Цель программы: теоретически обосновать и экспериментальным путем проверить влияние народного творчества на формирование у детей дошкольного возраста системы элементарных представлений о многообразии национальных культур в их взаимосвязи и взаимообогащении.
Обьект: формирование представлений детей дошкольного возраста о национальной культуре.
Предмет: влияние народного творчества на формирование представлений дошкольников о национальной культуре.
Гипотеза: формирование у детей дошкольного возраста системы элементарных представлений о взаимосвязи и взаимовлиянии национальных культур средствами народного творчества возможно, если:
- В процессе знакомства с различными видами народного творчества (музыкальным, декоративно-прикладным., устным и т.п.) будут устанавливаться связи между творчеством различных народов (истоки возникновения творчества, средства выразительности, содержание народного искусства и т. д. )
- Виды народного творчества будут представлены интегративно, в различных видах деятельности;
- Детей будут знакомить с различными видами творчества народов, населяющих республику Хакасия;
- Знакомство детей с народным творчеством будет осуществляться систематично с постепенным усложнением на протяжении всего дошкольного возраста.
Задачи программы:
1 Создание пакета диагностических методик, на выявление уровня сформированности представления детей дошкольного возраста о взаимосвязи и взаимообогащении национальных культур средствами народного творчества;
2 Создание и методическое оснащение системы работы по формированию представления детей о национальной культуре средствами народного творчества;
3 Апробация парциальных программ в педагогическом процессе ДОУ, направленных на знакомство дошкольников с национальной культурой средствами народного творчества «Народное искусство в воспитании детей»
-Т. С. Коморова, - «Радость творчества» -О.А. Соломенниковой и др.
А также технологии, способствующих усвоению системы элементарных знаний о национальной культуре (ТРИЗ, РТВ и др.)
4 Развитие индивидуальных личностных качеств дошкольника: - положительной мотивации к усвоению знаний о многонациональной культуре нашей Родины;
- устойчивого интереса к народному творчеству (устному, декоративно-прикладному, музыкальному и т.д.)
- расширение понятийного аппарата в сфере народного творчества;
- уважительного отношения к культуре разных народов;
- развитие контактов и сотрудничества в учебной группе (умение слушать и слышать партнера, вырабатывать общую точку зрения, обосновывать свою, оказывать взаимопомощь и т.д.)
5 Создание внешних и внутренних условий успешного знакомства дошкольников с национальной культурой:
- создание развивающей предметно – пространственной среды ДОУ;
- создание креативной среды, включающей в себя персонально
- личностный, гуманный подход к ребенку, стимулирующий его познавательную деятельность, открытие детских мастерских, студий для свободного ознакомления с народным творчеством (театр, танец, декоративно-прикладное творчество и т. д.);
- удовлетворение потребности ребенка в эмоционально-насыщенных и разнообразных переживаниях в процессе интеллектуально – эстетической деятельности;
- обеспечение свободы выражения своих чувств и переживаний в различных видах деятельности.
Планируемые результаты: Реальными показателями экспериментальной работы будут являться:
- повышение уровня интеллектуально-личностного развития детей, состояния их здоровья и эмоционального благополучия;
- повышение интереса и уважительного отношения к многонациональной культуре нашей Родины;
- разработка, внедрение и распространение инновационных программ, технологий, направленных на ознакомление дошкольников с национальной культурой средствами народного творчества (выпуск методических рекомендации, научные статьи.);
- повышение профессионального мастерства педагогов, развитие творческого потенциала педагогов ДОУ.
Этапы программы
1 Информационно аналитический этап (сентябрь-декабрь )
Цель: Получение информации о положении дел и ее анализ.
Программные действия:
1 Изучение нормативно – правовых документов, состояния и возможностей материально - технической базы ДОУ.
2 Определение основных направлений в содержании работы по формированию представлений детей дошкольного возраста о национальной культуре средствами народного возраста.
3 Исследование и анализ деятельности педагогов, результатов их работы, выявление потенциальных возможностей и приоритетов в интересах исследуемой проблемы.
4 Выявление эффективности системы управления и определение перспектив её развития.
Организационное обеспечение
- Создание пакета нормативно- правовых документов.
- Анализ документов детского сада, разработка на их основе аналитических материалов.
- Инвентаризация материально-технической базы детского сада.
- Инвентаризация базовых и специализированных программ в аспекте обозначенной проблемы.
- Проведение педагогического совета по анализу базовых и специализированных программ.
- Создание инновационного фонда идей, разработок, технологий, определяющих возможные пути развития педагогического процесса в МДОУ.
- Изучение инновационного потенциала педагогов.
- Оформление паспорта педагогического коллектива.
- Создание совета экспериментальной площадки.
