Взаимодействие детского сада и семьи мы понимаем как создание единого пространства детства; а чтобы оно было таким, необходимо сложившееся родительско-педагогическое сообщество, которое направляет свою деятельность на развитие ребенка. Особенно это актуально для такого дошкольного учреждения как наш детский сад компенсирующего вида, который посещают дети с тяжелыми нарушениями речи, задержкой развития познавательных, эмоционально-волевых процессов, имеющие серьезные проблемы в становлении навыков социально приемлемого поведения в различных жизненных ситуациях.
Важно и развитие детско-родительских отношений, в которых большую роль играет совместное участие детей и взрослых в фольклорном ансамбле, в праздниках, в веселых концертах, где вместе поют частушки своего сочинения, танцуют и играют. Все объединены одним настроением, благодатными эмоциями, весельем музыкального искусства. Именно чувство общности порождают новые формы общения взрослых и детей: по предложению родителей воспитанников нашего детского сада родилась “Музыкальная именинная гостиная”, где день рождения малыша приходит отмечать вся семья, его друзья, любимые педагоги.
День рождения ребенка – особый праздник, который специально придумали взрослые чтобы порадовать, повеселить малыша, чтобы в общении с близкими, родными, друзьями ребенок проявил свои таланты, а все вместе (взрослые и дети) осваивали культуру общения.
При организации “Музыкальной именинной гостиной” важно соблюдать принцип поэтапности: подготовительный, этап реализации, подведение итогов. Подготовительный этап включает в себя встречи-консультации педагогов детского сада (учителей-логопедов, педагога-психолога, музыкального руководителя, педагога дополнительного образования) с родителями воспитанников (детей-именинников), цель которых объединить усилия семьи и детского сада в организации радостного праздника, убедить родителей в их активном участии в проведении гостиной:
- составление сценария праздника;
- подбор эскизов оформления зала;
- подготовка музыкальных поэтических номеров;
- театрализованных представлений, в которых принимает участие ребенок-именинник и члены его семьи, приглашенные дети-гости;
- изготовление подарков для именинников руками детей и воспитателей, которые приглашены на день рождения.
Формы проведения “Музыкальной именинной гостиной” разнообразны: это и “Арт-лото”, “Концерт-ревю”, “Мюзикл”, “Соревнование веселых и находчивых” – при этом для всех: и взрослых, и детей представлена возможность проявить свои способности.
“Музыкальная именинная гостиная” проводится четыре раза в год – в каждое время года. На празднике всегда царит радостное настроение, эмоциональный подъем. Подобные праздники формируют праздничную культуру: особенности праздничного действия, правила приглашения гостей, правила поведения хозяев праздника и гостей, правила вручения подарков. Подобные праздники помогают решать нравственную сторону воспитания детей: умение и желание доставить другому радость, быть внимательным друг к другу, заботиться друг о друге.
Проведение музыкальных именинных гостиных способствует созданию эмоционального настроя воспитанников, сплочению детско-взрослого коллектива, укреплению семейных традиций, овладению педагогами новыми формами работы, как с родительской общественностью, так и с детьми; а также способствует активизации творческого потенциала педагогов и родителей.
По результатам опроса воспитателей выявлены следующие тенденции: в 15% семей (от общего числа семей) проведение праздника “День рождение ребенка” стали традиционными; в 18% семей заявили, что самостоятельно могут организовать и провести праздник “День рождение своего ребенка” с приглашением его друзей и организацией конкурсов, праздничных заданий; а также проводить автономные праздники: “День рождение Кати”, “День рождение козерогов”. У 10% семей ко дню рождения ребенка стали создавать экспозиции семейного музея.
Представляю вашему вниманию сценарий музыкальной именинной гостиной.
“Вот и стали мы на год взрослее”
(для детей старшего дошкольного возраста)
Форма проведения: Музыкальная именинная гостиная.
Время проведения: вторая половина дня.
Участники праздника: дети-именинники и их родители, воспитатели, гости-дети возрастных групп.
Цели:
- повеселить детей, доставить им радость от общения с членами семьи и со сверстниками, воспитателями;
- формировать праздничную культуру детей и взрослых;
- способствовать в социализации ребенка-логопата: участвовать в играх, танцах, оформлении зала, в подготовке сюрпризов; развивать умение доставить радость себе и окружающим.
Ход проведения музыкальной именинной гостиной.
Звучат фанфары (фонограмма) гости-дети возрастных групп, воспитатели сидят в зале, дети-именинники входят в зал вместе со своими родителями, рассаживаются за столики.
