Открытый урок по теме: "Упражнения в распознавании падежей имен существительных"

Разделы: Начальная школа


Русский язык (3 класс)

Открытый урок по теме

«Упражнения в распознавании падежей имен существительных и их правильном употреблении в речи».

Цели: Развитие умения определять падеж имен существительных, умение правильно употреблять имена существительные в речи

Оборудование: Образец написания буквы «Бб», сюжетная картинка, таблицы.

Ход урока

I. Сообщение темы урока, целей.

II. Чистописание.

Бб Бб Бб Бб Бб Бб Борис побелка белить белка беленький

III. Повторение пройденного.

1. Найдите среди них родственные слова

Докажите

Какие слова называются родственными?

(Слова, которые имеют общую часть и сходны по смыслу, называются родственными. Родственные слова также называются однокоренными)

2. Какие части речи написали ?

(существительное, глагол, прилагательное.)

Что такое существительное?

(Имя существительное - часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предмет)

Что такое прилагательное?

(Имя прилагательное - часть речи, которая отвечает на вопросы какой, какая, какие и обозначает признаки предметов)

Что такое глагол?

(Глагол-часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы, что делать?, что делает?, что будет делать?)

3. Разобрать слова по составу: (двое учеников работают у доски, остальные в тетрадях)

побелка     беленький

4. Проверка

IV. Упражнение в склонении имен существительных.

Просклонять слова по падежам. Самостоятельная работа в тетрадях с последующей проверкой. Двое учащихся работают на дополнительных досках.

И. кто? белка что? гриб
Р. кого? белки чего? гриба
Д. кому? к белке чему? грибу
В. кого? белку что? гриб
Т. кем? белкой чем? грибом
П. о ком? о белке о чем? о грибе

V. Упражнения в распознавании падежей имен существительных.

1. Составить предложения со словом белка. (Задание выполняется коллективно)

Предложения записать, разобрать по членами предложения, указать падеж им. существительных.

Белка живет в лесу. У белки пушистый хвост.

2. Творческая работа. (Выполняется самостоятельно с последующей проверкой)

- Восстановить текст. Записать предложения.

- Подчеркнуть букву, которую вставляли. Определить падеж.

Гр…бов, насушила, белочка, разных.

Придет, з…ма, скоро, суровая.

Белка, веткам, по прыгать, будет, есть, и ,гр…бки, сухие.

Проверка.

(2-3 ученика читают составленные тексты) Вызванные учащиеся указывают падеж имен существительных, объясняют, как они определяли падеж.

- Как проверить безударную гласную?

(Чтобы проверить безударную гласную, надо изменить слово так, чтобы эта гласная стояла под ударением)

Белочка насушила разных грибов. Скоро придет суровая зима. Белка будет прыгать по веткам и есть сухие грибки.

VI. Итог урока.

VII. Обобщение.

- Что значит изменить слово по вопросам?
(просклонять, изменить по падежам)
- Какая часть имени существительного изменяется при склонении? (окончание)
- Сколько всего падежей?
- Как определить падеж существительного?
- В каком падеже употребляется подлежащее? (в именительном падеже.)

VII. Домашнее задание № 448