Цели и задачи: Закрепить умения и навыки сложения и вычитания отрицательных и положительных чисел.
Ход урока:
1. Организационный момент | 2 мин (цель урока) |
2. Устный счёт | 10 мин. |
3. Математический диктант | 7 мин (индивидуальная работа) |
4. Работа в группах 1 | 0 мин. |
5. Индивидуальная работа | 7 мин. |
6. Итог урока | 4 мин. |
Оформление.
На доске - фрагмент ночного неба в иллюминаторе.
Для каждого этапа урока – зрительный образ. Таблица с ответами (для этапа «Метеоритный дождь»)
«Млечный Путь» - настроение урока.
Критерии оценок.
Раздаточный материал.
Примеры для устного счёта (Приложение 1).
Карточки для математического диктанта (Приложение 4)
Карточка для метеоритного дождя. (Приложение 2)
Примеры для «открытия звезды».
2 звезды (для настроения и для «открытия»).
Сертификат участника открытия (Приложение 5)
1. Организационный момент.
Любите ли вы смотреть на ночное безоблачное небо? Оно завораживает и притягивает взоры людей. Сегодня, ребята, мы выступаем в роли исследователей-астрономов. Вы знаете, что космос безграничен, и не все звёзды ещё открыты и названы. Наш урок называется …. А вот как он называется, вы узнаете из следующего задания.
2.Устный счёт.
… Мимо созвездия Девы,
созвездия Льва и Весов
несётся по чёрному небу
созвездие Гончих Псов.
Нам предстоит рассчитать с помощью сложения и вычитания положительных и отрицательных чисел маршрут, по которому учёные направят космический корабль для исследования новой звезды.
На некоторых партах есть карточки с примерами, но это необычные карточки. Каждая карточка начинается с числа, которое является ответом предыдущей карточки с примером. В центре управления полётом нам проложат маршрут.
0+(-100) = -100+(-900)=-1000+800=-200+500 = 300+(-140)= 160-65 = 95-(-10) =
= 105+(-700) = -595+ (-11) = -606-4 = -610+(-200) =-810+810 = 0
На доске: Вразброс расположены числа, которые в процессе решения соединяются ярким шнурком, символизируя маршрут.
0 О |
-100 Т |
-1000 К |
-200 Р |
300 О |
160 Й |
95 З |
105 В |
-595 Е |
-606 З |
-610 Д |
-810 У |
Теперь можно прочитать тему урока: « Открой звезду» (Приложение 1).
3. Математический диктант.
Маршрут проложен, можно запускать корабль. Но вы-то знаете, что на корабле очень много приборов, которые надо проверить для безопасного полёта. Садитесь в кресла борт - инженеров и проверьте эти приборы. (Дети отворачиваются от доски, а два человека выполняют работу на доске. По окончании работы, дети возвращаются (поворачиваются) на свои места и проверяют работу своего соседа, сравнивая с ответами на доске, которые проверены учителем во время самостоятельной работы)
Вариант 1 |
Вариант 2 |
1. Сравнить числа |
|
2 и -330; -7 и -9 . |
-550 и 4; -6 и -9 . |
2. Чему равна сумма чисел |
|
-7 и -3; -175 и -314? |
-6 и -5; -217 и -522? |
3. Чему равна сумма чисел |
|
-2,5 и 5; -36 и 36? |
-29 и 29; -0,5 и 3? |
4. Найдите разность чисел |
|
12 и (-4); -23 и (+10); и . |
-23 и (-10); 7 и (-8); и . |
5. Женя задумал число |
|
отрицательное, |
положительное, |
а Витя задумал |
|
положительное число. |
отрицательное число. |
Кто из мальчиков задумал большее число? (Составить неравенство со знаком >) |
Оценка:
0-1 ошибка -5
2-3 ошибки -4
4-5 ошибок -3
6 и более ошибок - корабль к запуску не готов.
Всего 10 примеров.
4. Работа в группах.
Проверка приборов завершена. Корабли готовы к запуску. Экипажам занять свои места. По пути следования вам предстоит преодолеть метеоритный дождь. (дети заполняют карточки с примерами, а на доске такая же таблица с ответами). Пустые карточки - на столах.
+ |
-7 |
-3 |
9 |
12 |
5 |
-3 |
|||||
-7 |
|||||
-10 |
|||||
8 |
|||||
-12 |
А заполненная – на доске.
+ |
-7 |
-3 |
9 |
12 |
5 |
-3 |
-10 |
-6 |
6 |
9 |
2 |
-7 |
-14 |
-10 |
2 |
5 |
-2 |
-10 |
-17 |
-13 |
-1 |
2 |
-5 |
8 |
1 |
5 |
17 |
20 |
13 |
-12 |
-19 |
-15 |
-3 |
0 |
-7 |
По окончании работы подвести итог: экипаж, не совершивший ни одного столкновения с метеоритом, получает оценку «5», т.е. выполнены все 25 примеров
1-3 столкновения – 4,
4-6 столкновений – 3,
7 и больше – попадает в чёрную дыру (надеюсь, что этого не случится).
Молодцы! Все преодолели метеоритный дождь. Теперь можно сесть за открытия.
5. Открой свою звезду.
Часто говорят, «открытие на кончике пера», т.е. с помощью вычислений делается открытие. Ведь место расположения звёзд сначала рассчитывали на бумаге и уже гораздо позже наблюдали их в телескоп. Возьмите в руки ручки и тетради и решите каждый свои примеры. Ответы запишите на звёздах и дайте звёздам свои имена.
(Работа выполняется каждым учеником самостоятельно. Задания подобраны индивидуально для каждого ученика с учётом уровня знаний и подготовленности учащихся, чтобы каждый ученик мог «открыть свою звезду»).
4 уровня сложности:
* -19+6; -7+(-11); -13+(-15)+9+(-17).
** 8,9+(-6,7); 12-(-4); (-20)+25+(-30)+(-40).
*** -9,8+(-5,9); -10-9; (-4,7)+0,6+(-0,9)+1,8.
**** -17+24-8; (-13,6)+(-3,8)-(+8,4)-(-8,9)+4,6.
Ответы:
* -13; -18; -36.
** 2,2; 16; -65.
*** -15,7; -19; -3,2.
**** -1; -12,3.
Звёздочки с ответами и фамилиями прикрепите на ночное небо.
6. Подведение итогов.
Посмотрите, ребята, как засверкало наше небо! Сколько новых звезд мы открыли и зажгли. Может быть, кто-то не сумел открыть новую звезду, значит их открытия ещё впереди, им надо немного постараться. Все на уроке нашли себе занятие? Вам понравилось? Пусть каждый нарисует своё настроение на звёздочке и прикрепит на «Млечный Путь» (полоска над доской). В процессе решения заданий, заполняется сертификат.
Сертификат открытия звезды участника
Фамилия и имя ученика
Действительно принял участие
в проверке бортовых приборов ____ из 10 (оценка _____)
Избежал метеоритов ____ из 25(оценка ____)
Открыл звезду №___________________ и назвал своим именем.
Оценки занесены в журнал регистрации открытий.
Выдан….…..20..г.