Проект программы по теме "Формирование представлений детей дошкольного возраста о национальной культуре средствами народного творчества"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель программы: теоретически обосновать и экспериментальным путем проверить влияние народного творчества на формирование у детей дошкольного возраста системы элементарных представлений о многообразии национальных культур в их взаимосвязи и взаимообогащении.

Обьект: формирование представлений детей дошкольного возраста о национальной культуре.

Предмет: влияние народного творчества на формирование представлений дошкольников о национальной культуре.

Гипотеза: формирование у детей дошкольного возраста системы элементарных представлений о взаимосвязи и взаимовлиянии национальных культур средствами народного творчества возможно, если:

  1. В процессе знакомства с различными видами народного творчества (музыкальным, декоративно-прикладным., устным и т.п.) будут устанавливаться связи между творчеством различных народов (истоки возникновения творчества, средства выразительности, содержание народного искусства и т. д. )
  2. Виды народного творчества будут представлены интегративно, в различных видах деятельности;
  3. Детей будут знакомить с различными видами творчества народов, населяющих республику Хакасия;
  4. Знакомство детей с народным творчеством будет осуществляться систематично с постепенным усложнением на протяжении всего дошкольного возраста.

Задачи программы:

1 Создание пакета диагностических методик, на выявление уровня сформированности представления детей дошкольного возраста о взаимосвязи и взаимообогащении национальных культур средствами народного творчества;

2 Создание и методическое оснащение системы работы по формированию представления детей о национальной культуре средствами народного творчества;

3 Апробация парциальных программ в педагогическом процессе ДОУ, направленных на знакомство дошкольников с национальной культурой средствами народного творчества «Народное искусство в воспитании детей»

-Т. С. Коморова, - «Радость творчества» -О.А. Соломенниковой и др.

А также технологии, способствующих усвоению системы элементарных знаний о национальной культуре (ТРИЗ, РТВ и др.)

4 Развитие индивидуальных личностных качеств дошкольника: - положительной мотивации к усвоению знаний о многонациональной культуре нашей Родины;

- устойчивого интереса к народному творчеству (устному, декоративно-прикладному, музыкальному и т.д.)
- расширение понятийного аппарата в сфере народного творчества;
- уважительного отношения к культуре разных народов;
- развитие контактов и сотрудничества в учебной группе (умение слушать и слышать партнера, вырабатывать общую точку зрения, обосновывать свою, оказывать взаимопомощь и т.д.)

5 Создание внешних и внутренних условий успешного знакомства дошкольников с национальной культурой:

- создание развивающей предметно – пространственной среды ДОУ;
- создание креативной среды, включающей в себя персонально
- личностный, гуманный подход к ребенку, стимулирующий его познавательную деятельность, открытие детских мастерских, студий для свободного ознакомления с народным творчеством (театр, танец, декоративно-прикладное творчество и т. д.);
- удовлетворение потребности ребенка в эмоционально-насыщенных и разнообразных переживаниях в процессе интеллектуально – эстетической деятельности;
- обеспечение свободы выражения своих чувств и переживаний в различных видах деятельности.

Планируемые результаты: Реальными показателями экспериментальной работы будут являться:

- повышение уровня интеллектуально-личностного развития детей, состояния их здоровья и эмоционального благополучия;
- повышение интереса и уважительного отношения к многонациональной культуре нашей Родины;
- разработка, внедрение и распространение инновационных программ, технологий, направленных на ознакомление дошкольников с национальной культурой средствами народного творчества (выпуск методических рекомендации, научные статьи.);
- повышение профессионального мастерства педагогов, развитие творческого потенциала педагогов ДОУ.

Этапы программы

1 Информационно аналитический этап (сентябрь-декабрь )

Цель: Получение информации о положении дел и ее анализ.

Программные действия:

1 Изучение нормативно – правовых документов, состояния и возможностей материально - технической базы ДОУ.

2 Определение основных направлений в содержании работы по формированию представлений детей дошкольного возраста о национальной культуре средствами народного возраста.

3 Исследование и анализ деятельности педагогов, результатов их работы, выявление потенциальных возможностей и приоритетов в интересах исследуемой проблемы.

4 Выявление эффективности системы управления и определение перспектив её развития.

Организационное обеспечение

  • Создание пакета нормативно- правовых документов.
  • Анализ документов детского сада, разработка на их основе аналитических материалов.
  • Инвентаризация материально-технической базы детского сада.
  • Инвентаризация базовых и специализированных программ в аспекте обозначенной проблемы.
  • Проведение педагогического совета по анализу базовых и специализированных программ.
  • Создание инновационного фонда идей, разработок, технологий, определяющих возможные пути развития педагогического процесса в МДОУ.
  • Изучение инновационного потенциала педагогов.
  • Оформление паспорта педагогического коллектива.
  • Создание совета экспериментальной площадки.

