Цель урока:
- Применить навыки художественного труда в проектной деятельности младших школьников.
- Обобщить знания учащихся о различных видах информации.
- Воспитать интерес к коллективному творчеству.
- Расширять кругозора учащихся.
Задачи
Образовательные:
- Обобщить знания, умения и навыки, необходимые при создании объемных форм из бумаги.
- Закрепить приобретенные учащимися умения и навыки работы с программой «Мышка Мия. Юный дизайнер»
- Формировать основы учебного проектирования.
Развивающие:
- Развивать навыки групповой проектной деятельности.
- Развивать навыки объемного конструирования из бумаги.
- Развивать навыки и умения применения информационных технологий.
- Развивать речевые навыки.
Воспитательные:
- Воспитывать личную ответственность за выполнение коллективной работы.
- Повышать мотивацию к учебной деятельности и самостоятельности.
- Воспитывать основы эстетического вкуса.
Практические:
- Подготовить слайд презентации «Праздник» проекта «Виды информации» с помощью программы «Мышка Мия. Юный дизайнер»
- Создать объемный макет домика с героями.
- Защита проекта.
Тип урока и его структура
- Тип урока — интегрированный со сменой рода деятельности: в ходе реализации учебной программы по информатике и художественному труду - урок повторения и закрепления знаний, умений и навыков.
- Содержание урока базируется на межпредметном материале.
Примененные методы и приемы
1. Исследовательский метод. | 2. Иллюстративный метод. |
3. Эвристическая беседа. | 4. Самостоятельная работа. |
Дидактический материал
1. Плакаты «Виды информации», созданные учащимися 4 А класса | 2. Раздаточный материал «Элементы макета» |
3. Памятка работы над проектом. | 4. Презентация «Этапы урока». |
Оборудование
- Компьютерный класс, оснащенный компьютерами IBM, проектором, экраном.
- Программное обеспечение «Мышка Мия. Юный дизайнер»
- Ножницы, клей, листы картона формата А4 с прорезями.
- Папка с раздаточным материалом.
Технологии: работа в группах, учебное проектирование, компьютерные.
Применение здоровьесберегающих технологий на уроке, смена деятельности:
- Выяснение психологического состояния детей в начале урока.
- Развитие слухового и зрительного анализаторов у каждого ребенка.
- Нормирование времени при работе с компьютерной техникой.
Подготовительный этап
- Пропедевтическая работа над проектом (уроки информатики, художественного труда, внеклассная работа).
- Создание плакатов «Виды информации».
- Групповая творческая работа «Сказка о видах информации».
- Создание слайдов презентации по созданной сказке.
Обоснование темы урока
Данный урок является завершающим занятием при изучении темы «Информация, ее виды» при изучении информатики в начальной школе на втором году обучения. Предмет «Информатика и ИКТ» введен в курс начальной школы в 4 классах за счет использования компонента образовательного учреждения и регионального компонента учебного плана в курсе «Технология» («Художественный труд») с использованием межпредметной проектной деятельности.
Методическая основа серии уроков по данной теме представляет собой сочетание изучения основ информатики с использованием трудовых навыков учащихся, практических умений по обработке бумаги и картона.
В течение двух недель учащиеся работали над групповыми проектами. Эти проекты являются межпредметными, творческими. Интегрированный урок, построенный на базе информатики, позволяет конкретизировать общеучебные знания, умения и навыки и применить их на практике.
Интегрированный урок, который базируется на проектной деятельности, позволяет формировать широту восприятия окружающего мира и человеческих взаимоотношений, способствовать приобретению учащимися коммуникативных навыков, умения работать в группах, ознакомить учащихся с современными методами работы с информацией и средствами ее представления, т.е. с современными информационными технологиями. Проектная деятельность в начальной школе - это как раз оптимальный вариант знакомства с компьютером. При работе учащихся над проектами у учителя появилась возможность освоения активных методов организации работы с детьми, использование компьютера на различных этапах работы над проектом с применением графического редактора. Дети любят что-то делать своими руками и демонстрировать конечный результат окружающим. Это способ самовыражения детей. При этом решаются очень многие учебные задачи, имеющие исследовательскую, организационную, конструкторскую и технологическую направленность.
Ниже предлагается вниманию сценарий одного из таких уроков, проведенного в четвертом классе.
Тема «Информация, ее виды» изучается на трех уроках информатики, 2 уроках художественного труда и у 2 уроках чтения. Ребята создают групповые проекты. В каждой группе по 3, 4 человека. Данный урок является завершающим. Учащиеся на первом и втором уроках информатики знакомятся с понятием «Информация», изучают ее виды, придумывают сказку с мышкой Мией, работают с графическим редактором «Мышка Мия. Юный дизайнер», каждый создает по одному слайду к своей сказке. На уроках чтения школьники записывают и оформляют свои сочинения-сказки. На уроках труда они создают коллажи на тему «Виды информации» с использованием бумаги, рисунков, подобранных дома картинок, пластилина, бисера и т.д., а также иллюстрируют сказки.
