Цели:
- Познакомить учащихся с одной из очень важных профессий – строителя; с разнообразием жилищ, построенных разными народами, с древним зодчеством россиян.
- Развивать воображение, умение сравнивать, анализировать, устанавливать связи между объектами, логически мыслить, пользоваться дополнительной литературой, использовать свои знания в новых условиях.
- Воспитывать уважительное отношение к профессии строителя и чувство гордости за талант и мастерство народов России.
Оборудование. Учебник-тетрадь «Окружающий мир» 2 кл., ч.2 О.Т. Поглазовой, иллюстрации с изображением объектов рукотворного мира (дома, жилища народов, разные виды транспорта), энциклопедии, тесты для индивидуальной работы.
Ход урока
1. Оргмомент. Приветствие.
2. Актуализация знаний. Мотивация. Выход на тему урока.
На доске иллюстрации с изображением предметов рукотворного мира: дома, различные виды транспорта, инструменты.
- Рассмотрите внимательно эти иллюстрации. Что их всех объединяет? (На них изображены предметы рукотворного мира, они созданы человеком).
- А теперь подумайте:
1 вариант: Какие способности человека помогли всё это создать?
2 вариант: Выберите только те объекты, которые, на ваш взгляд, самые важные, самые нужные для человека?
- Готовы?
- Отвечаем на первый вопрос. Что же свойственно человеку? (Человек обладает удивительной способностью говорить, писать, читать, а также творить, т.е. умеет конструировать, выдумывать новое, изобретать, фантазировать. Человек – творец рукотворного мира).
- Сегодня мы ещё раз убедимся в этом.
- Отвечаем на второй вопрос. Итак, какие объекты самые важные для человека?
(Жилища, дома). Что защищает человека от непогоды?
- Почему так решили? Зачем нам нужны дома? (Чтобы укрыться от холода, от жары, от ветра, чтобы не болел, был здоровый, чтобы ему было комфортно, чтобы он мог отдыхать, чтобы хорошо работалось).
- Да, всё это важно для современного человека, но во все времена строительство жилищ было очень важным для человека делом.
Где бы ни поселился человек, на берегу моря или высоко в горах, ему обязательнонужно жилище, чтобы укрыться от холода и от жары, от дождя и ветра. С него, с жи- лища начинается путь человека - создателя рукотворного мира.
- А если он создаёт дома, то как мы его называем, какое слово подходит?
На доске: Человек - …………….
- Это тема сегодняшнего урока. И урок наш посвящён жилищам.
- Как вы думаете, о чём пойдёт сегодня речь на уроке?
- Наша задача – познакомиться с одной из очень важных профессий – строителя, с разнообразием жилищ, построенных разными народами, постараться увидеть мастерство народов. Чтобы работа шла успешно, что нам для этого нужно?
(Внимание, умение выслушивать друг друга, умение думать, мыслить. А ещё умение самим искать, пробовать, сравнивать, анализировать, фантазировать, делать выводы).
3. Изучение нового материала.
1. Работа в парах.
- Рассмотрите ещё раз эти жилища. Попробуйте разделить их на группы. Работаем в парах, поэтому сначала посовещайтесь.
- Проверим. На какие группы разделили все эти жилища?
а). Жилища, которые использовались в прошлом, т. е. старинные жилища.
б). Жилища, которые строят в наше время, современные жилища.
в). Жилища, каких ещё нет, фантастический дом будущего.
- Какие жилища из этих можно отнести и к прошлому, и к настоящему? (юрта, чум, иглу).
- Что общего между всеми домами? (Все они предназначены для жилья).
- А чем отличаются они? (У них разные формы, разные названия, сделаны из разного материала, строят в разных местностях).
- Кто знает, как называются эти дома? Попробуйте правильно расставить эти карточкиназвания. (два ученика у доски).
2. Проблемные вопросы.
- Кто же является хозяином этих жилищ?
- Из чего и как построены эти жилища?
- В каких местностях их строят?
- Отчего это зависит?
Вот на эти вопросы мы будем искать сегодня ответы. А вы будете учениками-исследователями. Отправимся в путь на волшебном облачке. Это путешествие необычное.
3. Физкультминутка. Релаксационная игра «Волшебное облачко».
- Сядьте поудобнее, голову положите на руки, глаза закройте. Прислушайтесь к своему дыханию. Оно становится ровным, спокойным, размеренным. Спокойный вдох – спокой-
ный выдох. Представьте, что лёгкие, мягкие, тёплые, пушистые облака подплыли к вам к парте. Каждый из вас садится как в кресло в своё облачко. Мы медленно поднимаемся вверх и начинаем наше путешествие. Яркое, ласковое солнце нежно согревает нас. Мы проплываем над лесом, опускаемся ниже, проплываем ниже берёзок и стройных ёлок.
