В настоящее время к числу актуальных вопросов физического образования относится умение решать физические задачи. Решение физических задач – один из основных методов обучения физике. Введение данного курса обусловлено тем, что успешность обучения окончательно обеспечивается только при закреплении и углублении знаний и умений. Решение и анализ задач позволяет использовать долговременную память учащихся, способствует развитию межпредметных связей, формируются такие качества личности, как целеустремленность, настойчивость, развиваются эстетические чувства, формируются творческие способности. Поэтому важнейшей целью физического образования является формирование умений работать со школьной учебной физической задачей. Умение решать разные типы задач – лучший критерий успеваемости и глубины изучения материала. Программа адресована учащимся 10 классов. Программа согласована с содержанием программы основного курса. Она ориентирует учителя на дальнейшее совершенствование уже усвоенных знаний, на формирование углубленных знаний и умений. В результате изучения курса обучающийся должен
знать:
- понятие физической задачи,
- классификацию задач по различным критериям,
- правила и приемы решения физических задач,
- основные законы и формулы различных разделов физики;
уметь:
- использовать различные способы решения задач,
- применять алгоритмы, аналогии и другие методологические приемы решения задач,
- решать задачи с применением законов и формул, различных разделов физики,
- проводить анализ условия и этапов решения задач,
- классифицировать задачи по определенным признакам.
В соответствии с этим, целью прохождения настоящего курса является систематизация и совершенствование уже усвоенных в основном курсе знаний и умений и их углубление, а также развитие интереса к физике.
В ходе ее достижения решаются задачи:
- познакомить учащихся с классификацией задач по содержанию, целям, способам представления и содержанию информации и т. д.
- совершенствовать умения решать задачи по алгоритму, аналогии, графические, геометрические и др.
- создать основу для правильного понимания естественнонаучной картины мира при рассмотрении различных типов задач.
- Программа курса предусматривает проведение лекционных и семинарских занятий. На занятиях применяются коллективные и индивидуальные формы работы: постановка, решение и обсуждение решения задач, подготовка к олимпиадам, набор и составление задач по определенной тематике и др. Курс предполагает выполнение домашних заданий по решению задач. Данная программа общим объемом в 35 часов изучается в 10 классе
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов |
Формы контроля |
||
всего | лекции | практика | |||
1 | Введение | 1 | 1 | ||
2 | Правила и приемы решения физических задач | 4 | 2 | 2 | Проверка домашнего задания |
3 | Механика Динамика Законы сохранения |
6 4 3 |
1 | 5 4 3 |
Проверка домашнего задания Контрольная работа |
4 | Молекулярная физика Строение и свойства газов, жидкостей и твердых тел Основы термодинамики |
3 3 3 |
3 3 3 |
Проверка домашнего задания Контрольная работа |
|
5 | Электродинамика Законы постоянного тока. |
5 3 |
|
5 3 |
Проверка домашнего задания тест |
Всего | 35 | 4 | 31 |
Содержание программы.
1. Введение.
Что такое физическая задача. Состав физической задачи. Классификация.
2. Правила и приемы решения физических задач.
Общие требования при решении физических задач. Этапы решения физической задачи. Работа с текстом задачи. Анализ физического явления. Различные приемы и способы решения физических задач: алгоритмы, аналогии, геометрические приемы.
3. Механика. Динамика.
Решение задач на основные динамические законы (закон Ньютона). Решение задач на движение тела под действием нескольких сил. Задачи на принцип относительности.
Решение задач по интересам: занимательных, экспериментальных и т. д. решение задач на вращение тела.
Законы сохранения.
Решение задач средствами кинематики, динамики и с помощью законов сохранения. Решение задач на закон сохранения импульса и реактивное движение. Решение задач на закон сохранения и превращения механической энергии. Решение задач несколькими способами.
4. Молекулярная физика. Строение и свойства газов, жидкостей и твердых тел.
Решение задач на описание поведения идеального газа: характеристики состояния газа в изопроцессах. Решение графических задач: изопроцессы в газах.
Основы термодинамики.
Решение комбинированных задач на первый закон термодинамики. Решение задач на тепловые двигатели.
5. Электродинамика.
Решение задач на закон сохранения заряда и закон Кулона. Решение задач на определение напряженности электрического поля. Решение задач на описание систем конденсаторов.
Законы постоянного электрического тока.
Решение задач на расчет сопротивления сложных электрических цепей. Решение задач на закон Ома для участка цепи, законов последовательного и параллельного соединения проводников. Решение задач на описание законов постоянного тока с использованием закона Джоуля - Ленца. Решение задач на описание постоянного электрического тока в электролитах.
Список литературы для учителя:
- Бершадский М. Е. , Бершадская Е. А. Методы решения задач по физике. - М. : Народное образование, 2001.
- Кабардин О. Ф. и др. Факультативный курс физики. 10 класс. - М. : Просвещение, 1988.
- Мастронас З. П. ,Синдеев Ю. Г. , Физика: методика и практика преподавания. Серия “Книга для учителя” - Ростов на Дону: Феникс, 2002- 288 с.
- Турчина Н. В. , Рудакова Л. И. , Сурова О. И. и др. Физика: 3800 задач для школьников и поступающих в вузы. – М. : “Дрофа”, 2000.
- Степанова Г. Н. Сборник вопросов и задач по физике. – М. : Просвещение, 1995.
- Соболева С. А. ЕГЭ Физика: теоретические материалы. - СПб. : Тригон, 2005.
- Соболева С. А. ЕГЭ Физика: раздаточный материал тренировочных тестов. - СПб. : Тригон, 2005.
Список литературы для учащихся:
- Мякишев Г. Я. , Буховцев Б. Б. , Сотский Н. Н. Физика-10. -М. : Просвещение, 2003.
- Балашов В. А. Задачи по физике и методы их решения. – М. : Просвещение, 1983.
- Гольфарб И. И. Сборник вопросов и задач по физике – М. : Высшая школа, 1973.
- Задачи по физике для поступающих в вузы. - М. : Наука, 1976.
- Рымкевич А. П. Сборник задач по физике. – М. : Просвещение, 1992.
- Степанова Г. Н. Сборник вопросов и задач по физике. – М. : Просвещение, 1995.
- Соболева С. А. ЕГЭ Физика: теоретические материалы. - СПб. : Тригон, 2005.
- Соболева С. А. ЕГЭ Физика: раздаточный материал тренировочных тестов. - СПб. : Тригон, 2005.