Для проведения урока необходимо подготовить презентацию, которая будет демонстрироваться на протяжении теоретической части урока, она включает в себя слайды с основными понятиями темы, правилами работы с бумагой, ножницами и клеем. Данная презентация позволяет быстро и эффективно повторить пройденный материал, как по информатике, так и по художественному труду. Для ее создания можно использовать компакт-диск «В мире информатики» 1-2, 3-4 год обучения.
Для создания макета «Домик Мии» необходимо подготовить раздаточный материал: его можно создать, используя графический редактор «Мышка Мия. Юный дизайнер». Распечатываются детали дома, лужайка, герои: мышка Мия и ее друзья (ребята выбирают героев самостоятельно).
Учащиеся должны знать:
- правила поведения в компьютерном классе;
- виды информации;
- правила техники безопасности и приемы работы с ножницами и клеем;
Учащиеся должны уметь:
- запускать программу «Мышка Мия. Юный дизайнер»;
- работать с графическим редактором «Мышка Мия. Юный дизайнер»;
- работать с бумагой, картоном, ножницами и клеем
Актуальность темы
Информация, как безбрежное море, окружает нас со всех сторон. Мы об этом не думаем, как не думаем о том, что у нас есть нос, и он может чихнуть. Поэтому темы «Виды информации», «Информационные процессы» - это центральные темы курса, а информация – базовое понятие информатики. Все знания об окружающем мире ребенок получает посредством информации.
План занятия
1. Начальная часть урока.
a. Оргмомент (длительность — 1 мин).
b. Объявление темы урока. Мотивационное начало урока (длительность — 1 мин).
2. Актуализация ранее полученных знаний (15 мин).
3. Физкультминутка (длительность — 1 минута).
4. Практическая часть урока. Создание межпредметного проекта (длительность — 10 мин).
5. Защита проектов (длительность — 9 мин).
6. Итог урока (длительность — 3 мин).
Ход урока
1. Начальная часть урока
1.1. Оргмомент (длительность — 1 мин) Заставка на экране – 1слайд презентации (Приложение 1).
Учитель информатики. Здравствуйте, ребята. Садитесь.
На урок пришли вы в класс, Настроенье, как у вас? Вам сегодня предстоит На вопросы отвечать И проекты защищать. |
Домик будем мастерить, На компьютере творить. В группах будем заниматься, И, конечно, все стараться. Приготовились? Тогда, в добрый путь Вам всем, друзья. |
Объявление темы урока. Мотивационное начало урока (длительность — 1 мин) (Приложение 1 —2 слайд презентации).
Учитель начальных классов.
- Сегодня на уроке мы завершаем практическую работу по подготовке к защите проекта. Для этого нам нужно:
1). обобщить полученные знания по теме «Виды информации»;
2). вспомнить термины объемного конструирования из бумаги;
3). продолжить работу над проектом «Виды информации»:
а). сконструируем макет домика мышки;
б). с помощью программы «Мышка Мия. Юный дизайнер» создадим завершающий слайд проекта «Праздник»;
в). защитим проекты.
Работу продолжим в группах.
1. Актуализация ранее полученных знаний (15 мин)
Учитель информатики. Посмотрите, пожалуйста, на экран и ответьте: «Какие виды информации получают ребята?» (Приложение 1 — 3 слайд презентации)
На стенде представлены ваши работы «Виды информации». Все ли виды информации здесь отражены? (Рисунок1)
- Молодцы, ребята. А теперь помогите мне заполнить таблицу о видах информации. (Приложение 1 — 4 слайд презентации)
- А как вы думаете, с помощью какого органа чувств человек получает больше всего информации? (глаза – зрительная).
- А животные…? (нос – обонятельная).
- Какой можно сделать вывод? Что из себя представляет информация? (информация – это сведения о ком-то или о чем-то, передаваемые в форме знаков, звуков или сигналов; человек и животные воспринимают информацию через зрительные образы, звук, запах, вкус, прикосновения.; 90% информации человек воспринимает с помощью зрения - зрительная информация).
- Умницы.
Учитель начальных классов.
- На уроках информатики, художественного труда и чтения мы работали над проектом по теме «Виды информации»: сделали плакаты, сочинили сказки, создали персонажей.
- А как мы это делали? (проектировали, работали с программой «Юный дизайнер», лепили, наклеивали, вырезали, сочиняли, фантазировали, рисовали на бумаге и компьютере).
