Урок литературного чтения в 1-м классе по УМК "Школа России" по теме "Согласные звуки [м], [м']. Буквы М, м"

Разделы: Начальная школа


Цель: знакомство учащихся со звуками [м], [м'], буквами М, м.

Задачи:

  1. Формирование:
    а) аналитико-синтетических способностей с помощью развития у ребят фонематического восприятия, фонематических представлений, фонематического, слогового, звуко-буквенного анализа и синтеза;
    б) умения на основе выделения множества признаков сравнивать предметы.
  2. Уточнение, расширение и систематизация словарного запаса.
  3. Воспитание коммуникативных умений и навыков посредством работы в паре и группе.
  4. Активизация творческой активности младших школьников.

Оборудование:

  1. Предметные картинки: дом, мяч.
  2. Схемы этих слов.
  3. Мягкие игрушки (Мишка и Мышка, котенок).
  4. Слоги МА, МУ, МО, МЫ, МЕ, МИ.
  5. Картинки и схемы для игры в магазин.
  6. Картинка щенка.
  7. Слоги для игры "Эхо".

1. ма-ма-ма

ам-ам-ам

мна-мна-мна

ама-ама-ама

2. мо-мо-мо

ом-ом-ом

мко-мко-мко

омо-омо-омо

1. му-му-му

ум-ум-ум

мту-мту-мту

уму-уму-уму

2. мы-мы-мы

ым-ым-ым

мвы-мвы-мвы

ымы-ымы-ымы

Словарные "пирамидки".

МЫ

МИР

МАМА

МЕТРО

МУЗЕЙ

КРЕМЛЬ

МОСКВА

МОСКВИЧИ

МИЛЛИОНЫ

МНОГОЛЮДНЫЙ

Ход урока

I. Мобилизующая часть урока

1. Гимнастика речевого аппарата.
2. Работа со скороговоркой:

Про пестрых птиц поет петух,

про перья пышные, про пух.

II. Формирование новых знаний, умений и навыков

1. Постановка учебной задачи.

- Сегодня мы подружимся с новой буквой. Но сначала мы должны узнать звук, который обозначается этой буквой. Этим звуком начинается слово мяч, в земле он посередине, а в доме он в конце.

- Вы узнали его?

- Произнесите этот звук.

- Какой он: гласный или согласный? Звонкий или глухой?

3. Выделение и характеристика нового звука

- Посмотрите на картинку (мяч) и определите местонахождение "дежурного" звука.

- Какая схема подходит к слову мяч? Объясните свой выбор.

- Найдите соответствующую схему слова, которая обозначает предмет (дом). Объясните свой выбор.

- Охарактеризуйте "дежурный" звук.

Первичное закрепление знаний

Игра "Твердый, мягкий".

Цель: развитие фонематического восприятия.

Звук-невидимка. Но если вслушаться, то можно его определить. Звуки – большие шалуны, они очень любят играть, особенно в прятки. И сейчас они приглашают вас поиграть с ними. Если вы услышите [м], то застукиваете его о крышку стола, а [м'] – хлопком.

АДМИРАЛ, БУМАГА, ВМЯТИНА, ГАРМОШКА, МИНУТА, МАГАЗИН, ГНОМ, МЯГОНЬКИЙ, ШТУРМАН, КОРМИЛЕЦ, МАШИНА, МИЛОВАТЬ, ШЛЕМ, ЖЕМЧУЖИНА, ЗАМОК, МЕДУЗА, МОРОЗ, МЫШКА, МИШКА.

- Ой, тише, тише. Я что-то слышу:

На полу скребется мышка.
Спит в берлоге бурый мишка.
Но сегодня на урок
К нам явились они в срок.

(Вывешиваю картинки мышки и мишки).

- Произнесите: МЫШКА, МИШКА.

- Назовите общие признаки.

- Назовите отличительные признаки этих слов.

- Мишка и мышка. Они тоже хотят поиграть с нами в прятки. Спряталась от них буква М. Давайте поможем им найти букву! (Ищем букву, спрятанную в классе под стульчиком ученика).

Знакомство с буквой М (работа с лентой букв)

Куда мы поселим букву М? Где она будет жить?

а) Буква М у нас сегодня именинница.

Кто же будет почетным гостем у нее? Просим вас выйти к доске. Представьтесь! (Выходят дети, в чьих именах, отчествах, фамилиях есть звуки [м], [м']).

б) Работа с корректурной пробой.

Подружки буквы М тоже хотят побывать на именинах. Давайте же пошлем им телеграммы с приглашением. Телеграммы будут срочные – называются они молниями.

(Найдите и зачеркните буквы М).

Сколько телеграмм вы успели отправить за 1 минуту?

в) Гости стали прибывать.

Давайте рассадим их ровным рядом в своей тетради.

(Печатание букв М м.)

