Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания. Права и обязанности родителей определены в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации, главе 12 Семейного кодекса РФ, статьях 17, 18, 19, 52 закона РФ «Об образовании»
Старинный школьный афоризм гласит «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями». Серьезную озабоченность вызывает рост числа семей и детей, которые находятся в социально опасном положении. Происходит увеличение социального сиротства, беспризорности ухудшение физического и психического здоровья детей. И, как следствие, в современном российском обществе отмечается рост детской преступности, наркомании, суицидов. Все это не может не вызывать тревогу педагогов, родителей, общественности.
Одной из причин неблагополучного детства является существенное снижение воспитательной функции семьи и школы. Педагоги выражают крайнюю обеспокоенность по поводу социального неблагополучия, роста бездуховности и жестокости школьной молодежи. Негативные явления оказались результатом многих слагаемых. Здесь и неблагоприятные общественные и семейные условия, и массовая культура с ее кровавыми детективами и фильмами ужасов, и, наконец, проблемы школьного воспитания.
В эпоху девальвации нравственных и культурных ценностей, переживаемой современной цивилизацией, ослабления духовности человеческих взаимоотношений, игнорирование традиций гуманизма, вариативной инновационной системы взаимодействия «школа – семья – общественность - государство» приобретает особое значение. Общеизвестно, что семья и школа являются важнейшим фактором целостного формирования личности ребенка, поскольку являются составными элементами целостного триединства субъектов педагогического процесса.
Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника. Для этого необходимо поднять педагогическую подготовленность родителей на качественный уровень, соответствующий условиям и потребностям современного общества.
Усиление воспитательной функции образовательного учреждения обусловливает необходимость совершенствования форм и способов взаимодействия школы и семьи, педагогов и родителей. Доказано временем, что воспитание будет иметь успех тогда, когда просвещение семьи опережает просвещение ребенка. Ведь семьи, из которых приходят в школу наши ученики, неоднородны. В них различный материальный достаток, разное отношение к детям, разные условия для развития, разные нравственные устои. А это влияет и на здоровье ребенка, и на его психику, и на отношение к учению, и на его состоятельность как человека.
Из 594 человек учеников школы из малообеспеченных семей – 260, многодетных – 8, опекаемых –14, детей-инвалидов – 8. Социальное положение большинства семей таково, что воспитанию детей в большинстве из них родители уделяют недостаточно внимания. Более того, многие их них в силу недостаточно высокого уровня собственного образования не владеют необходимыми знаниями.
«…нерадение о детях – больший из всех грехов, он приводит к крайнему нечестию… . Нам нет извинения, если дети у нас развращены», - настаивает святитель Иоанн Златоуст. Миссия школы заключается в возрождении традиций семейного воспитания.
Цель программы:
Повышение социально – психологической компетентности родителей.
Задачи:
- Оказание психолого - педагогической помощи семье в воспитании и обучении детей.
- Вооружение родителей определенным минимумом педагогических знаний, оказание помощи в организации педагогического образования, в выработке умений и навыков по воспитанию детей.
- Привлечение правоохранительных и других заинтересованных органов к сотрудничеству по охране прав детей и семьи в целом.
- Изучение воспитательных возможностей семей, повышение их воспитательного потенциала.
Сроки и этапы выполнения программы
1. сентябрь-декабрь 2006 г.
подготовительный этап работы, изучение нормативно-правовой базы, разработка программ родительского всеобуча, программ деятельности специалистов школы, согласование планов совместной работы
2. январь 2007-май 2008 г.
этап реализации программы, проведение мероприятий по основным направлениям деятельности:
- Организационное
- Диагностическое
- Консультативное
- Просветительское
3. июнь-август 2008 г.
подведение итогов реализации программы, планирование дальнейшей работы.
Ожидаемые результаты
- Выявление уровня психолого-педагогической компетенции родителей.
- Повышение психолого-педагогических, социально- экономических, медико-экологических знаний, способствующих планомерному воспитанию детей.
- Раскрытие личностного потенциала учащихся в воспитательной системе школы.
- Реализация личностно- профессионального роста педагогов.
- Активизация педагогического и культурного сознания родителей, педагогов и других специалистов по работе с семьей.
- Создание активно действующее, работоспособной системы поддержки семейного воспитания.
