Тема урока: “Создание диаграммы”
Цели урока:
Обучающая –
II курс:
а) Научить создавать диаграммы.
б) Научить учащихся выбирать оптимальные способы работы.
III курс:
а) Закрепить знания учащихся.
б) Научить анализировать и оценивать работу других учащихся.
Развивающая –
II курс:
а) Развивать умение систематизировать и обобщать знания, полученные на специальной технологии.
б) Развивать внимательность и практичность мышления.
в) Развивать абстрактное мышление.
III курс:
а) Развивать умение анализировать.
б) Развивать речь учащихся.
в) Развивать умение организовать совместную работу.
Воспитывающая:
1) Прививать любовь к профессии.
2) Формировать готовность к сотрудничеству.
3) Воспитывать коллективизм.
Тип урока: Урок изучения трудовых приемов и выполнения комплексных работ.
Вид урока: Смешанный.
Методы обучения: Наглядно-демонстрационный.
Материально-техническое и дидактическое оснащение урока: компьютеры, принтер, плакаты, папки с заданиями.
Ход урока
Время Деятельность мастера Деятельность учащихся 2-3 мин I. Организационная часть . Проверка наличия учащихся. . Назначить дежурного.
. Заполнение дневников
Отвечают. Заполняют.
20-25 мин II. Вводный инструктаж 2.1. Сообщить тему и цели урока. 2.2. Опрос по ТБ и ОТ.
2.3. Восстановить знания учащихся по изученной теме путем опроса:
- Как называется графическое представление данных таблицы?
- Для чего нужна легенда?
- В каких областях используется диаграмма?
- Способы создания диаграммы?
2.4. Инсценировка “Мастер диаграмм” 3 курс.
Слушают 2-3 курс. Задают вопросы друг другу, отвечают.
Отвечают 2 курс.
Отвечают 2 курс.
Отвечают 2 курс.
Отвечают 2 курс.
3 курс готовится.
Внимательно слушают 2 курс.
Инсценировка “Мастер диаграмм”
Мастер диаграмм: Я – Мастер диаграмм. Я – создатель диаграмм. Я помогаю пользователям ЭВМ строить диаграммы. А что такое диаграмма? Это графическое представление данных. Как у всех мастеров, у меня есть дети: первая моя дочь – Гистограмма.
Выходит Гистограмма.
Гистограмма: Это я. Я самая красивая, самая популярная. Я бываю объемной, а бываю простой. Посмотрите на меня. Какие ровные столбики по вертикали я выстраиваю.
Мастер диаграмм: Вторая моя дочь – Линейчатая диаграмма.
Выходит Линейчатая диаграмма.
Линейчатая: А вот и я. Я тоже выстраиваю красивые, ровные столбики, но в отличие от моей сестры Гистограммы, мои столбики располагаются по горизонтали.
Мастер диаграмм: Представляю вам моего сына – Графика.
Выходит График.
График: Кто знаком с математикой и физикой, легко меня узнает. Ведь я почти ничем не отличаюсь от математических и физических собратьев. Посмотрите на меня.
Мастер диаграмм: А вот еще одна моя дочь – Круговая диаграмма.
Выходит Круговая диаграмма.
Круговая: Меня легко представить себе. Ведь нас в быту окружают круглые предметы, которые нужно поделить. Например: торт, поделенный на несколько частей, или яблоко. Тогда вы меня узнаете.
Мастер диаграмм: Есть у меня еще дети – Цилиндрическая, Кольцевая, Лепестковая, с областями, но сейчас они в разъездах. А когда они вернутся, я с радостью их вам представлю.
2.5. Пошаговое объяснение создания диаграммы | 3 курс показывают. 2 курс внимательно слушают. |
Пошаговое объяснение создания диаграммы.
Учитель: Чтобы начать создание диаграммы, необходимо выделить фрагмент таблицы, причем хорошо бы, чтоб левый столбец содержал названия строк, а первая строка – названия столбцов. Тогда Мастер диаграмм сразу включит их в диаграмму, расположив по осям или вставив в легенду.
Затем нужно нажать кнопку “Мастер диаграмм”. Этот мастер делает всего четыре шага. Я буду называть шаги, любезный Мастер диаграмм будет вам их показывать, а наши помощники будут показывать вам, ребята, непосредственно на компьютере.
Мастер диаграмм готовит первый шаг (Рисунок 1).
Учитель: На первом шаге вы выбираете тип диаграммы. Вы уже слышали, какие типы диаграмм бывают. Поэтому выбор за вами. После выбора типа диаграммы нажмите кнопку Далее.
Мастер диаграмм готовит второй шаг. (Рисунок 2).
