Нравственное воспитание на уроках иностранного языка

Разделы: Иностранные языки


Нравственное воспитание на уроках иностранного языка.

Роль образования в жизни сегодняшнего общества невозможно недооценивать. Именно сегодняшней школе принадлежит будущее нашей страны, будущее нашего общества. И в связи с этим хотелось бы вспомнить слова Уинстона Черчилля, который заметил, что « учителя обладают такой властью, о которой премьер- министр может только мечтать».

Действительно, именно учителю принадлежит значительная роль в формировании будущего члена общества. Именно дети, получившие основные знания и понимание нравственности и морали, будут управлять страной в будущем.

Цели воспитания неразрывно связаны со всеми общеобразовательными предметами, изучаемыми в современной общеобразовательной школе. И одним из важнейших предметов, который формирует нравственный облик ребенка, несомненно, является иностранный язык. И не только потому, что иностранные языки, вообще, и английский язык, в частности, являются средством коммуникации между людьми, представляющими разные страны и народы. Но и потому, что в ходе изучения иностранных языков затрагиваются и обсуждаются проблемы, позволяющие формировать навыки критического мышления, позволяющие соотнести свои взгляды с нормами общественной морали. Именно на уроке иностранного языка учитель имеет возможность формировать мировоззрение ученика, его нравственный облик, так как предмет «Иностранный язык», кроме области конкретных лингвистических и экстра лингвистических компетенций, затрагивает вопросы отношения и поведения ребенка в той или иной жизненной ситуации.

Все чаще и чаще среди тем, обсуждаемых в ходе изучения иностранных языков, особенно в старшем звене, звучат многие насущные проблемы. Среди них выделяются такие, как проблемы толерантности, проблемы современной семьи, проблемы благотворительности, проблемы материализма и национальной культуры, проблемы нищеты и борьбы с ней.

Так какие же методы и приемы, используемые на уроке английского языка, могут содействовать нравственному воспитанию учащегося? Прежде всего, здесь не последнее место занимают коллективные формы взаимодействия. Среди них можно выделить групповую и парную работы. Именно в группах и парах проходит обсуждение той или иной проблемы, именно во взаимодействии с окружающими детьми складываются определенные точки зрения. Таким образом, обсуждение проблемы в данном случае выступает одним из приемов работы. Причем работа не заканчивается одним лишь обсуждением. Решение, принятое в ходе обсуждения, какой-то проблемы, презентуется всему классу. В то время как класс выбирает лучшее решение и обосновывает свой выбор.

Следующим эффективным приемом работы в упомянутом выше направлении, несомненно, является ролевая игра. Ролевая игра также является формой коллективного взаимодействия. Однако в данном случае каждый ученик уже несет индивидуальную ответственность за принятое решение. В то же время в ролевой игре обычно предварительно оговаривается траектория поведения участника игры в определенной ситуации. Хотя в некоторых случаях оговариваться может только результат взаимодействия, тогда как траектория поведения остается за выбором самого учащегося.

В ходе использования данного приема работы также необходимо ввести этап рефлексии для того, чтобы учащиеся смогли проанализировать уместность, необходимость и эффективность той или иной модели поведения. Конечно, во многом ролевое поведение определяется изучаемым языковым материалом, но нравственная направленность также оказывает влияние на предполагаемый вариант поведения. Задача учителя – показать образцы поведения, обосновав в их с точки зрения разумности и морали, определить поведение ребенка в предполагаемой проблемной ситуации и в случае необходимости провести коррекцию данного поведения, но ни в коем случае не в форме назидания и наставления. Лучшего всего, если корректировать модель поведения будет не учитель, а сами дети, предлагая свои варианты и обосновывая свой выбор.

И, конечно, не последнюю роль играют тематические уроки. Ниже приведен пример разработки урока по теме «Урок милосердия», основанного на таком приеме работы, как групповое обсуждение. Особо хотелось бы обратить внимание на тот факт, что в качестве домашнего задания учащимся предлагается написать сочинение на тему: «Как я могу помочь людям» и предполагается обсуждение данной проблемы родителями и детьми.

Разработка урока благотворительности.

The lesson of Charity

The aim of the lesson: Students will be able to discuss the possibility of charity actions in their community.

The objectives:

The students will be able to

- read the text for gist;
- read the text for specific information;
- express their opinions, speaking about charity actions;
- prove their choice.

The lesson

1. Warming up.

Answer the question:

What traditions are there at Oxford and Cambridge universities?

Which of them are connected with charity?

The students should mention the tradition of Rag Day. If it is difficult for them, the teacher can help.

2. Discussion.

Answer the questions:

  1. What is charity?
  2. Would you like to take part in a charity action?
  3. What charity actions can be performed in our community?
  4. What are the positive features of such actions?

3. Reading the text.

Read this text and give your own title for this article.

«Never Forget: 9/11 to the Max. »

Poster artist Peter Max will sell a new September 11 poster, this time to raise money for firefighters. Never Forget is his colorful rendition of now-famous newspaper photo of firefighters raising a flag at Ground Zero.

Proceeds will go to the International Association of Fire fighter, which is providing counseling services for firefighters and their families, and the Bravest, the relief fund established by the three flag- raisers.

The New York lost 343 rescues when the World Trade Center towers were collapsed.

After the attacks, Max began selling six posters at www.petermax.com to benefit various 9/11 funds. So far, he says, he raised $ 200.000. The new posters will be available next month.

“I wanted to paint everyone who died, but that was impossible, so at least let me do the posters,” he says.

(- Maria Puente, USA TODAY September 27, 2007)

VOCABULARY

To raise money = to collect money

Rendition- изображение, толкование.

The relief fund- фонд помощи.

4. Read the text once again and answer the following questions:

  1. When did Peter Max begin to sell his posters?
  2. Who is depicted on these posters?
  3. How does Peter use the money he gets for his posters?
  4. Who does the International Association of Fire Fighters support?
  5. Why do you think Peter Max use the money in this way?
  6. Would you like to help people around you in any way?

5. In pairs discuss the following questions;

Who can I help?

What can I do for these people?

7. After the pair discussion complete the following chart:

8. Present your ideas to the rest of the class using the following phrases:

In my opinion… I can because
It seems to me… I would like to as
Personally… it is necessary to since
I believe… for

9. Choоse the best presentation and prove your choosing some words and phrases from the first and third columns of the previous exercise.

10. Home task: Discuss the problem of charity with your parents and write a composition “I can help people” Do not forget to touch on the following points:

- the importance of charity in our modern society;
- the possible ways of charity actions in your community;
- the action you would like to perform and why.