Цель: знакомство учащихся со звуками [м], [м'], буквами М, м.
Задачи:
- Формирование:
а) аналитико-синтетических способностей с помощью развития у ребят фонематического восприятия, фонематических представлений, фонематического, слогового, звуко-буквенного анализа и синтеза;
б) умения на основе выделения множества признаков сравнивать предметы. - Уточнение, расширение и систематизация словарного запаса.
- Воспитание коммуникативных умений и навыков посредством работы в паре и группе.
- Активизация творческой активности младших школьников.
Оборудование:
- Предметные картинки: дом, мяч.
- Схемы этих слов.
- Мягкие игрушки (Мишка и Мышка, котенок).
- Слоги МА, МУ, МО, МЫ, МЕ, МИ.
- Картинки и схемы для игры в магазин.
- Картинка щенка.
- Слоги для игры "Эхо".
1. ма-ма-ма |
ам-ам-ам |
мна-мна-мна |
ама-ама-ама |
2. мо-мо-мо |
ом-ом-ом |
мко-мко-мко |
омо-омо-омо |
1. му-му-му |
ум-ум-ум |
мту-мту-мту |
уму-уму-уму |
2. мы-мы-мы |
ым-ым-ым |
мвы-мвы-мвы |
ымы-ымы-ымы |
Словарные "пирамидки".
МЫ |
МИР |
МАМА |
МЕТРО |
МУЗЕЙ |
КРЕМЛЬ |
МОСКВА |
МОСКВИЧИ |
МИЛЛИОНЫ |
МНОГОЛЮДНЫЙ |
Ход урока
I. Мобилизующая часть урока
1. Гимнастика речевого аппарата.
2. Работа со скороговоркой:
Про пестрых птиц поет петух,
про перья пышные, про пух.
II. Формирование новых знаний, умений и навыков
1. Постановка учебной задачи.
- Сегодня мы подружимся с новой буквой. Но сначала мы должны узнать звук, который обозначается этой буквой. Этим звуком начинается слово мяч, в земле он посередине, а в доме он в конце.
- Вы узнали его?
- Произнесите этот звук.
- Какой он: гласный или согласный? Звонкий или глухой?
3. Выделение и характеристика нового звука
- Посмотрите на картинку (мяч) и определите местонахождение "дежурного" звука.
- Какая схема подходит к слову мяч? Объясните свой выбор.
- Найдите соответствующую схему слова, которая обозначает предмет (дом). Объясните свой выбор.
- Охарактеризуйте "дежурный" звук.
Первичное закрепление знаний
Игра "Твердый, мягкий".
Цель: развитие фонематического восприятия.
Звук-невидимка. Но если вслушаться, то можно его определить. Звуки – большие шалуны, они очень любят играть, особенно в прятки. И сейчас они приглашают вас поиграть с ними. Если вы услышите [м], то застукиваете его о крышку стола, а [м'] – хлопком.
АДМИРАЛ, БУМАГА, ВМЯТИНА, ГАРМОШКА, МИНУТА, МАГАЗИН, ГНОМ, МЯГОНЬКИЙ, ШТУРМАН, КОРМИЛЕЦ, МАШИНА, МИЛОВАТЬ, ШЛЕМ, ЖЕМЧУЖИНА, ЗАМОК, МЕДУЗА, МОРОЗ, МЫШКА, МИШКА.
- Ой, тише, тише. Я что-то слышу:
На полу скребется мышка.
Спит в берлоге бурый мишка.
Но сегодня на урок
К нам явились они в срок.
(Вывешиваю картинки мышки и мишки).
- Произнесите: МЫШКА, МИШКА.
- Назовите общие признаки.
- Назовите отличительные признаки этих слов.
- Мишка и мышка. Они тоже хотят поиграть с нами в прятки. Спряталась от них буква М. Давайте поможем им найти букву! (Ищем букву, спрятанную в классе под стульчиком ученика).
Знакомство с буквой М (работа с лентой букв)
Куда мы поселим букву М? Где она будет жить?
а) Буква М у нас сегодня именинница.
Кто же будет почетным гостем у нее? Просим вас выйти к доске. Представьтесь! (Выходят дети, в чьих именах, отчествах, фамилиях есть звуки [м], [м']).
б) Работа с корректурной пробой.
Подружки буквы М тоже хотят побывать на именинах. Давайте же пошлем им телеграммы с приглашением. Телеграммы будут срочные – называются они молниями.
(Найдите и зачеркните буквы М).
Сколько телеграмм вы успели отправить за 1 минуту?
в) Гости стали прибывать.
Давайте рассадим их ровным рядом в своей тетради.
(Печатание букв М м.)
Упражнение на развитие фонематического слуха
а) В гости неприлично ходить с пустыми руками. Необходимо имениннице закупить подарки.
