“Интеллект подобен горящему светильнику, которому воображение, наподобие масла, доставляет материю для горения; а разум подобен пламени, которое на тысячу ладов озаряет выхваченные им предметы и словно в тонком трепетании рассеивает вокруг себя светоносные лучи”. (Я.А.Коменский)
Цель: Стимулировать дальнейшее общее культурное, коммуникативное развитие.
Задачи:
- Расширить эрудицию, увеличить знания.
- Учить прослеживать связи между предметами, событиями, явлениями.
- Учить управлять процессом мышления.
- Развивать навыки самостоятельного, оригинального решения проблемы.
Модель занятий.
1. Разминка. Цель: способствовать подготовке памяти, актуализация полученных ранее знаний, создание благоприятного эмоционального фона.
На этом этапе преобладают репродуктивные задачи, но доля репродукции успешно снижается за счёт ограничения времени на ответ, применение “обманных” заданий, чередования вопросов из разных областей знания, что помогает развитию у детей способности быстро переключать внимание с одной деятельности на другую.
2. Развитие психических механизмов. Цель: формирование и усовершенствование на основе специально разработанных логически- поисковых задач, ввода рациональных приёмов (в том числе и алгоритмов), ориентированных на организацию управляемой деятельности учащихся.
3. Решение частично-поисковых задач разного уровня. П.Я.Гальперин инсайт (озарение), присущий открытиям, - это свёрнутый алгоритм и интеллектуальное творчество проявляется в умении человека в нужный момент “достать” из своей памяти тот или иной алгоритм рассуждения. Цель данного этапа и выражает именно такой подход к проблеме.
4. Решение творческих задач. Цель: применить неординарный, нетрадиционный подход и творческое применение знаний. Решение задач повышенной трудности интегративного характера.
Задания с ограниченным временем на выполнение (разминка)
Они идут в достаточно высоком темпе, на каждый ответ дается 2-3 секунды. В них чередуются вопросы из разных областей знаний. Такая работа придает дух соревновательности, концентрирует внимание, развивает умение быстро переключатся с одного вида деятельности на другой. Все эти навыки в совокупности войдут в структуру заданий творческого, интеллектуального развития, которые могут быть как на уроках, так и на факультативных занятиях по разным учебным дисциплинам. Задания подбираются в соответствии с уровнем знаний и умений учащихся.
- Какой сегодня день недели? А что было вчера? Какое число будет через 3 дня?
- Какая буква в русском алфавите стоит после “Ц”, а в английском перед N? Какая последняя буква алфавита?
- Название этого месяца заканчивается на “Т”. Какой он по счёту в году?
- Назовите на слух общий звук в словах: блок, стол, крыло, мост; дар, мера, аист, жар.
- По названию страны определите столицу и наоборот: Париж, Япония, Москва, Вашингтон, Италия?
- Кто автор “Золушки” ? “Трёх мушкетёров”? “Маугли”?
- Разделите двенадцать пополам, чтобы получилось семь. (XII)
Репродуктивные задания и упражнения, ориентированные на развитие психических механизмов.
1. В шестнадцати клетках каждой таблицы записаны в разнобой числа от 1 до 20. Это означает, что какие-то 4 числа в каждой таблице пропущены. Без помощи ручки и карандаша, только глазами проследите все числа и назовите недостающие.
1 16 8 13 12 9 19 2 20 4 14 18 7 15 10 5
2 11 3 8 20 6 14 16 18 17 7 5 10 4 15 13
В таблице 1 отсутствуют числа: 3, 6, 11, 17
В таблице 2: 1, 9, 12, 19
Опыт показал, что такой психологический тест направлен на выявление при систематическом использовании на развитие внимания, быстроты реакции, умение соотносить пространственные величины, может быть с успехом применен и как тренировочное упражнение с определенными дидактическими нагрузками:
- В первом классе для проверки и закрепления счета от 1 до 20.
- На уроках русского языка с разными дидактическими целями, в том числе с целью формирования орфографических умений
- На уроках литературы можно предложить выписать отсутствующие числительные и вспомнить название литературных произведений, в которые они входят.
2. Задания с отсроченным вопросом. Их сущность заключается в том, что сущность задания как бы изначально ориентирует ученика на уже привычный для него ход решения, который в итоге оказывается ошибочным. Подобная ситуация создается в том случае, когда вопрос на который должен ответить ученик оказывается для него неожиданным.
