Факультативный курс "Азбука здоровья"

Разделы: Начальная школа


Тематический план и программа курса «Азбука здоровья» рассчитаны на учащихся начальных классов в количестве 30 часов, по 1 часу в неделю в течение года, имеет «горизонтальный» принцип, то есть обучение предлагается вести по идентичным направлениям, каждый из которых, основываясь на знаниях и умениях, полученных на предыдущих этапах обучения, расширяет объём теоретических сведений и сложность практических навыков. «Сквозные» герои курса Неболейка и Хворайка.

Программа курса по валеологии ориентирована на формирование у ребёнка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.

Занятия проводятся в виде эвристической беседы-диалога, деловой игры, урока-практикума.

Цель занятий: учиться быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.

Школьный курс ставит следующие задачи:

  • формирование у учащихся потребности в здоровье и сознательном отношении к нему;
  • формирование системы знаний о здоровье и здоровом образе жизни;
  • формирование нравственной культуры, самопознания, умений и навыков по физическому и нравственному самосовершенствованию и саморазвитию.

Необходимым звеном в организации валеологического воспитания в условиях школы является внеклассная работа, включающая мероприятия валеологической направленности.

Важным аспектом валеологизации учебного процесса является формирование здоровьенаправленного мышления не только у детей, но и у их родителей. Наиболее приемлемая форма работы с родителями – лекции и беседы по валеологической тематике на классных собраниях, а также формы активного отдыха вместе с детьми.

В целях обеспечения преемственности и целевой направленности обучения предлагаю осуществлять формирование норм здорового образа жизни по следующим приоритетным направлениям (разделам):

1 раздел. «Психическое (душевное) здоровье»

В этой части программы я обращаю внимание детей на состояние общего душевного комфорта, воспитываю систему ценностей, установок, мотивов поведения человека в обществе.

2 раздел. «Физическое здоровье»

Здесь я говорю о физическом здоровье, то есть, изучаем текущее состояние органов и систем организма, а также их рост и развитие. Тематика данных уроков предусматривает работу по следующим направлениям:

1. Режим дня, учёбы и отдыха.
2.Тело человека как самостоятельный организм.
3. Основы рационального питания.
4. Личная гигиена.

3 раздел. «Природа и мы»

Учитывая экологическую обстановку на современном этапе, нельзя не говорить детям о том, какое значение имеет природа для нашего здоровья. На уроках учащиеся узнают о том, что человек – часть природы и, охраняя природу, он охраняет своё здоровье.

4 раздел. «Основы здорового образа жизни»

1. Здоровье и здоровый образ жизни.
2. Значение физкультуры и закаливания для сохранения здоровья.
3. Антиалкогольное и антитабачное воспитание.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 КЛАСС

1 раздел. «Психическое (душевное) здоровье»

1. Как ты узнаёшь мир?

Общее представление о строении человека.

Органы чувств человека.

Эмоции человека.

Память – хранилище опыта. Ум.

2 ч.
2. Кто тебя окружает?

Твоя семья и её состав. Взаимопомощь в семье. Роль в семье каждого её члена, профессии членов семьи. Твоя помощь семье. Обязанности членов семьи.

Школа: учитель и ученики. Практическая работа: разучивание и организация совместных игр для мальчиков и девочек.

2 ч.
3. Для чего люди общаются?

Умение общаться. В чём состоит вежливость. Вежливая речь. Правила для слушающего, для говорящих (для собеседников).

1 ч.

2 раздел. «Физическое здоровье»

4. Диагностика состояния здоровья учащихся. 1 ч.
5. Режим дня школьника и его основные компоненты. Зачем нужен режим дня? Организация свободного времени. 2 ч.
6. Сон – отдых для организма. Сколько надо спать? 1 ч.
7. Тело человека как самостоятельный организм.

Как устроен человек? Основные группы или системы органов тела человека.

Практическая работа: разучивание комплекса лечебной гимнастики для сохранения правильной осанки.

2 ч.
8. Как человек двигается?

Скелет. Кости и их прочность. Суставы. Переломы, вывихи. Практическая работа: правила оказания первой медицинской помощи.

Мышцы – движители тела и его скелета. Движение – это жизнь. Физическая усталость человека.

4 ч.
9. Глаза – орган зрения.

Как беречь зрение? Правила просмотра телепередач.

Практическая работа: осмотр окулиста, разучивание комплекса упражнений гимнастики для глаз.

2 ч.
10. Пищеварение. Органы пищеварения. Зачем мы едим, и что происходит с пищей? Из чего состоят продукты питания? Правила хранения продуктов питания. Правила приёма пищи.

Строение зубов. Для чего человеку нужны зубы? Как они устроены? Практическая работа: правила гигиены полости рта и навыки правильных движений зубной щёткой.

3 ч.
11. Кровь – жидкая ткань. Из чего она состоит? Сколько крови в человеке? Для чего нужна кровь? 1 ч.
12. Органы дыхания. Как мы дышим? Как мы разговариваем? 1 ч.