- Давайте вспомним понятия, с помощью которых мы создавали этот проект.
-Для этого вам надо разгадать кроссворд. В результате решения этого кроссворда мы должны получить слово, которое всегда помогает нам в работе (разгадывание кроссворда — 6 слайд презентации — приложение 1).
Читаем все вместе, как мы должны работать? (аккуратно).
- Правильно, молодцы, «работать аккуратно – значит работать старательно, точно, опрятно».
2. Физкультминутка (длительность — 1 минута) (Приложение 1 — 8 слайд презентации)
Раз, два, три, четыре, пять! Все умеем мы считать. Отдыхать умеем тоже – Руки за спину положим. Голову поднимем выше. И легко-легко подышим. |
Подтянитесь на носочках Столько раз, Ровно столько, сколько пальцев На руке у вас! Раз, два, три, четыре, пять. |
3. Практическая часть урока. Создание межпредметного проекта (длительность — 10 мин)
Учитель информатики.
- Ребята, наша задача сегодня на практике закончить создание мультимедийного проекта в программе «Мышка Мия. Юный дизайнер», закрепить полученные вами основные навыки и приемы работы с графикой, звуковой информацией и создать завершающий слайд презентации «Праздник». Выполнять работу будет один учащийся из каждой группы. Для создания слайда необходимо запустить музыкальный редактор, выбрать фон, музыкальное сопровождение, расположить героев для исполнения танца.
Учитель начальных классов.
- Остальные ребята будут трудиться над макетом домика.
Из чего можно создать макет? (дерево, пластмасса, железо, бумага).
- Мы будем работать с бумагой. Как называется прием работы с бумагой? (бумагопластика).
- Расскажите об этом приеме. (прием работы с бумагой, при котором она принимает различные объемные формы).
- Что необходимо для работы с бумагой? (ножницы, клей, тряпочка, клеенка, коробочки для ножниц и мусора).
- Что должны помнить при работе с ножницами? (при передачи держать их за сомкнутые лезвия, не оставлять открытыми, не приближать пальцы левой руки к линии отреза, поворачивать бумагу при вырезании, мелкие детали вырезать маникюрными ножницами).
- При работе с клеем? (наносить равномерно; подложить клеенку, приклеенную деталь накрыть чистым листом, пригладить, избегать попадания клея в газа, при попадании клея в глаза промыть обильным количеством воды).
- Ребята, что вы забыли сказать? Прочитайте на экране и запомните! (приложение 1 — 7 слайд презентации)
- Вспомним о технике безопасности, мы можем приступить к работе. На парте у вас лежит памятка «Основные этапы работы над проектом «Изготовление объемных конструкций» (Рисунок2).
- Будьте внимательны! Аккуратно вырежьте домик по внешнему контуру и надрежьте вертикальную пунктирную линию до фундамента домика; осторожно сложите домик по пунктирным линиям. Внизу согните до фундамента; нанесите клей на выступы и соберите домик; приклейте домик к площадке, а затем – крышу к домику. Вставьте готовых персонажей в прорези на площадке.
- Помните, что вы работайте коллективно, поэтому будьте вежливы, помогайте друг другу. Пожалуйста, приступайте к работе, представители от каждой группы займите свои места за компьютером.
4. Защита проектов (длительность — 9 мин)
Учитель начальных классов. Пока мы склеивали домик, ребята закончили работу над эпизодом «Праздник». Сейчас очень важный и интересный этап «Защита проектов», над которыми вы трудились на протяжении нескольких недель на уроках и дома. Ребята, давайте посмотрим и проанализируем результаты вашей работы.
Комментарий. Ученики выходят к доске и рассказывают свою сказку, с демонстрацией книжки-сказки, слайдов рисунков-сцен, макета домика и слайда «Праздник», дают самооценку результата своей работы. (При защите возможно озвучивание по ролям, применение элементов костюмов героев)
5. Итог урока (длительность — 3 мин)
Учитель информатики.
- Итак, подведем итог урока. Вы завершили создания проекта «Виды информации». Создавая проект, ми закрепили основные приемы работы с компьютерной графикой. И эти знания помогут вам создавать проекты на любую тему. Ваши работы нам очень понравились.
Объявление оценок (вероятно, что все получат отличные и хорошие оценки)
Учитель начальных классов
- Понравился ли вам урок? - Что вам понравилось? -Что сделали на уроке? |
-О чем расскажите дома? -Спасибо за работу. |
Учитель информатики
- А теперь сюрприз! (Демонстрируется коробка конфет).
- Ребята, что у меня в руках? (Конфеты). Правильно, угощайтесь, пожалуйста. Какую информацию вы получите, когда будете есть конфеты? (перечисление видов информации)
- Молодцы. Урок закончен. До свидания.
Конец урока