Тематический план и программа курса «Азбука здоровья» рассчитаны на учащихся начальных классов в количестве 30 часов, по 1 часу в неделю в течение года, имеет «горизонтальный» принцип, то есть обучение предлагается вести по идентичным направлениям, каждый из которых, основываясь на знаниях и умениях, полученных на предыдущих этапах обучения, расширяет объём теоретических сведений и сложность практических навыков. «Сквозные» герои курса Неболейка и Хворайка.
Программа курса по валеологии ориентирована на формирование у ребёнка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.
Занятия проводятся в виде эвристической беседы-диалога, деловой игры, урока-практикума.
Цель занятий: учиться быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
Школьный курс ставит следующие задачи:
- формирование у учащихся потребности в здоровье и сознательном отношении к нему;
- формирование системы знаний о здоровье и здоровом образе жизни;
- формирование нравственной культуры, самопознания, умений и навыков по физическому и нравственному самосовершенствованию и саморазвитию.
Необходимым звеном в организации валеологического воспитания в условиях школы является внеклассная работа, включающая мероприятия валеологической направленности.
Важным аспектом валеологизации учебного процесса является формирование здоровьенаправленного мышления не только у детей, но и у их родителей. Наиболее приемлемая форма работы с родителями – лекции и беседы по валеологической тематике на классных собраниях, а также формы активного отдыха вместе с детьми.
В целях обеспечения преемственности и целевой направленности обучения предлагаю осуществлять формирование норм здорового образа жизни по следующим приоритетным направлениям (разделам):
1 раздел. «Психическое (душевное) здоровье»
В этой части программы я обращаю внимание детей на состояние общего душевного комфорта, воспитываю систему ценностей, установок, мотивов поведения человека в обществе.
2 раздел. «Физическое здоровье»
Здесь я говорю о физическом здоровье, то есть, изучаем текущее состояние органов и систем организма, а также их рост и развитие. Тематика данных уроков предусматривает работу по следующим направлениям:
1. Режим дня, учёбы и отдыха.
2.Тело человека как самостоятельный организм.
3. Основы рационального питания.
4. Личная гигиена.
3 раздел. «Природа и мы»
Учитывая экологическую обстановку на современном этапе, нельзя не говорить детям о том, какое значение имеет природа для нашего здоровья. На уроках учащиеся узнают о том, что человек – часть природы и, охраняя природу, он охраняет своё здоровье.
4 раздел. «Основы здорового образа жизни»
1. Здоровье и здоровый образ жизни.
2. Значение физкультуры и закаливания для сохранения здоровья.
3. Антиалкогольное и антитабачное воспитание.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 КЛАСС
1 раздел. «Психическое (душевное) здоровье» |
||
1. | Как ты узнаёшь мир? Общее представление о строении человека. Органы чувств человека. Эмоции человека. Память – хранилище опыта. Ум. |
2 ч. |
2. | Кто тебя окружает? Твоя семья и её состав. Взаимопомощь в семье. Роль в семье каждого её члена, профессии членов семьи. Твоя помощь семье. Обязанности членов семьи. Школа: учитель и ученики. Практическая работа: разучивание и организация совместных игр для мальчиков и девочек. |
2 ч. |
3. | Для чего люди общаются? Умение общаться. В чём состоит вежливость. Вежливая речь. Правила для слушающего, для говорящих (для собеседников). |
1 ч. |
2 раздел. «Физическое здоровье» |
