же, это удивительная страна Индия.
  • А что бы вы хотели узнать об этой стране?

Высказывания учащихся.

На мониторе компьютера появляются вопросы, рассматриваемыми на уроке:

– географическое положение Индии;

– природные условия;

– занятия жителей Индии;

– религиозные верования.

Учитель: В тетрадях запишите число и тему урока “Древняя Индия” (пока учащиеся делают записи в тетради учитель проводит регистрацию в учебной программе “Всеобщая история. История древнего мира”).

Мы начинаем работу с компьютерным учебником для того, чтобы получить информацию об Индии. Напоминаем учащимся, что некоторые слова объясняются в левой части экрана, а так же имеются репродукции, нажав на них левой кнопкой "мышки" она будет увеличена и появится посредине экрана монитора.

Учитель: Ребята, вы внимательно слушаете диктора, а затем отвечаете на вопросы:

– Назовите горы и реки расположенные на территории Индии?

– Чем занимались жители Индии?

Да, действительно Индия расположена на юге Азии. С запада, востока и юга берега Индии омывает Индийский океан. С севера Индия ограничена Гималаями (самыми высокими горами в мире). На территории Индии протекают крупные реки Инд и Ганг (в июле и августе – разливы рек).

В Индии богатый животный и растительный мир. Священным животным является корова. Индийцы покланялись богу мудрости Ганеша (с головой слона).

Индейцы занимались собирательством, скотоводством и земледелием, выращивали рис, тростник, хлопчатник, пшеницу и ячмень.

Итак, мы познакомились с географическим положением, природными условиями, занятиями жителей Индии и их религиозными верованиями.

Основателем религии в Индии является Будда (легенда в учебнике на стр. 97). По преданию, главный бог Брахма создал касты из своих частей тела.

Каста ? группа людей, обладающая определенными правами и обязанностями. Каждый индеец с самого рождения принадлежал к одной из четырех каст (рис. "Касты Древней Индии").

Рис. Касты Древней Индии

 

Запишем определения новых слов в тетради и проговорим их вслух.

ФИЗМИНУТКА под индийскую музыку (элементы индийского танца).

Учитель: А сейчас, ребята, вы будете работать самостоятельно с учебником (каждому учащемуся раздается карточка с заданием, в котором нужно вписать недостающие слова).

  • Брахманы – п.2.3 стр.96-98;
  • Войны – п.4 стр.98-99;
  • Земледельцы – п.4 стр.98-99;
  • Слуги и “неприкасаемые” – п.4.5 стр.99.

КАРТОЧКА 1

В жизни брахмана было три периода _______________________, ___________________, ___________________________. Брахман отдавал своего сына учиться в ___ лет. Во время учебы он должен был ________________ учителя и почитать его как отца и мать. В ____ лет сын должен был __________ и брать себе учеников. Брахман уходил в отшельники, когда ____________________________________________________________________________________.

КАРТОЧКА 2

Индийские цари были из касты ________________________. Войны учувствовали в __________________ или на ______________________, а в мирное время выезжали на ____________________, устраивали состязания в стрельбе из __________________.

Земледельцы имели свои ____________________ , ______________ и __________________.

КАРТОЧКА 3

Слуги не имели права _________________ и приносить _______________ богам. Хозяину он должен был починяться ____________________ и почитать людей более высоких каст, особенно _________________________.

КАРТОЧКА 4

______________________________ запрещалось жить в деревне. Спали они в ___________________, питались ______________________. К ним никто не подходил. Они убирали ___________________ или другую чёрную работу.

III. Закрепление изученного материала.

Учитель: Беседа с учащимися по карточкам. Мы с вами более подробно поговорили об особенностях каждой касты. А сейчас я вам предлагаю ответить на вопросы теста по данной теме (ключ для учителя – курсивом выделены правильные варианты ответов).

ТЕСТ

(выберите один правильный вариант ответа)

  1. Индийцы верили, что боги живут
  2. а) на заснеженных вершинах Гималаев;

    б) на горе Олимп;

    в) за первым порогом Нила.

  3. По верованиям древних индийцев, цари происходили из касты
  4. а) земледельцев;

    б) ремесленников;

    в) знатных войнов;

    г) брахманов.

  5. Индия расположена на юге
  6. а) Америки;

    б) Азии;

    в) Европы.

  7. Кто учил в Древней Индии, что главное – личные достоинства человека, а не его происхождение
  8. а) Брахма;

    б) Будда;

    в) Рама.

  9. Какая каста, по верованиям древних индийцев, появилась из рук бога Брахма
  10. а) жрецы;

    б) земледельцы;

    в) войны.

  11. Укажите, в долине каких рек располагалась Древняя Индия
  12. а) Иордан;

    б) Инд и Ганг;

    в) Тигр и Евфрат.

  13. Укажите, как называли в Древней Индии густые растительные заросли
  14. а) оазис;

    б) тропики;

    в) джунгли.

  15. Какая каста, по верованиям древних индийцев, появилась из ступней ног Брахмы
  16. а) войны;

    б) слуги;

    в) брахманы.

  17. Древние индийцы поклонялись богу
  18. а) Апопу в облике змеи;

    б) Ганеше с головой слона;

    в) Гебу с головой змеи.

  19. Индийцы почитали священных животных
  20. а) слона;

    б) леопарда;

    в) быка.

  21. Будда учил, что главное для человека – это
  22. а) происхождение;

    б) принадлежность к касте;

    в) личные достоинства.

  23. Верховный бог Древней Индии
  24. а) Брахма;

    б) Будда;

    в) Шива.

  25. Укажите, как назывались в Древней Индии группы людей, обладающие определенными правами и обязанностями
  26. а) касты;

    б) колонии;

    в) классы.

  27. Кого в Древней Индии почитали как “Божественную кормилицу”
  28. а) змею;

    б) жену царя;

    в) корову.

Учитель: ребята проверьте друг у друга тест и выставите отметки, затем сверьте с доской.

IV. Домашнее задание.

А сейчас запишите домашнее задание §20-21 стр.91-100; индивидуальные задания по желанию (учащимся дается право выбора свитка, на котором даны индивидуальные задания).

V. Подведение итогов.

Анализ урока учащимися, комментирование и выставление отметок учащимися и учителем.