Цели урока:
- ввести понятие падающего луча; отражённого луча;
- перпендикуляра, восстановленного в точке падения; дать определение угла отражения и угла падения;
- сформулировать закон отражения;
- развитие навыков и умений построения световых лучей при их отражении.
Оборудование:
1) ПК, учебные интерактивные программы:
Учебное электронное издание ФИЗИКА 7 – 11 классы, практикум, ФИЗИКОН, 2004 год;
1 С: Школа. Физика, 7 – 11 классы. Библиотека наглядных пособий, 2004 год;
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2001 год.
2) Плакаты:
“Солнечные и лунные затмения”;
“Отражение света”.
Ход урока
1. Организационный .момент.
2. Доклад ученика на тему: “Солнечные и лунные затмения”.
Ученик готовит доклад, используя интерактивную Большую энциклопедию Кирилла и Мефодия:
1) БЭ Кирилла и Мефодия – Видеоприложения – Наука и техника – Астрономия – Солнечное затмение;
2) БЭ Кирилла и Мефодия – Видеоприложения – Наука и техника – Астрономия – Солнечная корона.
3. Самостоятельная работа по дом.заданию.
Учащиеся получают карточки с заданиями (два вопроса по теме: “Источники света”). Всего 6 вариантов. [3], стр.97, тема 45. Свет. Источники света.
4. Изучение темы урока:
Учитель: Сегодня на уроке мы с вами познакомимся со световым явлением, которое мы наблюдаем каждый день, причём неоднократно. Утром мы с вами смотрим на себя в зеркало, приводя себя в порядок. Что мы видим в зеркале?
Ученики: Своё отражение.
Учитель: Правильно. В детстве все наверное любили играть с зеркалом, пуская солнечные зайчики. С каким физическим световым явлением мы встречаемся в этих случаях?
Ученики: С отражением света.
Учитель: Итак сегодня на уроке мы рассмотрим явление ОТРАЖЕНИЕ СВЕТА с точки зрения ФИЗИКИ.
Учитель: Посмотрим опыт на ПК:
ПК -- ФИЗИКОН – Лаборатории – Видеофильмы – 4.3 Отражение.
Учитель: Рассмотрим ход лучей при отражении света от поверхности зеркала:
(Учитель по готовому рисунку 1 показывает падающий луч, отражённый луч, перпендикуляр, восстановленный в точке падения. Учитель вместе с учениками формулирует определения угла падения и угла отражения)
Учитель: Запишите определения в тетрадь:
1.Угол между перпендикуляром и падающим лучом называется углом падения. Обозначается угол падения греческой буквой альфа , <
2.Угол между перпендикуляром и отраженным лучом – углом отражения.?Обозначается угол отражения греческой буквой бета, <
Учитель: Сформулируем закон отражения и его запишем в тетрадь:
1. Угол отражения равен углу падения. Иными словами, луч света отражается от зеркала под тем же углом, под каким и падает.
2. Падающий и отраженный лучи лежат в одной плоскости.
Учитель: Убедимся в этом ещё раз с помощью компьютерной лаборатории:
ПК -- ФИЗИКОН – 7-9 кл. -- Лаборатории – 4.3 Ход луча при отражении.
Учитель: При изменении угла падения, мы видим, что угол отражения также изменяется, но угол отражения всегда равен углу падения.
5. Домашнее задание.
Учитель: Запишите домашнее задание: [2], П.63, стр. 154 упр.30 (3) письменно в тетради.
6. Закрепление материала:
Учитель: Откройте в учебнике [2], стр. 154 упр.30 (2 (устно), 1(письменно в тетради, проверка на доске)).
7. Дополнительный материал:
1) Явление полного внутреннего отражения:
ПК --- 1 С: Школа. Физика, 7 – 11 классы. ---Библиотека --- Учебник А.В.Перышкин 8 класс --- Глава 5 -- § 63, опыт1. Явление полного отражения (Видеофрагмент).
2)Применение явления полного внутреннего отражения в медицине.
ПК --- 1 С: Школа. Физика, 7 – 11 классы. Библиотека --- Учебник А.В.Перышкин 8 класс --- Глава 5 -- § 63, опыт 2. Использование световода в гастроскопии (Видеофрагмент).
3) Занимательная физика:
Говорящая “отрубленная” голова, [1], стр.134
“Чудо” это нередко показывалось в странствующих по провинции “музеях” и “паноптикумах”. Непосвященного оно положительно ошеломляет: вы видите перед собой небольшой столик с тарелкой, а на тарелке лежит...живая человеческая голова, которая двигает глазами, говорит, ест! Под столиком спрятать туловище как будто негде. Хотя подойти вплотную к столу нельзя,— вас отделяет от него барьер,— все же вы ясно видите, что под столом ничего нет.