3 раздел. «Природа и мы»

13. Человек и окружающая природа.

Зависимость человека от природы. Основные богатства природы: солнечный свет, воздух и вода. Купание в открытых водоёмах.

2 ч.

14. Воздушные и солнечные ванны.

1 ч.

4 раздел. «Основы здорового образа жизни»

15. Введение. Что значит быть здоровым? Что значит быть больным? Что такое болезнь? Отчего возникают болезни?

1 ч.

16. Если хочешь быть здоров – закаляйся!

Что нужно знать и уметь, чтобы не болеть? Закаливание организма.

1 ч.

16. Кожа – защита организма от разрушительных внешних влияний. Строение кожи. Кожа защищает от холода и жары, внешних воздействий, микробов (бактерий). Зачем надо смазывать рану йодом? Загар и защита от солнечных лучей. Почему человек потеет?

Мозоли – защита от истирания кожи.

2 ч.

18. Летние каникулы.

Правили безопасности на воде.

1 ч.

К концу 1-го класса учащиеся должны знать:

знать части своего тела и их функции;

что человек узнаёт мир с помощью органов чувств, памяти, ума, родителей, учителей;

что такое общение и какова его роль в жизни человека;

в чём состоит вежливость;

способы выражения приветствия, прощания, благодарности;

правила для слушающего;

правила для собеседников;

свой режим дня;

гигиенические требования к организации сна;

что такое осанка и почему её нужно сохранять;

правила хранения продуктов питания;

правила гигиены полости рта и навыки правильных движений зубной щёткой.

для чего человеку нужна кровь;

что человек часть природы и, охраняя природу, он охраняет своё здоровье;

основные природные богатства и их роль в жизни человека;

правила поведения в природе;

правила закаливания;

правила поведения на воде.

Учащиеся должны уметь:

определять степень вежливого поведения;

слушать и слышать;

организовывать подвижные игры;

следить за сохранением своей осанки;

выполнять под контролем учителя гимнастику для глаз;

выполнять правила поведения за столом во время еды;

различать природные богатства;

правильно вести себя в природе;

противостоять вредным и опасным привычкам;

защитить себя от воздушно-капельных инфекций.

2 КЛАСС

1 раздел. «Психическое (душевное) здоровье»

1.

Как люди общаются?

Речевая ситуация. Твои речевые роли. Общение в быту. Вежливые слова. Обращение к знакомым и незнакомым людям.

1 ч.

2.

Твоя семья.

Родословная твоей семьи. Семейные традиции.

1 ч.

3.

Растения и животные в твоём доме.

1 ч.

4.

Друг и друзья.

1 ч.

2 раздел. «Физическое здоровье»

5.

Режим дня.

Чередование труда и отдыха. Режим дня в выходные дни. Зачем нужно соблюдать режим дня?

1 ч.

6.

Сон и его значение для здоровья.

1 ч.

7.

Твоя осанка.

Практическая работа: разучивание комплекса физминуток для укрепления мышечного корсета.

1 ч.

8.

Личная гигиена.

Ногти и уход за ними. Уход за волосами.

1 ч.

9.

Глаза – зеркало души.

Как по глазам можно определить настроение человека? Какие правила нужно соблюдать, чтобы уберечь глаза? Какие враги есть у глаз? Практическая работа: разучивание зрительных физминуток, упражнений для развития зрительной памяти.

3 ч.

10.

Дыхание.

Зачем нам нужен нос? Чихание и кашель.

1 ч.

11.

Твоё питание.

Путешествие пищи. Питательные вещества и их значение для роста и развития.

3 ч.

12.

Твои зубы.

Правила ухода за зубами. Здоровые зубы – здоровый организм. Кариес.

2 ч.

3 раздел. «Природа и мы»

13.

Человек и природа – единое целое.

Лес – это здоровье.

1 ч.

14.

Подвижные игры и упражнения на свежем воздухе.

Катание на лыжах и коньках.

3 ч.

15.

Воздушные и солнечные ванны.

1 ч.

4 раздел. «Основы здорового образа жизни»

16. Кожа – орган чувств.

Чувствительность пальцев. Узоры на ладонях и пальцах. Как дышит кожа? Умывание и купание.

2 ч.

17.

Органы дыхания.

Трахеит, бронхит, воспаление лёгких.

Практическая работа: разучивание комплекса дыхательной гимнастики.

2 ч.

18.

Микробы – возбудители болезней.

Бактерии и вирусы. Что вызывает грипп и как он передаётся? Что такое простуда? Детские болезни. Как организм защищается? Высокая температура, её причины. Клетки крови – пожиратели микробов.

2 ч.

19.

Прививки, и как они спасают от болезней.

1 ч.

20. Лекарства – дополнительные «органы» борьбы с болезнями.

1 ч.

К концу 2-го класса учащиеся должны знать:

способы выражения извинения, просьбы;

комплекс подвижных игр и упражнений на свежем воздухе;

правила приёма воздушных и солнечных ванн.