Пример: Сейчас мы проверим вашу слуховую память и узнаем какой у вас характер. Я громко и медленно назову 6 чисел. Ваша задача выслушать меня внимательно и записать эти числа в том же порядке. 5, 12, 10, 3, 8, 2. А теперь послушайте следующий ряд чисел, (учитель называет уже не 6, а больше чисел - 12): 3, 21,15, 48, 6, 10, 11, 16, 4, 5, 19, 9. Назовите лишь 2 числа данного ряда - самое большое и самое маленькое.
Бывает так, что после увеличения (без предварительной установки) ряда чисел в классе начинается замешательство: дни учащиеся теряют терпение, другие присутствие духа, третьи вовсе перестают слушать. Учитель тогда должен сказать: “Почему некоторые из вас оказались в замешательстве и перестали слушать? Кто из вас растерялся, недооценив свои силы? Понимаю, что некоторым стало не по себе, так как в самом начале вы не заметили подвоха”.
Как правило, на первых занятиях многие ученики испытывают психологический дискомфорт и просят повторить задание еще раз, и только позже, потренировавшись, привыкают к заданиям такого типа, приучаются быть всегда начеку, концентрируя внимание и память в нужном направлении.
3. Интегративные задания. Они рассчитаны на интеграцию различных репродуктивных уровней знания и ценны тем, что позволяют в короткий срок выявить интересы учащихся. Интегративность вопросов (чередование их из различных учебных дисциплин и объединение в одном задании разных областей знаний) являются логическим выражением реализации межпредметных связей в обучении. Именно они наиболее эффективно решают задачу уточнения и обогащения конкретных представлений учащихся об окружающей действительности (человеке, природе и обществе). Следовательно, интегрируя, мы работаем над сквозными понятиями, которые являются объектом изучения разных наук. Усваивая их на одном уроке, ученик углубляет свои знания об их признаках, обобщает их, устанавливает причинно - следственные связи. Пример: Вместо вопроса: “Вашингтон - столица какой страны?” вопрос: “Сколько слов в официальном названии страны, столица которой Вашингтон?”
Решение частично-поисковых задач разного уровня.
Содержит задания, в процессе выполнения которого учащиеся, как правило, самостоятельно или при незначительной помощи учителя открывают новые для себя знания и способы их добывания.
- Найдите способ, которым можно нарисовать данную фигуру, не отрывая руки от бумаги и не проводя дважды линии:
Сколько треугольников и четырехугольников можно найти на этом рисунке? Как вы получили ответ?
Помимо ответа на вопрос поисковой задачи, рекомендуется давать задания на выяснение способа ее решения, то есть системы логических операций, применяемых при решении. Особое место следует отводить подбору таких заданий, которые имеют внешнее сходство при разных содержаниях и способах решения. Например: 1ОЧКА, 1БОР, Ш1А, Ф1А, 2Д, ПО2Л (Одиночка, разбор, школа, фраза, парад, подвал)
Сколькими способами можно разделить квадрат на 4 равные части? Покажите все варианты.
Эти задания рассчитаны на мыслительную деятельность логического уровня.
Посмотрите на это выражение 9+8=5. С точки зрения математики, это полный абсурд. Но все же подумайте и попытайтесь догадаться, в какой ситуации оно будет верно. (Возможно “на языке часов”)
Решение творческих задач.
Развивающий канон - это упражнение , элемент интеллектуальной игры или задача, состоящая из 6 элементов, соединенных между собой логически ассоциативными или иными связями. [А.В.Попов].
Развивающий канон можно строить как на базе конкретного предмета школьного курса, так и на интегрированном материале.
Из области русского языка:
Ответ: 2 (количество букв в приставке)
Из геометрии:
Ответ: “т” (80 - острый угол, 90 - прямой, 100 - тупой).
Из литературы:
Ответ: “ш” (название литературных произведений - “Серая Шейка”, “Белый клык”, “Красная Шапочка”).
Особый интерес представляют развивающие каноны в связи с тем, что их решение осложняется трудностью понимания, в какой области знания следует искать ответ. Рассмотрим 2 внешне очень похожих задания:
Первое задание связано с геометрией и обозначает количество сторон соответствующей фигуры, а второе с русским языком, где цифра - порядковый номер буквы “р” в данном слове.
Список использованной литературы:
- Айзенк Х., Эванс Д. Коэффициент интеллектуальности вашего ребенка. Пер. с англ. Л.И.Кравцовой. – М.: Владос, 1997.
- Мандель Б.Р. Интеллектуальная игра: на перекрестке научных дисциплин. – Педагогика, №7, 2006 г.
- Савенков А.И. Ваш ребенок талантлив – Ярославль. Академия развития, 2002 г.
- Тихомирова Л.Ф. Басов А.В. Развитие логического мышления детей – Ярославль: ТОО Гринго, 1995 г.