Информационно-аналитическая деятельность как основное направление методической работы школы

Разделы: Администрирование школы


Методическая и научно-экспериментальная работа в школе – это социальный комплекс практических мероприятий, базирующийся на достижениях науки, передового педагогического опыта и направленный на всестороннее повышение компетентности и профессионального мастерства каждого учителя. Этот комплекс ориентирован прежде всего на повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом, а в конечном счете – на повышение качества и эффективности образовательного процесса: роста уровня образованности, воспитанности и развития учащихся.

На первый план при организации методической работы в образовательном учреждении выступают формы, которые могут оказаться более эффективными для того или иного ОУ.

К эффективным формам методической работы относится система информационно-аналитического обеспечения (др. словами мониторинг), благодаря которой руководители школы могут получать информацию о состоянии и развитии тех процессов в подсистемах, за которые они отвечают и на которые призваны оказывать управленческое воздействие.

Там, где начинаются аналитические проникновения руководителя в существо того или иного педагогического явления, закладывается основа для научного подхода к управлению школой.

Научное осмысление образовательного процесса – это всегда осмысление скрытых зависимостей, составляющих внутренний механизм деятельности школы. Проникнуть в этот “механизм”, заставить его работать четко, ритмично можно лишь с помощью педагогического анализа.

Заместитель директора (по научно-методической, учебно-методической работе) в новых условиях становится исследователем, диагностом, аналитиком, хорошо владеющим не только вопросами педагогики, но и психологии, философии, статистики, информатики и компьютеризации. Основными направлениями в его работе являются следующие:

  1. информационно – аналитическое направление – обеспечение в образовательном учреждении условий для внедрения педагогических технологий, организации инновационной деятельности учителя, условий, при которых глубокий анализ собственной деятельности становится осознанной необходимостью;
  2. консультативно – информационное направление – изучение документов по вопросам образования, развития школы. Оказание помощи педагогам в планировании материала, разработке уроков, технологизации процесса обучения, модульного обучения, составлении технологических карт с прогнозированием желаемых результатов, обучение учителя проведению диагностики;
  3. диагностико – аналитическое направление – осуществление мониторинга – основа основ в управлении учебно – воспитательным процессом. Постоянное наблюдение за уровнем ЗУН с целью выявления соответствия требованиям и желаемому результату, изучение психофизических, индивидуальных, возрастных особенностей личности школьника, анализ и оценка получаемой информации с последующим прогнозированием;
  4. статистико-аналитическое направление – создание и апробирование форм, позволяющих осуществлять наблюдение, анализ и прогнозирование.

К критериальным свойствам той модели школы, которая служит нашим ориентиром, относятся реальная преемственность и непрерывность образовательного процесса, рост образованности уч-ся и непрерывное отслеживание состояния учебного процесса.

Мониторинг нам представляется в виде такой схемы отбор компонентов мониторинга (т.е. качество обученности уч-ся школы) – выбор совокупности показателей оценивания каждого компонента – подбор технологий исполнения каждого показателя – определение объектов, места и времени снятия информации – определение лица, в чьи функциональные обязанности входит снятие и обработка информации, - составление примерного плана анализа информации – принятие управленческих решений. Мониторинг обученности уч-ся по предметам является главным, основным в ряду объектов, подвергающихся анализу. Мониторинг осуществляется путем проведения нулевых, промежуточных и итоговых срезов и анализа их результатов.

Нулевая (входная диагностика) проводится в начале учебного года учителями – предметниками в письменной форме по заданиям составленным преподавателями и согласованными на заседаниях МО.

Промежуточная диагностика проводится с целью оценить успешность продвижения уч-ся в предметной области и дают возможность учителю оценить успешность выбора методики обучения.

Итоговая диагностика - итоговые контрольные работы и зачеты проводятся за две недели до окончания учебного года и итоговая аттестация выпускников.

Результаты диагностики заносятся в диагностические карты, оформляются в виде графиков, таблиц сводных данных. Информация обобщается на заседаниях МО, доводится до учеников и родителей, учитель корректирует рабочую программу, вырабатывается индивидуальная стратегия корректировки для ученика. На уровне администрации принимается управленческое решение. Это может быть внесение изменений в учебный план, введение новых курсов, внесение ряда предметов на зачетную неделю и др.

Отследив результаты стартовых контрольных работ по математике и русскому языку в 5-х классах и обнаружив, что качественные показатели ниже, чем на выпуске из начальной школы, был поставлен на контроль вопрос преемственности, вопрос преподавания русского языка в начальных классах..

