Урок размышление
Цель: раскрыть вечные темы искусства на примере творчества поэтов эпохи Ренессанса и композиторов XIX-XX веков;
Задачи:
Образовательные задачи урока:
- выявить особенности художественного текста сонетов литер и муз.;
- обучение учащихся анализу произведения литературы, живописи и музыки;
Развивающие задачи:
- способствовать развитию на примере произведений искусства эстетического вкуса;
- научить учащихся находить отличия информационного и художественного текста;
Воспитательная задача:
- формирование личностного отношения к проблемам, раскрытым в искусстве;
Интегрирующая задача:
- осознать значения понятий: «искусство», «гуманизм», «образ», «тема»;
- понимать связь «мировоззрение – произведения искусства»;
- ученик должен уметь самостоятельно проводить анализировать по заданным параметрам.
Оборудование урока:
Мультимедийный проектор, аудио магнитофон, портреты, тексты сонетов.
Тип урока: интегрированный урок.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Этапы урока:
- Организационный момент
- Подготовка к изучению нового материала.
- Изучение нового материала.
- Закрепление полученных знаний.
- Подведение итогов урока.
- Домашнее задание.
Методы учебной деятельности:
Исследовательские; творческие; объяснительно-иллюстративные.
Структура урока:
- Мотивация учебной деятельности школьников и сообщение темы, цели и задач урока.
- Изучение нового материала через актуализацию жизненных понятий и понятий известных ученикам из содержания предметов: литература, музыка, МХК . Восприятие этого материала, осознание связей между мировоззрением, средствами выразительности живописи и музыки;
- Осмысление полученного результата.
- Первичное применение приобретенных знаний.
- Подведение итогов урока.
Образ любви в жизни человека.
Сценарий урока:
I Вводная часть. Беседа о месте искусства в жизни человека.
Учитель: «Искусство занимает не всегда заметную, но важную роль в жизни человека» – утверждают ученые.
Так ли это? Каково же место искусства в жизни человека и есть ли у него будущее?
Ответить на этот вопрос нам поможет одна из вечных тем, к которой обращались в искусстве люди с древних времен.
Сейчас позвучит стихотворный текст на языке оригинала.
(Звучит сонет Шекспира на английском языке, музыка …)
Может, даже без перевода кто-нибудь догадался, о чем идет речь?
Дети: Речь идет о любви.
Учитель: Вы правы. Сегодня мы поговорим об образах любви, воплощенных в поэтическом жанре сонета.
Чтобы говорить с человеком, художники, поэты, композиторы пользуются особым художественным текстом, характерным только для искусства. В чем его отличие от информационного, не художественного текста мы попробуем выяснить.
1). Перед вами таблица, в которой слева помещены сонеты двух величайших поэтов эпохи Ренессанса, а справа биографическая справка об авторах. Прочтите внимательно тексты (Приложение № 1) под музыку Листа.
2). А теперь попробуйте продолжить предложение.
Дети:
1) Герой влюблен и чувствует величайшее наслаждение, благословляет тот миг когда встретил любовь, весь мир для него излучает свет.(2– любил Лауру)
2) Герой влюблен и чувствует страх потери любимого человека, еще не потеряв любимую понимает, что это будет самой тяжелой потерей для него. (2– любил какую-то темноволосую даму).
Учитель: Таким образом, мы с вами можем сделать вывод, что искусство с помощью художественного текста может сохранять для последующих поколений тончайшие переживания человека, движения его души.
II Беседа об авторском прочтении сонетов.
Учитель: Сонеты Петрарки и Шекспира, утверждение в них величия человека, соединения в нем прекрасной страстной души и прекрасного тела в разные эпохи будут волновать людей.
1) 60 только официальных переводов сонетов Шекспира на русский язык мы знаем в разные эпохи.
Наиболее популярными остаются переводы С. Я. Маршака, который свои переводы называл «не фотографиями, а портретами подлинников…Маршак ярко, образно определяет форму сонета. Три четверостишья…Маршак уподоблял последовательности светлых парадных комнат, доступных для обозрения каждому. А про заключительные две строчки…он говорил: это – в глубине здания маленькая комнатка, где живет сам поэт. И если войти к нему …с открытой душой, с открытым сердцем, с верой в него он откроет вам самые сокровенные мысли. И вам станет в этих двух строчках ясно все содержание сонета».
Жанр сонета имеет свои особенности. У итальянцев он состоит из 14 строк. Они делятся на четыре строфы: два четверостишия (катрены) и два трехстишия (терцеты).
Сонет обычно строится так, что мысли, высказанные в первом и втором катрене; завершаются заключающим раздумья суждением в конце.
Английский сонет (его стали называть сонетом шекспировского типа) состоит из трех катренов и одного заключительного двустишия.
2) Давайте послушаем, как композиторами в разные эпохи будут «прочитаны» сонеты Петрарки (Сонет № 47) и Шекспира (№ 90).
Как вы думаете, какой жанр, наиболее близкий поэзии выберет композитор?– песня, романс, инструментальная пьеса с яркой выраженной мелодией…
(Приложение 2 - работа с таблицей, возможна по группам:
1). Какое собственное состояние души композитора отражено в этом произведении?
2). Выделите номера живописных произведений, созвучных образу, воплощенному в музыке?
3). Средства выразительности.
4). Какие чувства у вас вызвала прослушанная музыка? Любовь помогает или мешает человеку жить?)
Ференц Лист, венгерский композитор XIX века напишет три музыкальных сонета под впечатлением своего путешествия по Италии.
Звучит Сонет.
Дети: ………….
Дмитрий Борисович Кабалевский – отечественный композитор создает вокальный цикл «Десять сонетов Шекспира».
(Текст сонета и слова песни в Приложении 3)
Дети: ………………..
В 80-е годы XX в. появилась новая музыкальная версия сонета № 90 – эстрадная. Обратите внимание на изменения композиции сонета. Как эти изменения повлияли на изменение смысла художественного образа сонета?
…………………..
Вопрос: Какой же бывает любовь? (возвышающей, окрыляющей, жестокой) Для человека часто это испытание. Через страдания человек становится сильнее.
Дети: Вывод: даже одна тема в одной форме может быть переосмыслена в разные эпохи людьми искусства по-новому, оставляет для нас отражение личности художника.
Сонеты В. Шекспира привлекают внимание, прежде всего тем, что они в художественной форме выражают общечеловеческие чувства: любовь и ревность, бессилие перед всесокрушающим временем, боль утрат и желание продолжить жизнь в наследниках и произведениях искусства. Пока человек любит, надеется, страдает, для него будет важно общение с искусством.
3) Учитель: Домашнее задание:
1). А. Пушкин называл переводчиков «почтовыми лошадьми просвещения». Перед вами несколько художественных переводов одного сонета Шекспира № 90. Попробуйте дома проанализировать, как влияет личность переводчика на образ, возникающий перед читателем.
2). Попробуйте сами дописать сонет Шекспира, представив, что человек XXI века обращается к искусству. Может ли оно покинуть человека, его вытеснит ли его политика, наука и техника?