Игра "Магазин игрушек"
На доске предметные картинки с изображением игрушек.
(Работа в группах. Каждая группа получает схемы.)
Определить по схеме предметную картинку. Это и будет подарок.
(Группы по очереди покупают подарки).
Назовите общий признак подарков! (В названиях всех подарков есть звуки [м], [м']).
б) Проблемная ситуация
Я тоже хочу сделать подарок. Помогите мне, пожалуйста, подарить эту игрушку (мягкая игрушка котенок).
Решение проблемной ситуации (можно котенку дать имя (Мурзик), а можно охарактеризовать игрушку как МЯГКАЯ).
6. Чтение слогов
а) У буквы М есть очень хороший друг. Кто же он? Вы хотите узнать?
Угадайте!
Гладишь – ласкается.
Дразнишь – кусается.
(Собачка Бим)
Он прибежал к нам и принес слоги. Давайте же их прочитаем. (Дети читают хором слоги, учитель договаривает предложение).
МА-МА-МА – щенка чищу я сама.
МУ-МУ-МУ – молоко несу ему.
МО-МО-МО – дам щеночку эскимо.
МЫ-МЫ-МЫ – на прогулку идем мы.
МЕ-МЕ-МЕ – веду Бима на ремне.
МИ-МИ-МИ – ну, попробуй, догони!
Как вы думаете, какие слоги возьмет мишка, а какие – мышка?
Напечатайте в тетрадях слоги, распределив их в два столбика: первый столбик – для мишки, второй столбик – для мышки.
(Проверка самостоятельной работы.)
Прочитайте слоги первого столбика, а затем слоги второго столбика. Объясните свой выбор.
(Один ученик работает индивидуально у доски.)
б) Чтение слогов (карточка).
Игра "Эхо"
1. ма-ма-ма |
ам-ам-ам |
мна-мна-мна |
ама-ама-ама |
2. мо-мо-мо |
ом-ом-ом |
мко-мко-мко |
омо-омо-омо |
1. му-му-му |
ум-ум-ум |
мту-мту-мту |
уму-уму-уму |
2. мы-мы-мы |
ым-ым-ым |
мвы-мвы-мвы |
ымы-ымы-ымы |
Чтение цепочкой по рядам. (Читают хором: первый слог – первый ряд, второй слог – второй ряд, третий слог – третий ряд)
(Установка) Если разорвется цепочка, убежит Бим и больше не вернется.
Подведение итогов чтения:
1 вариант. Бим так обрадовался, что вы не подвели его, и решил вас пригласить, а вот куда? Вы узнаете, распутав дорожки.
2 вариант. Бим убежал от нас, так как порвалась наша цепочка. Но, чтобы найти его, надо распутать дорожки. Для этого расставьте числа в порядке возрастания и вы прочитаете слово.
2 |
5 |
3 |
9 |
1 |
8 |
6 |
4 |
7 |
К |
У |
С |
Я |
Э |
И |
Р |
К |
С |
(Дети распутывают дорожки и получают слово ЭКСКУРСИЯ.)
- Бим отправился на экскурсию, но мы узнаем, куда он ушел, если прочитаем слова пирамидки.
Чтение слов в пирамидках
МЫ |
МИР |
МАМА |
МЕТРО |
МУЗЕЙ |
КРЕМЛЬ |
МОСКВА |
МОСКВИЧИ |
МИЛЛИОНЫ |
МНОГОЛЮДНЫЙ |
а) Чтение слов хором.
б) Чтение слов в парах.
в) - Я буду задавать вопросы, а вы должны ответить хором, словечком нашей пирамидки, спускаясь сверху вниз.
Вопрос-ответ
- Кто идет на экскурсию? (МЫ).
- Что вы хотите увидеть? (МИР).
- Кто отправится с вами в путь? (МАМА).
- Как называется подземная железная дорога для перевозки пассажиров? (МЕТРО).
- Как называется дом, где хранятся разные старинные коллекции, картины, документы? (МУЗЕЙ).
- Как называется крепость в старинных русских городах? (КРЕМЛЬ).
- В каком же городе мы побываем? (МОСКВА).
- Как называют людей, постоянно живущих в Москве? (МОСКВИЧИ).
- Сколько жителей в Москве? (МИЛЛИОНЫ).
- Если в городе много людей, значит он… МНОГОЛЮДНЫЙ.
- Что вы узнали про Москву?
- А что вы еще знаете о Москве?
Чтение текста
Чтение текста на стр. 89 ("Русская азбука" Горецкий В.Г.), самостоятельно, а потом в парах.
- Какие слова писали дети?
- Напечатайте их в тетрадях.
- Что означает слово МИР? (Идти по миру, жить в мире и согласии).
III. Итог урока
- Чему учились?
- Что интересного узнали?
- Что понравилось?
- Испытывали ли трудности? Почему?