Учащиеся должны уметь:

определять степень вежливого поведения;

доброжелательно относиться к людям, радоваться успехам других людей;

вступать в контакт с людьми и поддерживать его;

соблюдать социальные нормы поведения;

ухаживать за растениями и животными;

самостоятельно выполнять комплекс физических упражнений для сохранения осанки;

выполнять правила гигиены полости рта;

выполнять гигиенические правила по уходу за кожей;

организовывать зимние игры и оказывать первую помощь при переохлаждении и обморожении;

оказывать первую помощь при тепловом и солнечном ударах.

3 КЛАСС

1 раздел. «Психическое (душевное) здоровье»

1.

Человек в мире людей. Как стать самим собой?

«Семейный» альбом.

Что значит слово «семья»? Что я знаю о своих близких? Душевный человек. Какими качествами он должен обладать?

2 ч.

2 раздел. «Физическое здоровье»

2.

Режим дня.

Его основные компоненты, обязательность их ежедневного выполнения. Организация учебного труда: правили приготовления домашнего задания. Учёт условий окружающей среды при составлении индивидуального режима дня.

3 ч.

3.

Движение – жизнь.

Практическая работа: организация и проведение подвижных игр, эстафет на свежем воздухе.

3 ч.

4.

Опорно-двигательный аппарат.

Практическая работа: разучивание упражнений по профилактике нарушения осанки и плоскостопия.

3 ч.

5.

Личная гигиена.

Гигиена полости рта.

2 ч.

6.

Береги зрение!

Гигиенические правила сохранения зрения. Гимнастика для глаз.

2 ч.

7.

Твоё дыхание.

Дыхательная гимнастика.

2 ч.

8.

Твоё питание.

Производство, хранение и распространение продуктов питания.

Здоровая пища для всей семьи.

2 ч.

3 раздел. «Природа и мы»

9.

Экология – наука о том, как жить в мире с природой, не нарушая её законов. Правила поведения в природе. Сохранение гармонии в природе, её красота. Бережное отношение к окружающему миру.

3 ч.

10.

Зелёная аптека.

Практическая работа: лекарственные растения твоего края.

2 ч.

4 раздел. «Основы здорового образа жизни»

11.

Здоровый образ жизни и пути его формирования.

2 ч.

12.

Привычки: полезные и вредные.

2 ч.

13.

Летний отдых: охрана и укрепление здоровья.

2 ч.

К концу 3-го класса учащиеся должны знать:

родословную своей семьи;

причины плоскостопия и способы профилактики;

гигиенические правила сохранения зрения;

как происходит дыхание;

роль закаливания и правила его выполнения.

Учащиеся должны уметь:

позитивно относится к себе, и сопереживать другим;

регулировать труд и отдых;

выполнять комплекс дыхательной гимнастики под руководством учителя;

осознанно выполнять правила гигиены полости рта;

противостоять вредным привычкам и формировать у себя положительные привычки;

осознанно охранять природу.

4 КЛАСС

1 раздел. «Психическое (душевное) здоровье»

1. Характер человека.

Типы темпераментов.

2 ч.

2. Духовно-нравственное здоровье человека.

2 ч.

2 раздел. «Физическое здоровье»

3. Режим дня.

Работоспособность и утомление. Организация учебного и физического труда. Двигательная активность.

2 ч.

4. Опорно-двигательная система.

Физические упражнения и их влияние на формирование осанки.

2 ч.

5. Зрение. Дефекты зрения.

Практическая работа: гимнастики для глаз.

2 ч.

6. Органы дыхания и их гигиена.

Заболевания дыхательной системы и их профилактика.

2 ч.

7. Питание.

Рацион и режим питания. Определение калорийности пищи. Влияние питательных веществ на развитие организма.

3 ч.

8. Гигиена полости рта.

1 ч.

9. Как рождаются дети? Размножение – свойство живых организмов.

Почему неизбежна смерть? Телесная смерть и человеческое (духовное) бессмертие.

2 ч.

3 раздел. «Природа и мы»

10. Человек и его связь с природой.

Здоровый человек может жить только на здоровой планете Земля.

Охрана воды, воздуха и здоровье человека.

2 ч.

11. Погода и здоровье человека. Природные условия твоего края. Практическая работа: сезонные требования к одежде и обуви.

2 ч.

12. Народная медицина. Лекарственные растения.

2 ч.

 

4 раздел. «Основы здорового образа жизни»

 
13. Кожа и её функции.

Профилактика кожных заболеваний.

2 ч.

14. Профилактика вредных привычек.

2 ч.

15. Летние каникулы: охрана и укрепление здоровья.

Правила безопасного поведения на воде.

2 ч.

К концу 4-го класса учащиеся должны знать:

типы темпераментов;

факторы, укрепляющие и нарушающие здоровье;

питательные вещества и их значение для здорового питания.

Учащиеся должны уметь:

владеть собой;

осознанно выполнять режим дня;

выполнять гигиенические мероприятия по уходу за кожей и волосами;

соблюдать сезонные требования к одежде и обуви.

беречь богатства природы в повседневной жизни.