Ведущая:
Чей, чей сегодня день рожденья?
Кто, кто принимает поздравления?
Кто получит от ребят и игрушки, и подарки?
У кого глаза горят, и румянец яркий?
У кого, у кого догадайтесь сами,
У кого, у кого – подскажите сами!
(дети-гости называют имена именинников)
Здравствуйте! Начинаем нашу музыкальную именинную гостиную.
Почему музыкальную? Потому что будет много музыки, пения и танцев!
Почему именинную? Да посмотрите сколько собралось здесь именинников!
Почему гостиную? Потому что очень много гостей пришло в этот уютный, гостиный зал!
Дорогие именинники! Вы сегодня главные герои нашего праздника. Стали вы на год старше, подросли, похорошели. А вот сколько кому исполнилось лет, мы сейчас узнаем. (Ведущая обращается к детям-гостям приветствовать именинников звучащими жестами: хлопками, притопами, прищелкиванием пальцами, постукиванием по надутым щечками и т.д. по количеству исполненных ему лет). Дорогие ребята, все вы родились в очень удивительное, красивое время года – зимой. А у нас в Сибири она особенная: снежная, морозная, искристая, сказочная и таинственная. И поэтому в подарок для вас прозвучит эта замечательная песня (Звучит песня “Зима” муз. Э. Ханока, сл. С. Островского в исполнении детей-гостей).
Ведущая: А теперь друзья, начинаются сюрпризы. (подходит к столику, за которым сидит именинник Саша вместе с мамой). Саша с мамой приготовили стихотворение – инсценировку о правилах поведения, под названием “Этикет”, авторами являются они сами. (Исполнение семейного номера)
Ведущая: Для вас мы приготовили интересную игру, которую назвали “Наша дружная семейка”.
Ответьте на вопросы:
Какая ваша любимая сказка? (Отвечает Саша, его мама.)
Какими ласковыми словами называет тебя мама? (Отвечает Саша).
Какими ласковыми словами ты называешь свою маму? (Отвечает Саша).
Чем вы любите заниматься в свободное время? (Отвечает Саша и его мама).
(Ведущая подходит к следующему столику, где сидит Лера и ее мама).
Ведущая: Очень интересно нам узнать, почему Леру назвали Лерой? (Мама именинницы рассказывает историю о том, как и почему так назвали дочку).
Ведущая: Лера является участницей музыкальной студии “Семь поющих нот”, созданной в нашем детском саду. Она знает много замечательных песен, и сегодня споет свою любимую, которой она научила петь и свою маму. Песня называется “Веселые снежинки”, а написали ее наши красноярцы: композитор Н. Черемных, автор текста А. Жданович. (Исполнение семейного номера).
Ведущая: Мама Сережи-именинника нас всех удивила – она приготовила ко дню день рождения своего сыночка видеофильм и назвала его “Как Сережа был маленьким” (Просмотр фрагмента видеозаписи). Но сюрпризы не заканчиваются. Сейчас мы услышим инструментальный дуэт в исполнении мамы Сережи на фортепиано и Сережи на металлофоне русской народной мелодии “Во саду-ли, в огороде” (Исполнение семейного номера).
Ведущая:
Любим мы повеселиться
Любим польку танцевать
Даже куклам не сидится
Если польку заиграть.
(Дети-гости приглашают детей-именинников потанцевать, звучит “Веселая полька” муз. З.Роот).
Ведущая: В нашу музыкальную именинную гостиную пришла сказка вместе с именинницей Наташей, ее папой и ее друзьями. (Показ кукольного театра би-ба-бо “Ку-ка-ре-ку” авт. Н.Карш).
Ведущая: А поиграть хотите? (Проводится игра-танец “Зеркало” Дети стоят парами лицом друг к другу. У одного стоящего в паре платочек или шарик. Он импровизирует свободные, небыстрые движения, другой точно копирует их).
Ведущая: В день рождения принято загадывать желание. Предлагаю всем именинниками загадать свое заветное желание, а чтобы оно сбылось - надо погасить свечи на именинном пироге. (В зале гаснет свет, повар детского сада вносит на подносе именинный пирог с зажженными на нем свечами).
Ведущая: С днем рождения!
Дети-гости: С днем рождения!
(Ведущая приглашает всех на чаепитие, детям-именинникам вручаются подарки, выполненные руками сверстников: индивидуальные, коллективные рисунки, поделки из различных материалов и сочетаний их и т.д.)