||
4. | Диагностика состояния здоровья учащихся. | 1 ч. |
5. | Режим дня школьника и его основные компоненты. Зачем нужен режим дня? Организация свободного времени. | 2 ч. |
6. | Сон – отдых для организма. Сколько надо спать? | 1 ч. |
7. | Тело человека как
самостоятельный организм. Как устроен человек? Основные группы или системы органов тела человека. Практическая работа: разучивание комплекса лечебной гимнастики для сохранения правильной осанки. |
2 ч. |
8. | Как человек двигается? Скелет. Кости и их прочность. Суставы. Переломы, вывихи. Практическая работа: правила оказания первой медицинской помощи. Мышцы – движители тела и его скелета. Движение – это жизнь. Физическая усталость человека. |
4 ч. |
9. | Глаза – орган зрения. Как беречь зрение? Правила просмотра телепередач. Практическая работа: осмотр окулиста, разучивание комплекса упражнений гимнастики для глаз. |
2 ч. |
10. | Пищеварение. Органы
пищеварения. Зачем мы едим, и что происходит с
пищей? Из чего состоят продукты питания? Правила
хранения продуктов питания. Правила приёма пищи. Строение зубов. Для чего человеку нужны зубы? Как они устроены? Практическая работа: правила гигиены полости рта и навыки правильных движений зубной щёткой. |
3 ч. |
11. | Кровь – жидкая ткань. Из чего она состоит? Сколько крови в человеке? Для чего нужна кровь? | 1 ч. |
12. | Органы дыхания. Как мы дышим? Как мы разговариваем? | 1 ч. |
3 раздел. «Природа и мы» |
||
13. | Человек и окружающая природа.
Зависимость человека от природы. Основные богатства природы: солнечный свет, воздух и вода. Купание в открытых водоёмах. |
2 ч. |
14. | Воздушные и солнечные ванны. | 1 ч. |
4 раздел. «Основы здорового образа жизни» |
||
15. | Введение. Что значит быть здоровым? Что значит быть больным? Что такое болезнь? Отчего возникают болезни? | 1 ч. |
16. | Если хочешь быть здоров –
закаляйся! Что нужно знать и уметь, чтобы не болеть? Закаливание организма. |
1 ч. |
16. | Кожа – защита организма
от разрушительных внешних влияний. Строение
кожи. Кожа защищает от холода и жары, внешних
воздействий, микробов (бактерий). Зачем надо
смазывать рану йодом? Загар и защита от солнечных
лучей. Почему человек потеет? Мозоли – защита от истирания кожи. |
2 ч. |
18. | Летние каникулы. Правили безопасности на воде. |
1 ч. |
К концу 1-го класса учащиеся должны знать:
знать части своего тела и их функции;
что человек узнаёт мир с помощью органов чувств, памяти, ума, родителей, учителей;
что такое общение и какова его роль в жизни человека;
в чём состоит вежливость;
способы выражения приветствия, прощания, благодарности;
правила для слушающего;
правила для собеседников;
свой режим дня;
гигиенические требования к организации сна;
что такое осанка и почему её нужно сохранять;
правила хранения продуктов питания;
правила гигиены полости рта и навыки правильных движений зубной щёткой.
для чего человеку нужна кровь;
что человек часть природы и, охраняя природу, он охраняет своё здоровье;
основные природные богатства и их роль в жизни человека;
правила поведения в природе;
правила закаливания;
правила поведения на воде.
Учащиеся должны уметь:
определять степень вежливого поведения;
слушать и слышать;
организовывать подвижные игры;
следить за сохранением своей осанки;
выполнять под контролем учителя гимнастику для глаз;
выполнять правила поведения за столом во время еды;
различать природные богатства;
правильно вести себя в природе;
противостоять вредным и опасным привычкам;
защитить себя от воздушно-капельных инфекций.
