Старший подростковый возраст характеризуется ростом сознания и самосознания ребят, расширяется сфера их знаний о себе, о людях, об окружающем мире. Развитие самосознания школьников находит свое выражение в изменении мотивов основных видов деятельности: учения, общения и труда.
Цели игры:
1) организовать взаимодействие между участниками образовательного пространства;
2) сопоставить представления о ценности образования разных категорий участников;
3) скорректировать целевые ориентации участников в связи с обменом мнениями (по возможности);
Задачи:
- Стимулировать участников к размышлению об отличительных особенностях образованного человека, а также об условиях, необходимых для того, чтобы стать образованным человеком.
- Создать положительный (привлекательный) образ образованного человека как перспективной цели образования.
- Создать условия для творческого самовыражения участников деловой игры.
Оборудование и материалы:
На каждую группу – шаблоны фигуры юноши и девушки, цветная бумага, клей, ножницы, цветные фломастеры. «Кирпичики» с качествами, необходимыми образованному человеку. Доска, скотч.
Условия проведения: в помещении, где проводится мероприятие, столы составлены таким образом, чтобы образовать 3 рабочих места для групп из 10-12 человек (3-4 стола, составленных вместе, стулья вокруг них) и 1 стол для группы из 4 человек. При этом центральная часть помещения свободна. Предлагаемая игра рассчитана на 45 минут. Приложение 1.
Ход игры
Ведущий (педагог-психолог): Здравствуйте! Сегодня я хочу обсудить с вами, кто такой образованный человек. Каждый из нас слышал словосочетание «Образованный человек» и знает, что его все уважают, ценят, относятся к нему с симпатией, прислушиваются к его мнению. Каждый из нас, я думаю, хотел бы быть образованным человеком. Давайте задумаемся – а кто же это такой и какие качества ему присущи? Наша с вами задача – создать портрет образованного человека. Для этого вы разделены на 3 группы. В каждой группе представлены участники образовательного пространства. Первая группа – учащиеся, вторая группа – родители учащихся, третья группа – педагоги. Наша игра рассчитана на 45 минут. Как и в любой командной работе имеет смысл распределить роли. Вам понадобится:
1. Спикер (который будет представлять портрет образованного человека всем присутствующим).
2. Креативный директор (который постарается собрать мнения членов группы о внешних и внутренних чертах образованного человека).
3. Художник - дизайнер (который займется созданием имиджа образованного человека).
4. Хранитель времени (который будет следить за тем, чтобы работа группы не превысила 20 минут).
Кроме того, для подведения итогов игры необходима группа, способная обобщить и сделать выводы по нашей работе – «Совет аналитиков». Возглавит наш совет заместитель директора по УВР. Предлагаю вам выбрать по одному представителю от каждой команды в совет.
Сейчас я раздам пакеты со всем необходимым для того, чтобы группа смогла создать свой портрет образованного человека. В каждом пакете находятся «необразованные люди»: юноша и девушка – у них нет ничего - ни лица, ни одежды, ни качеств характера, ни способностей. Также в пакете вы найдете цветную бумагу, клей, ножницы, фломастеры, «кирпичики» с качествами и общую таблицу. Приложение 2, 3.
В течение 20 минут подумайте и обсудите в группе те качества и свойства, которые определяют образованного человека. Решите, как вы эти качества отразите на портрете. Их необходимо в порядке значимости для вас проранжировать, и наклеить на ватман. Ваша задача – отобразить не только внешние черты (цвет глаз, волос, форму носа и губ), но и внутренние качества и способности. Если во время выполнения задания у вас возникнут вопросы – обращайтесь ко мне. Если есть вопросы сейчас – спрашивайте. (Отвечает на вопросы участников). Пожалуйста, приступайте к выполнению задания (объявляет время).
Ведущий (педагог-психолог): Теперь, когда все группы создали свой портрет образованного человека, спикеры приглашаются к доске для того, чтобы представить работу группы всем участникам игры. Предлагаю подвести итог игры «Совету аналитиков», которые внимательно следили за работой в группах, за соблюдением правил игры, за выполнением своих ролей участниками в командах. Они также создали свой портрет, т.к. им было предложено выдвинуть гипотезу и подтвердить ее или опровергнуть: «В современном обществе утрачена ценность образования». В «Совете» были представители разных категорий участников, и им было сложнее придти к общему мнению.
- Как вы справились с заданием?
- Поделитесь своими ощущениями.
- Можете ли вы подтвердить выдвинутую гипотезу?
Один представитель из «Совета аналитиков» отвечает на вопросы и опровергает или подтверждает гипотезу.
Подводит итог игры: Спасибо всем, вы отлично поработали. Посмотрите, перед нами целых шесть образованных человек, которые …
Главный итог этой игры заключен не в победе какой-то одной команды. Вы все достойно проявили себя. И независимо от результата, есть главные победители сегодняшней встречи. Это – наши учащиеся. Я думаю, все из нас стремятся к идеалу. Путь этот непростой, посмотрите, сколько необходимо иметь качеств, условий, чтобы стать образованным человеком. Но мы с вами на правильном пути!
Уважаемые ребята, педагоги, родители:
- Понравилась ли вам наша игра?
- Что полезного вы услышали, узнали?
- Какие выводы сделали для себя?
Ведущий (педагог-психолог):
Мне тоже понравилась наша с вами игра. Мне понравилось с вами думать, обсуждать. Спасибо вам! Наша игра окончена, до свидания!