Учитель: На втором шаге вы выбираете источник данных. Для удобства можно нажать на кнопку – справа в строке Диапазон – и окно свернется в строчку. Выделите мышью нужные строки и столбцы и нажмите кнопку еще раз. На этом же шаге можно задать, какие данные будут отложены по оси Х, а какие – по оси Y. После выбора типа диаграммы нажмите кнопку Далее.
Мастер диаграмм готовит третий шаг (Рисунок 3).
Учитель: На третьем шаге вы вводите заголовок диаграммы, название осей, ставите или убираете легенду и прочие детали оформления. После выбора типа диаграммы нажмите кнопку Далее.
Мастер диаграмм готовит четвертый шаг (Рисунок 4).
Учитель: На четвертом шаге вы задаете, куда диаграмму следует поместить – на отдельный лист или на один из имеющихся. Теперь жмете кнопку Готово и получаете то, что заказали. Ваша диаграмма готова.
Учитель: Посмотрите на вашу диаграмму. Если размеры диаграммы и ее расположение вас не устраивает, то можно это изменить. Для этого нужно выделить диаграмму: щелкните левой кнопкой мыши на диаграмме. На диаграмме появятся маркеры: по углам и по центрам каждой из сторон.
Вы знаете, как перемещать окна и менять их размеры. Перемещение диаграммы и изменение ее размеров ничем не отличается от перемещения окна и изменения его размеров.
2.6. Обобщить знания по диаграммам.
2.7. Выдача заданий. |
Отвечают и слушают. Получают задания. |
||
40-50мин | III. Текущий инструктаж | ||
Возьмите у себя на столах папки с заданиями и откройте их на задании на урок. Прочитайте внимательно, если нет вопросов, можете приступить к выполнению задания. | Открывают папку с заданиями и находят нужную страницу. Внимательно читают. Начинают выполнять задание. По ходу работы у учащихся возникают различные вопросы, которые они не могут разрешить самостоятельно. Обращаются к мастеру за разъяснением. | ||
Целевые осмотры: а) организация самостоятельной познавательной деятельности учащихся по форматированию и созданию диаграммы. Целевые обходы: а) Проверка организации рабочих мест учащихся; б) проверка правильности выполнения задания; в) контроль качества работ и соблюдение правил техники безопасности и сангигиены при выполнении заданий. г) индивидуальная помощь учащимся при выполнении задания. Дифференциация обучения. Выдача дополнительного задания ученикам, выполнившим свои производственные задания. Приём и оценка работ мастером. |
Производственная деятельность: а) подготовка рабочего места; б) контроль со стороны 3 курса. Выполняют самостоятельные работы по созданию таблицы диаграмм и распечатке на сервере 3 курс контролируют выполнения заданий. Сдача выполненных работ, уборка рабочего места. Подготовка к заключительному инструктажу. |
||
5 мин | IV. Заключительный инструктаж. | ||
4.1. Анализ выполнения работ. 4.2. Отметить положительные работы. 4.3. Подведение итогов и объявление оценок. 4.4. Домашнее задание: “Изменение элементов диаграммы”. |
Слушают. | ||
2 мин | V. Уборка рабочих мест. | ||
Сдать дневники. Сдать папку с заданиями. |
Выполняют. |
Задание на урок
1. Открыть программу MS EXCEL.
2. Создать таблицу на листе 1.
Канцелярские товары | ||||
№ | Наименование товара | Кол-во | Цена | Сумма |
1 | Тетради | 55 | 2,00 | |
2 | Карандаши | 65 | 1,50 | |
3 | Линейки | 42 | 1,00 | |
4 | Гуашь | 2 | 35,00 | |
Итого: |
3. Используя формулу, заполнить столбец “Сумма”, строку “Итого”.
4. Отформатировать таблицу:
- Шрифт – 14.
- Выравнивание всех столбцов, кроме “Наименование товара” - по центру.
- Выравнивание столбца “Наименование” - по левому краю.
- Заливка “шапку” таблицы – бледно-желтым, основную часть – салатовым.
- Границы – черная линия.
- Ширина столбцов:
- № - 5;
- “Наименование товара” - 30;
- “Сумма” - 15;
- “Кол-во”, “Цена” - 10.
5. Название таблицы отформатировать, используя пиктограмму “Объединить и поместить в центре”.
6. По этой таблице создать диаграмму “Гистограмма”, дать ей название и расположить ее под таблицей.
7. Установить нижний колонтитул, в центре – свои Ф.И.О.
8. Сохранить книгу на диске 3,5 (А:) под именем “Диаграмма”.
9. Распечатать на сервере.