Упражнение на развитие фонематического слуха

а) В гости неприлично ходить с пустыми руками. Необходимо имениннице закупить подарки.

Игра "Магазин игрушек"

На доске предметные картинки с изображением игрушек.

(Работа в группах. Каждая группа получает схемы.)

Определить по схеме предметную картинку. Это и будет подарок.

(Группы по очереди покупают подарки).

Назовите общий признак подарков! (В названиях всех подарков есть звуки [м], [м']).

б) Проблемная ситуация

Я тоже хочу сделать подарок. Помогите мне, пожалуйста, подарить эту игрушку (мягкая игрушка котенок).

Решение проблемной ситуации (можно котенку дать имя (Мурзик), а можно охарактеризовать игрушку как МЯГКАЯ).

6. Чтение слогов

а) У буквы М есть очень хороший друг. Кто же он? Вы хотите узнать?

Угадайте!

Гладишь – ласкается.

Дразнишь – кусается.

(Собачка Бим)

Он прибежал к нам и принес слоги. Давайте же их прочитаем. (Дети читают хором слоги, учитель договаривает предложение).

МА-МА-МА – щенка чищу я сама.

МУ-МУ-МУ – молоко несу ему.

МО-МО-МО – дам щеночку эскимо.

МЫ-МЫ-МЫ – на прогулку идем мы.

МЕ-МЕ-МЕ – веду Бима на ремне.

МИ-МИ-МИ – ну, попробуй, догони!

Как вы думаете, какие слоги возьмет мишка, а какие – мышка?

Напечатайте в тетрадях слоги, распределив их в два столбика: первый столбик – для мишки, второй столбик – для мышки.

(Проверка самостоятельной работы.)

Прочитайте слоги первого столбика, а затем слоги второго столбика. Объясните свой выбор.

(Один ученик работает индивидуально у доски.)

б) Чтение слогов (карточка).

Игра "Эхо"

1. ма-ма-ма

ам-ам-ам

мна-мна-мна

ама-ама-ама

2. мо-мо-мо

ом-ом-ом

мко-мко-мко

омо-омо-омо

1. му-му-му

ум-ум-ум

мту-мту-мту

уму-уму-уму

2. мы-мы-мы

ым-ым-ым

мвы-мвы-мвы

ымы-ымы-ымы

Чтение цепочкой по рядам. (Читают хором: первый слог – первый ряд, второй слог – второй ряд, третий слог – третий ряд)

(Установка) Если разорвется цепочка, убежит Бим и больше не вернется.

Подведение итогов чтения:

1 вариант. Бим так обрадовался, что вы не подвели его, и решил вас пригласить, а вот куда? Вы узнаете, распутав дорожки.

2 вариант. Бим убежал от нас, так как порвалась наша цепочка. Но, чтобы найти его, надо распутать дорожки. Для этого расставьте числа в порядке возрастания и вы прочитаете слово.

2

5

3

9

1

8

6

4

7

К

У

С

Я

Э

И

Р

К

С

(Дети распутывают дорожки и получают слово ЭКСКУРСИЯ.)

- Бим отправился на экскурсию, но мы узнаем, куда он ушел, если прочитаем слова пирамидки.

Чтение слов в пирамидках

МЫ

МИР

МАМА

МЕТРО

МУЗЕЙ

КРЕМЛЬ

МОСКВА

МОСКВИЧИ

МИЛЛИОНЫ

МНОГОЛЮДНЫЙ

а) Чтение слов хором.
б) Чтение слов в парах.
в) - Я буду задавать вопросы, а вы должны ответить хором, словечком нашей пирамидки, спускаясь сверху вниз.

Вопрос-ответ

- Кто идет на экскурсию? (МЫ).

- Что вы хотите увидеть? (МИР).

- Кто отправится с вами в путь? (МАМА).

- Как называется подземная железная дорога для перевозки пассажиров? (МЕТРО).

- Как называется дом, где хранятся разные старинные коллекции, картины, документы? (МУЗЕЙ).

- Как называется крепость в старинных русских городах? (КРЕМЛЬ).

- В каком же городе мы побываем? (МОСКВА).

- Как называют людей, постоянно живущих в Москве? (МОСКВИЧИ).

- Сколько жителей в Москве? (МИЛЛИОНЫ).

- Если в городе много людей, значит он… МНОГОЛЮДНЫЙ.

- Что вы узнали про Москву?

- А что вы еще знаете о Москве?

Чтение текста

Чтение текста на стр. 89 ("Русская азбука" Горецкий В.Г.), самостоятельно, а потом в парах.

- Какие слова писали дети?

- Напечатайте их в тетрадях.

- Что означает слово МИР? (Идти по миру, жить в мире и согласии).

III. Итог урока

- Чему учились?

- Что интересного узнали?

- Что понравилось?

- Испытывали ли трудности? Почему?