Мероприятия по реализации программы
Направление |
Цель |
Формы работы
|
Мероприятия |
Сроки проведения |
ответственные |
Организа-ционное | Создание организационных и кадровых условий для реализации программы | Совещания Изучение нормативных документов и методической литературы |
Изучение нормативной, методической
литературы Совещание при завуче: «Формы работы с родителями. Планирование работы классного руководителя». Разработка плана работы на год Изучение промежуточных итогов реализации программы Подведение итогов реализации программы |
Сентябрь-октябрь 2006
Октябрь 2006 г. Сентябрь 2006 г.
Сентябрь 2007 г.
Май 2007 г.
Август 2008 г. |
|
Диагности-ческое | Выявление основных проблем в воспитании, обучении и развитии личности ребенка | Анкетирование тестирование |
Готовность детей к школьному обучению 1 класс Взаимоотношения в детском коллективе 4 класс Мотивация учения 2-3 класс
Причины дезадаптации пятиклассников.
Затруднение в обучении их причины (6 класс)
Комфортность 1-5 классы
Отношение школьников к пагубным привычкам 7-8 классы Изучение профессиональных намерений учеников 9-11 классов.
Структура интересов и профессиональных склонностей учащихся 8-9 классов Тест КОС - определение коммуникативных и организаторских склонностей. Мониторинг родительской компетенции в вопросах воспитания. |
Сентябрь 2006, 2007, 2008 гг.
Октябрь 2006, 2007, 2008 гг.
Октябрь 2006, 2007, 2008 гг.
Ноябрь 2006, 2007, 2008 гг.
Октябрь 2006, 2007, 2008 гг.
Октябрь- Апрель 2006, 2007, 2008 гг.
Декабрь 2006, 2007, 2008 гг.
Ноябрь Март 2006, 2007, 2008 гг.
Февраль 2006, 2007, 2008 гг.
Март 2007, 2008 гг.
Октябрь 2006, 2007, 2008 гг. |
|
Консульта-тивное | Совместный психолого-педагоги-ческий
поиск методов эффективного влияния на ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков. |
Индивидуаль- ное консультирование | По заявкам родителей, учителей,
классных руководителей. Консультирование психологами ПМСЦ по заявкам учителей, классных руководителей и родителей. |
В течение года
В течение года |
|
Просвети-тельское | Научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми. | Родительские собрания
Родительский всеобуч 1-11классы
Родительский клуб 1-5 классы
Информационно- методическое обеспечение |
Итоги работы за учебный год.
Перспективы развития в новом учебном году Профориентация учащихся 9, 11 классов
Организация предпрофильного и профильного обучения. Творческий отчет педагогов дополнительного образования (работа кружков, объединений) Проведение занятий по программе родительского всеобуча Занятия по программе родительского клуба Разработка методических рекомендаций для проведения родительских собраний Формирование методической библиотеки
Использование ресурсов Интернет Разработка материалов для участия в конкурсах и проектах Подготовка и оформление раздела рекомендаций для «Странички родителей» в рамках школьного сайта |
Сентябрь 2006, 2007, 2008 гг.
Декабрь 2006, 2007, 2008 гг.
Март 2007, 2008 гг.
Апрель 2007, 2008 гг.
В течение года
В течение года
В течение года
В течение года
В течение года
В течение года
2007 год |
Ресурсное обеспечение
Финансирование мероприятий программы планируется осуществлять за счет бюджетных и внебюджетных средств. В смете расходов предусмотрено обеспечение приобретения методической литературы психолого-педагогического направления, приобретение компьютера для организации психолого-педагогической диагностики детей и родителей, оформление результатов работы. Планируется приобретение расходных материалов для публикации методических разработок, работы над созданием раздела сайта. Бюджет не предусматривает оплату труда штатных сотрудников ОУ, так выполнение программы является частью работы по реализации стандарта образования и воспитания и заложено в должностных обязанностях.
25% бюджета является вкладом организации в реализацию проекта.
Литература:
- Методика воспитательной работы. Под редакцией В.А. Сластенина
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1998
- Василюк Ф. Е. психология переживания. М., 1984
- Кроль Л., Фридман И. Семья и школа.1988, № 7
- Фридман И. Семья и школа .1989, № 7.
- Методические рекомендации министерства образования РФ « Организации родительского всеобуча в общеобразовательных учреждениях» № 30-51-547/16 ото 22. 07. 2002
- Дети социального риска и их воспитание. Под редакцией Л. М. Шипициной.
- Воспитание трудного ребенка (дети девиантного поведения). Под ред.М.И. Рожкова.