Сроки: (сентябрь – декабрь)
Ответственные: Руководитель Э. П., зам. Заведующей ДОУ, совет Э.П.
2 Подготовительный этап (январь-август)
Цель: Определение основных направлений экспериментально работы детского сада.
Программные действия:
1 Определение нового содержания и технологий формирования представлений о национальной культуре средствами народного творчества. Выбор и научное обеспечение специализированных программ по развитию речи, изобразительной и музыкальной деятельности, театральной деятельности, дизайну.
2 Подготовка педагогов к работе по плану экспериментальной площадки. Определение направлений деятельности каждого педагога.
3 Формирование установки родителей на понимание сущностных основ инновационной деятельности.
Организационное обеспечение
- Установление связей с научными коллективами, образовательными учреждениями, работающими в данном направлении.
- Разработка и утверждение этапов эксперимента по каждому направлению исследования.
- Формирование творческих коллективов и групп по составлению перспективных
- планов, реализации программы формирования представлений детей
- дошкольного возраста о национальной культуре.
- .Круглые столы по обсуждению содержания программ воспитания и обучения планов.
- Создание моделей предметно- пространственной среды, способствующих формированию представлений о национальной культуре у детей.
- Организация консультирования, оказание конкретной методической помощи педагогам;
- Оформление заявок в ИПК для индивидуального повышения квалификации воспитателей - новаторов
- Проведение теоретических проблемных семинаров по теме исследования.
- Регулярное информирование родителей о ходе эксперимента в детском саду.
- Вовлечение родителей в совместную, познавательную деятельность по ознакомлению с многонациональной культурой.
- Организация отчётов и выставок детских достижений.
Ответственные: научный руководитель ЭП., Руководитель ДОУ, совет ЭП. Старший воспитатель ДОУ.
3 Экспериментальный этап (Сентябрь –июнь) Цель: реализация программы эксперимента. Сравнение результатов эксперимента с ожидаемыми. Внесение коррективов в педагогический процесс. Программные действия:
1. Внедрение, апробация в педагогическом процессе программы «Радость творчества» и «Народное искусство в воспитании детей» (О.А Соломенникова ).
2. Включение в педагогический процесс технологий, предполагающих интеграцию средств народного творчества в организации познавательной деятельности (ТРИЗ, метод проекта и тд.)
3. Создание и совершенствование предметно- развивающей среды, способствующей формированию представлений детей дошкольного возраста о национальной культуре. 4. Функционирование системы научно-педагогического обеспечения деятельности ДОУ в рамках эксперимента.
5. Проверка влияния эксперимента удовлетворение потребностей субьектов образовательного процесса.
Организационные обеспечения
- Апробация парциальной программы, регулирование, внесение корректив в реализацию программы.
- Апробация технологий.
- Системное изучение, анализ и оценка хода результатов, нововведений и предполагаемого конечного.
- Внедрение коррективов в содержание программы эксперимента, анализ промежуточных результатов опытно- экспериментальной работы.
- Освоение и использование в педагогическом процессе воспитателями персонально- личностного подхода к ребенку.
- Моделирование и апробация мини-моделей социокультурной, предметно-пространственной, художественно-эстетической, эмоционально– рефлексивной среды.
- Изучение и обобщение инновационного опыта педагогов.
- Оказание постоянной методической помощи и консультирование педагогов ДОУ.
- Проведение целевых проблемных семинаров для педагогов, чтение спецкурса для педагогов.
- Привлечение педагогов к участию в Катановских чтениях ХГУ с докладом по результатам и темам своих исследований по созданию педагогических условий, способствующих формированию у дошкольников представлению о национальной культуре.
- Анализ развития профессиональной компетенции педагогов, участвующих в эксперименте.
4 Обобщающий этап Цель: Закрепление позитивных результатов, определение дальнейших перспектив использования народного творчества как средства формирования у детей дошкольного возраста представлений о национальной культуре.
Программные действия
1. Организация работы групп по программе эксперимента.
2. Совершенствование технологий формирования представлений о национальной культуре средствами народного творчества.
3. Обобщение и распространение инновационного опыта. Совершенствование научно- методической работы.
4. Проведение итогов экспериментальной работы.
Организационное обеспечение
- Внесение коррективов в нормативно –правовые документы.
- Систематизация нормативно- правовых документов.
- Инвентаризация, анализ внедрения новых технологий образования
- Отработка интегрированных программ, направленных на знакомство дошкольников с многонациональной культурой.
- Участие педагогов –новаторов в конференциях, семинарах, проведении творческих открытых мероприятий.
- Проведение научно-практических конференций.
- Выпуск печатных работ, отражающий ход эксперимента и опыт работы педагогического коллектива.
- Распространение опыта работы.
- Аттестация детского сада.
- Прогнозирование дальнейшего развития ДОУ.