Сроки: (сентябрь – декабрь)

Ответственные: Руководитель Э. П., зам. Заведующей ДОУ, совет Э.П.

2 Подготовительный этап (январь-август)

Цель: Определение основных направлений экспериментально работы детского сада.

Программные действия:

1 Определение нового содержания и технологий формирования представлений о национальной культуре средствами народного творчества. Выбор и научное обеспечение специализированных программ по развитию речи, изобразительной и музыкальной деятельности, театральной деятельности, дизайну.

2 Подготовка педагогов к работе по плану экспериментальной площадки. Определение направлений деятельности каждого педагога.

3 Формирование установки родителей на понимание сущностных основ инновационной деятельности.

Организационное обеспечение

  • Установление связей с научными коллективами, образовательными учреждениями, работающими в данном направлении.
  • Разработка и утверждение этапов эксперимента по каждому направлению исследования.
  • Формирование творческих коллективов и групп по составлению перспективных
  • планов, реализации программы формирования представлений детей
  • дошкольного возраста о национальной культуре.
  • .Круглые столы по обсуждению содержания программ воспитания и обучения планов.
  • Создание моделей предметно- пространственной среды, способствующих формированию представлений о национальной культуре у детей.
  • Организация консультирования, оказание конкретной методической помощи педагогам;
  • Оформление заявок в ИПК для индивидуального повышения квалификации воспитателей - новаторов
  • Проведение теоретических проблемных семинаров по теме исследования.
  • Регулярное информирование родителей о ходе эксперимента в детском саду.
  • Вовлечение родителей в совместную, познавательную деятельность по ознакомлению с многонациональной культурой.
  • Организация отчётов и выставок детских достижений.

Ответственные: научный руководитель ЭП., Руководитель ДОУ, совет ЭП. Старший воспитатель ДОУ.

3 Экспериментальный этап (Сентябрь –июнь) Цель: реализация программы эксперимента. Сравнение результатов эксперимента с ожидаемыми. Внесение коррективов в педагогический процесс. Программные действия:

1. Внедрение, апробация в педагогическом процессе программы «Радость творчества» и «Народное искусство в воспитании детей» (О.А Соломенникова ).

2. Включение в педагогический процесс технологий, предполагающих интеграцию средств народного творчества в организации познавательной деятельности (ТРИЗ, метод проекта и тд.)

3. Создание и совершенствование предметно- развивающей среды, способствующей формированию представлений детей дошкольного возраста о национальной культуре. 4. Функционирование системы научно-педагогического обеспечения деятельности ДОУ в рамках эксперимента.

5. Проверка влияния эксперимента удовлетворение потребностей субьектов образовательного процесса.

Организационные обеспечения

  • Апробация парциальной программы, регулирование, внесение корректив в реализацию программы.
  • Апробация технологий.
  • Системное изучение, анализ и оценка хода результатов, нововведений и предполагаемого конечного.
  • Внедрение коррективов в содержание программы эксперимента, анализ промежуточных результатов опытно- экспериментальной работы.
  • Освоение и использование в педагогическом процессе воспитателями персонально- личностного подхода к ребенку.
  • Моделирование и апробация мини-моделей социокультурной, предметно-пространственной, художественно-эстетической, эмоционально– рефлексивной среды.
  • Изучение и обобщение инновационного опыта педагогов.
  • Оказание постоянной методической помощи и консультирование педагогов ДОУ.
  • Проведение целевых проблемных семинаров для педагогов, чтение спецкурса для педагогов.
  • Привлечение педагогов к участию в Катановских чтениях ХГУ с докладом по результатам и темам своих исследований по созданию педагогических условий, способствующих формированию у дошкольников представлению о национальной культуре.
  • Анализ развития профессиональной компетенции педагогов, участвующих в эксперименте.

4 Обобщающий этап Цель: Закрепление позитивных результатов, определение дальнейших перспектив использования народного творчества как средства формирования у детей дошкольного возраста представлений о национальной культуре.

Программные действия

1. Организация работы групп по программе эксперимента.

2. Совершенствование технологий формирования представлений о национальной культуре средствами народного творчества.

3. Обобщение и распространение инновационного опыта. Совершенствование научно- методической работы.

4. Проведение итогов экспериментальной работы.

Организационное обеспечение

  • Внесение коррективов в нормативно –правовые документы.
  • Систематизация нормативно- правовых документов.
  • Инвентаризация, анализ внедрения новых технологий образования
  • Отработка интегрированных программ, направленных на знакомство дошкольников с многонациональной культурой.
  • Участие педагогов –новаторов в конференциях, семинарах, проведении творческих открытых мероприятий.
  • Проведение научно-практических конференций.
  • Выпуск печатных работ, отражающий ход эксперимента и опыт работы педагогического коллектива.
  • Распространение опыта работы.
  • Аттестация детского сада.
  • Прогнозирование дальнейшего развития ДОУ.