Поют птицы. Как хорошо в лесу дышится! Как свободно! Лёгкий ветерок дует нам в лицо.
- Теперь откройте глаза, подвигайте головой, плечами, подтянитесь, улыбнитесь.
4. Работа по группам.
(6 групп, в каждой группе справочный материал по теме).
- Я предлагаю вам поработать в группах.
Задания:
1 группа
Прочитайте текст на странице 24 учебника и справочный материал. Ответьте на вопросы:
- В каких домах жили наши предки? Из чего и как они строили?
- Какие дома строят в жарких странах, какие в холодных?
- (Иглу и чум – жилища северных народов, эскимосов и чукчей, ненцев и хантов.
- Шалаш и изба – народов, живущих в лесах, юрта – для степных жителей).
3. Какие виды домов строят в нашей местности?
2 группа.
Рассмотрите иллюстрации и ответьте на вопросы:
- У кого древние люди учились строить свои жилища? (У животных и птиц).
- Какие жилища и у каких животных подсмотрел
человек?
(Землянка – нора, пещера – логово, шалаш – гнездо ).
3 группа.
Рассмотрите иллюстрации, подумайте и ответьте на вопросы:
- Какой строительный материал использовали люди для строительства своих жилищ? (юрта покрывается войлоком из шерсти, чум – шкурами или кожей оленей, и сейчас пастухи живут в таких жилищах, изба – из дерева, иглу – из снежных кирпичей, шалаш – из веток).
- Отчего зависит выбор материала? (от природных условий).
- Назовите новые строительные материалы,
придуманные человеком.
(стекло, бетон, металлы, пластмасса).
4 группа.
- Назовите простые инструменты, используемые при
строительстве дома.
(топор, лопата, пила, мастерок, кирка для разбивания камней, кисти, стеклорез, рубанок, дрель, лом). - Какие сложные механизмы используются в
современном строительстве?
(Бетономешалка, подъёмный кран, экскаватор, башенный кран, трактора).
5 группа.
- Чем могли освещаться и обогреваться старинные
жилища: изба, чум, иглу?
(Изба – печка, чум – костёр, иглу – зажигали плошки с тюленьим жиром, покрывали пол и стены звериными шкурами). - Чем обогреваются современные жилища? (строят специальные котельные, топят углём, газом, мазутом; вода в котлах нагревается, электрические насосы качают горячую воду, которая движется по трубам в наши дома, и так обогреваются дома).
6 группа.
Чему учат строителей сказки: «Три поросёнка», «Заяц и лиса», «Теремок»?
(«Три поросёнка» - учит строителей правильно выбирать материал для дома и строить его тщательно, чтобы не бояться в нём ни бури, ни разбойников.
«Заяц и лиса» - учит строителей строить дома так, чтобы в них можно было жить и в холодную зиму, и в жаркое лето.
«Теремок» - подсказывает, что всем вместе под силу построить любой дом, где хватит места каждому, и что все вместе, дружно можно и должны жить).
5. Сообщения детей
(Дети из других групп могут дополнить ответы детей).
- Проверим, какие открытия вы сделали.
4. Контроль и самоконтроль.
- А теперь можем проверить себя, что узнали о домах. У каждого из вас листы с заданиями. Прочитайте задание, если вы согласны с утверждением, то в квадратиках ставите « +», если не согласны – « - », если не знаете, то «?».
Вопросы:
Верно ли утверждение, что:
- Человек учился строить дома у животных?
- Жители пустыни устанавливают себе палатки и тенты, которые защищают их от солнца?
- Русские люди издавна строили деревянные дома.
- Из снега нельзя построить дом, потому что он холодный.
- Дерево, камень используются до сих пор в строительстве и предпочитаются людьми, заботящимися о здоровом жилище.
- Чум, яранга, юрта, палатка – переносные жилища.
5. Взаимопроверка. (В парах обмениваются листами, проверяют).
6. Рефлексия.
- Скажите, ребята, что нового, интересного узнали на уроке?
- За что можете похвалить себя и одноклассников?
7. Домашнее задание.
Задание для всех.
1. Прочитать текст на стр. 24, выполнить задания на стр. 25.
Задания по желанию:
2. Нарисовать фантастический дом будущего и рассказать о нём.
3. Ты оказываешься на необитаемом острове. Волшебная палочка может превратить тебя в животное. С кем из животных ты будешь строить своё жилище? Придумай фантастический рассказ.