Оценка качества знаний ведется по тем позициям –

  1. уровень обязательных знаний и умений; применение знаний в стандартных ситуациях, умение применять знания в новых нестандартных ситуациях – и проверяется разными способами;
  2. на промежуточной аттестации учащихся 10-х классов, которая проводится в форме тестирования и зачетов, предварительно разрабатываются критерии оценки ответа, формулировка вопросов способствует тому, чтобы ученик не только воспроизводил знания, но и анализировал материал, давал оценку, показал умения работы с источниками информации;
  3. во время итоговой аттестации- через особые составления текстов билетов, разнообразные формы сдачи экзаменов, сбор и обработку информационных справок в ходе экзаменов, представленных экзаменационными комиссиями.

Таким образом, технология мониторинга позволяет получить объективную картину качества обученности учащихся, что позволяет администрации спланировать свою деятельность по управлению качества обученности и моделировать учебный процесс школы.

Мониторинг как форма аналитической деятельности успешно используется и при изучении работы МО с одаренными детьми в разделе “Олимпиадное движение”. Мы выяснили, что последние 5 лет хороших результатов в районных олимпиадах добиваются учителя МО гуманитарного цикла. При помощи диаграмм прослеживается стабильность и спад призовых мест по годам в каждом МО, результативность подготовки призеров каждого учителя, выявляются причины несоответствия планируемого и действительного результата. Причинами могут быть:

  1. низкий уровень преподавания
  2. школьная олимпиада проводится на низком уровне
  3. отсутствие углубленного изучения предметов
  4. нежелание учащихся
  5. несоответствие содержания задания времени изучения материала
  6. перегрузка учителя, болезнь
  7. смена кадров.

Благодаря технологии мониторинга, получена реальная картина анализа результата сдачи ЕГЭ за 4 года по предметам, результаты успеваемости за 13 лет по каждому году и сравнительные результаты по классу, результаты переводных экзаменов и итоговой аттестации, кадрового состава по возрасту, образованию, стажу, категорийности, результаты поступления выпускников в ВУЗы, Сузы, трудоустройства и др.

Педагогический анализ нередко проводится в нашей школе в форме педсовета. Анализ каждого направления работы проводим в сравнении с показателями последних трех лет, что позволяет проследить динамику развития учащихся, роста профессиональной квалификации учителей, успешность выполнения основных задач школы, т.е. эффективность или недостатки управления. Каждый член педколлектива знает о том, как он совершенствовал преподавательскую и воспитательную деятельность, чем она отличается от работы предыдущих лет. Это очень важно для мотивации самообразования, для критичной самооценки.

Итоги своей работы представляют структурные подразделения методической службы в творческих отчетах. Представляется и педагогическая продукция учителей: наглядные пособия, раздаточный материал, разработки уроков, внеклассных мероприятий, творческие работы учащихся, диаграммы количественной характеристики обученности школьников по предметам и как следствие – определяется качество работы учителя, его продвижение, профессиональная компетентность.

Аналитическими стали в школе и методические недели. Их цель – глубоко и всесторонне рассмотреть определенную проблему обучения и воспитания как в теории, так и на практике, сравнить, как обстояли дела в недавнем прошлом, что изменилось. Эти материалы потом помогут при аттестации.

Учитывая, что на уроке проявляется отношение учителя к обновленному образованию, в рамках недели проводятся открытые уроки, у каждого из которых свое целевое назначение.

В позапрошлом учебном году уроки проводились с такой методической целью – показать использование современных педагогических технологий в учебном процессе, в прошлом учебном году – использование компьютерных технологий на уроках.

В результате установления достоверной картины знаний, уровня воспитанности школьников, их общего развития, объективной оценки качества преподавания, организации процесса учения появляется возможность определять основные направления ВШК, систему организационных мер по дальнейшему совершенстванию учебно-воспитательного процесса.

Абсолютное большинство современных школ стремится полнее использовать информационно-аналитическую сеть (диагностику, мониторинг). Управленцы должны глубоко, всесторонне знать объект, которым управляют. Вот почему нужны диагностические лаборатории, информационно-аналитические центры, нужна подготовка диагностов- технологов. А пока школа обходится силами заместителей директора по УВР, УМР, учителями информатики.

Переход от концептуально-гипотетического мышления руководителей школ и учителей к диагностико-технологическому неизбежен. Только он позволит изучать закономерности и на этой основе принимать эффективные управленческие решения.