Вчерашний выпускник школы, придя обучаться в среднее специальное учебное заведение, как правило, профессионально сориентирован. Педагоги техникумов, где химия не является профилирующим предметом, на вводных уроках по дисциплине сталкиваются с психологическим барьером студент-педагог: “Для чего нам экономистам, механикам, электрикам и т.д. необходимо изучение химии?”. К тому же в школах обучение ведется по различным учебникам, что определяет разный уровень подготовки студентов.
Однако с первых уроков у преподавателя техникума есть преимущества в снижении социальной дезадаптации подростка. Попадая в новую образовательную среду подросток оказывается перед непростым выбором:
- Как учится?
- Как строить отношения с преподавателями?
- Как общаться со сверстниками?
- Как относиться к тем или иным требованиям и нормам?
Особенности подросткового возраста открывают педагогу возможности переориентации личностных интересов и потребностей студентов, есть перспектива сориентировать студента на достижение высоких результатов в учебе. Учитывая стратегические цели развития современной системы образования, преподавателям необходимо вести непрерывную работу по созданию таких условий образовательной среды, при которых осуществляется, развивается, совершенствуется учебно-педагогический процесс. Искусство обучения в огромной мере зависит от умения правильно подготовить программно-методическое обеспечение учебного процесса. Эффективность педагогической деятельности определяется выбранным методом преподавания. Личностно-ориентированная технология в таких условиях является приоритетной.
Если преподавателю удается построить учебный процесс так, чтобы из источника сообщающего готовые знания, он превратился в организатора активной самостоятельной деятельности студентов, их консультанта и эксперта, то происходит сознательное усвоение учебного материала студентами. Так же необходимым условием оптимизации процесса профессионального становления мы считаем интеграцию общеобразовательных дисциплин со спец. дисциплинами соответствующих средне-специальным учебным заведениям.
В связи с этим изменяется значение учебной дисциплины “Химия”. Целью обучения становится не только получение учащимися основных представлений об общетеоретических вопросах курса, материалов неорганической и органической химии, но и раскрытие химического смысла обсуждаемых понятий и определений, который максимально согласован с профилем учебного заведения и соответствующей специальностью.
Использование в изучении химии межпредметных связей позволяет с первого курса ознакомить студентов с предметами, которые они будут изучать на старших курсах: электротехника, менеджмент, экономика, материаловедение, детали машин, промышленная экология и т.д. Указывая на уроках химии, для чего и в каких предметах студентам пригодятся те или иные знания, педагог мотивирует запоминание материала не только на один урок, для получения оценки, но и изменяет личностные интересы студентов нехимических специальностей.
Для того, чтобы введение в специальность успешно проходило на уроках химии, необходим глубокий анализ образовательного пространства среднего профессионального учебного заведения. Так же необходимо сотрудничество ПЦК общеобразовательных дисциплин с ПЦК спец. дисциплин.
Профессионально ориентированные уроки, разработанные преподавателями нашего техникума, соответствуют государственному образовательному стандарту и поставленным задачам программы дисциплины “Химия”, повышают эффективность учебного процесса по подготовке специалистов.
В настоящее время мы разрабатываем учебные пособия, методические разработки, контрольные задания, ориентированные на конкретные области предметно-профессиональных знаний. Профессионально ориентированные пособия сочетают в себе материалы предмета “Химия” и спец. дисциплин.
Мы считаем, что профессионально ориентированные уроки повышают эффективность учебного процесса, соответственно повышается качество подготовки специалистов.