2 КЛАСС
1 раздел. «Психическое (душевное) здоровье» |
||
1. |
Как люди общаются? Речевая ситуация. Твои речевые роли. Общение в быту. Вежливые слова. Обращение к знакомым и незнакомым людям. |
1 ч. |
2. |
Твоя семья. Родословная твоей семьи. Семейные традиции. |
1 ч. |
3. |
Растения и животные в твоём доме. | 1 ч. |
4. |
Друг и друзья. | 1 ч. |
2 раздел. «Физическое здоровье» |
||
5. |
Режим дня. Чередование труда и отдыха. Режим дня в выходные дни. Зачем нужно соблюдать режим дня? |
1 ч. |
6. |
Сон и его значение для здоровья. | 1 ч. |
7. |
Твоя осанка. Практическая работа: разучивание комплекса физминуток для укрепления мышечного корсета. |
1 ч. |
8. |
Личная гигиена. Ногти и уход за ними. Уход за волосами. |
1 ч. |
9. |
Глаза – зеркало души. Как по глазам можно определить настроение человека? Какие правила нужно соблюдать, чтобы уберечь глаза? Какие враги есть у глаз? Практическая работа: разучивание зрительных физминуток, упражнений для развития зрительной памяти. |
3 ч. |
10. |
Дыхание. Зачем нам нужен нос? Чихание и кашель. |
1 ч. |
11. |
Твоё питание. Путешествие пищи. Питательные вещества и их значение для роста и развития. |
3 ч. |
12. |
Твои зубы. Правила ухода за зубами. Здоровые зубы – здоровый организм. Кариес. |
2 ч. |
3 раздел. «Природа и мы» |
||
13. |
Человек и природа – единое
целое. Лес – это здоровье. |
1 ч. |
14. |
Подвижные игры и упражнения
на свежем воздухе. Катание на лыжах и коньках. |
3 ч. |
15. |
Воздушные и солнечные ванны. | 1 ч. |
4 раздел. «Основы здорового образа жизни» |
||
16. | Кожа – орган чувств. Чувствительность пальцев. Узоры на ладонях и пальцах. Как дышит кожа? Умывание и купание. |
2 ч. |
17. |
Органы дыхания. Трахеит, бронхит, воспаление лёгких. Практическая работа: разучивание комплекса дыхательной гимнастики. |
2 ч. |
18. |
Микробы – возбудители
болезней. Бактерии и вирусы. Что вызывает грипп и как он передаётся? Что такое простуда? Детские болезни. Как организм защищается? Высокая температура, её причины. Клетки крови – пожиратели микробов. |
2 ч. |
19. |
Прививки, и как они спасают от болезней. | 1 ч. |
20. | Лекарства – дополнительные «органы» борьбы с болезнями. | 1 ч. |
К концу 2-го класса учащиеся должны знать:
способы выражения извинения, просьбы;
комплекс подвижных игр и упражнений на свежем воздухе;
правила приёма воздушных и солнечных ванн.
Учащиеся должны уметь:
определять степень вежливого поведения;
доброжелательно относиться к людям, радоваться успехам других людей;
вступать в контакт с людьми и поддерживать его;
соблюдать социальные нормы поведения;
ухаживать за растениями и животными;
самостоятельно выполнять комплекс физических упражнений для сохранения осанки;
выполнять правила гигиены полости рта;
выполнять гигиенические правила по уходу за кожей;
организовывать зимние игры и оказывать первую помощь при переохлаждении и обморожении;
оказывать первую помощь при тепловом и солнечном ударах.