Когда вам придется быть свидетелем такого “чуда”, попробуйте закинуть в пустое место под столиком скомканную бумажку. Загадка сразу разъяснится: бумажка отскочит от... зеркала! Если она и не долетит до стола, то все же обнаружит существование зеркала, так как в нем появится ее отражение (рис. 3).
Достаточно поставить по зеркалу между ножками стола, чтобы пространство под ним казалось издали пустым,— разумеется, в том лишь случае, если в зеркале не отражается обстановка комнаты или публика. Вот почему комната должна быть пуста, стены совершенно одинаковы, пол выкрашен в однообразный цвет, без узоров, а публика держится от зеркала на достаточном расстоянии.
Секрет прост до смешного, но пока не узнаешь в чем он заключается, теряешься в догадках.
Иногда фокус обставляется еще эффектнее. Фокусник показывает сначала пустой столик: ни под ним, НИ над ним ничего нет. Затем приносится из-за сцены закрытый ящик, в котором будто бы и хранится “живая голова без туловища” (в действительности же ящик пустой). Фокусник ставит этот ящик на стол, откидывает переднюю стенку,— и изумленной публике представляется говорящая человеческая голова. Читатель, вероятно, уже догадался, что в верхней доске стола имеется откидная часть, закрывающая отверстие, через которое сидящий под столом, за зеркалами, просовывает голову, когда на стол ставят пустой ящик без дна. Фокус видоизменяют и на иной лад, но перечислять все варианты мы здесь не станем; увидев, читатель разгадает их сам.
Новое и старое о калейдоскопе,[1], стр.142
Всем известна хорошая игрушка, носящая название “калейдоскоп” (рис. 4): горсточка пестрых осколков отражается в двух или трех плоских зеркальцах и образует удивительно красивые фигуры, разнообразно меняющиеся при малейшем повороте калейдоскопа. Хотя калейдоскоп довольно общеизвестен, мало кто подозревает, какое огромное число разнообразных фигур можно получить с его помощью.
Допустим, вы держите в руках калейдоскоп с 20 стеклышками и 10 раз в минуту поворачиваете его, чтобы получить новое расположение отражающихся стеклышек. Сколько времени понадобится вам, чтобы пересмотреть все получающиеся при этом фигуры?
Самое пылкое воображение не предусмотрит правильного ответа на этот вопрос. Океаны высохнут и горные цепи сотрутся, прежде чем будут исчерпаны все узоры, скрытые внутри вашей маленькой внутри вашей маленькой игрушки, потому что для осуществления всех их понадобится по крайней мере 500 миллиардов лет. Свыше пятисот миллионов тысячелетий нужно вращать наш калейдоскоп, чтобы пересмотреть все его узоры!
Бесконечно разнообразные, вечно меняющиеся узоры калейдоскопа давно интересуют декораторов-художников фантазия которых не может соперничать с неистощимой изобретательностью этого прибора. Калейдоскоп создает подчас узоры поразительной красоты, могущие служить прекрасными мотивами для орнаментов на обоях, для узоров на различных тканях и т. п.
Но в широкой публике калейдоскоп не вызывает уже того живого интереса, с каким встречен он был в начале XIX века, когда был еще новинкой. Его воспевали в прозе и стихах.
Калейдоскоп изобретен был в Англии в 1816 г. и через год.-полтора проник уже в Россию, где был встречен с восхищением.
Утверждают, будто калейдоскоп известен был еще в XVII столетии. Ныне недавно он возобновлен и усовершенствован в Ани оттуда Месяца два назад перешел во Францию. Один из тамошних богатей заказал калейдоскоп в 20 000 франков. Вместо разноцветных стеклышек и бус велел он положить жемчуг и драгоценные каменья.
Долго калейдоскоп оставался не более чем любопытной игрушкой и только в наши дни получил полезное применение для составления узоров. Изобретен прибор, помощью которого можно фотографировать эти узоры и, таким образом механически придумывать всевозможные орнаменты.
Используемая литература:
- Перельман Я.И. Занимательная физика. В двух книгах. М.: Наука. Главная редакция физико – математической литературы, 1982. – 224 с.
- Перышкин А.В. Физика. 8 класс.: Учебн. для общеобразоват. учеб. заведений. М.: Дрофа, 2001. – 192с.
- Шевцов В.А. Дидактический материал по физике (разрезные карточки для индивидуальной работы). 8 класс. – Волгоград: Учитель, 2003. – 125 с.