3 КЛАСС
1 раздел. «Психическое (душевное) здоровье» |
||
1. |
Человек в мире людей. Как стать
самим собой? «Семейный» альбом. Что значит слово «семья»? Что я знаю о своих близких? Душевный человек. Какими качествами он должен обладать? |
2 ч. |
2 раздел. «Физическое здоровье» |
||
2. |
Режим дня. Его основные компоненты, обязательность их ежедневного выполнения. Организация учебного труда: правили приготовления домашнего задания. Учёт условий окружающей среды при составлении индивидуального режима дня. |
3 ч. |
3. |
Движение – жизнь. Практическая работа: организация и проведение подвижных игр, эстафет на свежем воздухе. |
3 ч. |
4. |
Опорно-двигательный аппарат. Практическая работа: разучивание упражнений по профилактике нарушения осанки и плоскостопия. |
3 ч. |
5. |
Личная гигиена. Гигиена полости рта. |
2 ч. |
6. |
Береги зрение! Гигиенические правила сохранения зрения. Гимнастика для глаз. |
2 ч. |
7. |
Твоё дыхание. Дыхательная гимнастика. |
2 ч. |
8. |
Твоё питание. Производство, хранение и распространение продуктов питания. Здоровая пища для всей семьи. |
2 ч. |
3 раздел. «Природа и мы» |
||
9. |
Экология – наука о том, как жить в мире с природой, не нарушая её законов. Правила поведения в природе. Сохранение гармонии в природе, её красота. Бережное отношение к окружающему миру. | 3 ч. |
10. |
Зелёная аптека. Практическая работа: лекарственные растения твоего края. |
2 ч. |
4 раздел. «Основы здорового образа жизни» |
||
11. |
Здоровый образ жизни и пути его формирования. | 2 ч. |
12. |
Привычки: полезные и вредные. | 2 ч. |
13. |
Летний отдых: охрана и укрепление здоровья. | 2 ч. |
К концу 3-го класса учащиеся должны знать:
родословную своей семьи;
причины плоскостопия и способы профилактики;
гигиенические правила сохранения зрения;
как происходит дыхание;
роль закаливания и правила его выполнения.
Учащиеся должны уметь:
позитивно относится к себе, и сопереживать другим;
регулировать труд и отдых;
выполнять комплекс дыхательной гимнастики под руководством учителя;
осознанно выполнять правила гигиены полости рта;
противостоять вредным привычкам и формировать у себя положительные привычки;
осознанно охранять природу.
4 КЛАСС
1 раздел. «Психическое (душевное) здоровье» |
||
1. | Характер человека. Типы темпераментов. |
2 ч. |
2. | Духовно-нравственное здоровье человека. | 2 ч. |
2 раздел. «Физическое здоровье» |
||
3. | Режим дня. Работоспособность и утомление. Организация учебного и физического труда. Двигательная активность. |
2 ч. |
4. | Опорно-двигательная система.
Физические упражнения и их влияние на формирование осанки. |
2 ч. |
5. | Зрение. Дефекты зрения. Практическая работа: гимнастики для глаз. |
2 ч. |
6. | Органы дыхания и их гигиена.
Заболевания дыхательной системы и их профилактика. |
2 ч. |
7. | Питание. Рацион и режим питания. Определение калорийности пищи. Влияние питательных веществ на развитие организма. |
3 ч. |
8. | Гигиена полости рта. | 1 ч. |
9. | Как рождаются дети? Размножение
– свойство живых организмов. Почему неизбежна смерть? Телесная смерть и человеческое (духовное) бессмертие. |
2 ч. |
3 раздел. «Природа и мы» |
||
10. | Человек и его связь с
природой. Здоровый человек может жить только на здоровой планете Земля. Охрана воды, воздуха и здоровье человека. |
2 ч. |
11. | Погода и здоровье человека. Природные условия твоего края. Практическая работа: сезонные требования к одежде и обуви. | 2 ч. |
12. | Народная медицина. Лекарственные растения. | 2 ч. |
4 раздел. «Основы здорового образа жизни» |
||
13. | Кожа и её функции. Профилактика кожных заболеваний. |
2 ч. |
14. | Профилактика вредных привычек. | 2 ч. |
15. | Летние каникулы: охрана и
укрепление здоровья. Правила безопасного поведения на воде. |
2 ч. |
К концу 4-го класса учащиеся должны знать:
типы темпераментов;
факторы, укрепляющие и нарушающие здоровье;
питательные вещества и их значение для здорового питания.
Учащиеся должны уметь:
владеть собой;
осознанно выполнять режим дня;
выполнять гигиенические мероприятия по уходу за кожей и волосами;
соблюдать сезонные требования к одежде и обуви.
беречь богатства природы в повседневной жизни.