Пояснительная записка
По данному сценарию я дважды проводила внеклассное мероприятие, посвящённое Дню Космонавтики: 12 апреля 2001 года (к 40-летию со дня полёта Ю.А. Гагарина) и 12 апреля 2006 года, то есть ровно через пять лет, внеся, естественно, соответствующие коррективы в сценарий. В первый раз в КВН-е участие принимали ученики 6-х классов (три команды), а во второй раз данное мероприятие было проведено для учащихся 8-х классов из четырёх школ района (2-х городских и 2-х сельских).
За месяц до выступления каждая команда получила список вопросов, на которые необходимо было самостоятельно найти ответы для успешного выступления в КВН, список членов команды и тему домашнего задания <Приложение 1>.
Необходимо отметить, что готовить команду к выступлению во второй раз было труднее, несмотря на то, что возраст ребят был постарше. Связано это, на мой взгляд, с тем, что из школьного курса знания по астрономии практически изъяты. В 2001 году ребята опирались на знания, полученные в курсе природоведения за 5-й класс, где достаточно полно и хорошо излагались вопросы происхождения, развития и строения Солнечной системы, давались представления о геоцентрической и гелиоцентрических системах мира, рассказывалось о научных заслугах К. Птолемея, Н. Коперника, Д. Бруно, Г. Галилея и. др. учёных. В настоящее время в курсе природоведения как в 4-м, так и в 5-классе эти темы отсутствуют, они заменены вопросами из курса биологии. Таким образом, если преподавание физики в 7 классе ведётся по стандартному учебнику Пёрышкина А.В., а не по учебнику под редакцией Пинского А.А. «Физика и астрономия», то знаний по курсу астрономии у учащихся 8-х классов практически никаких нет. Вот и получается, что проведение подобного мероприятия в День Космонавтики – это не только дань замечательному празднику, которым гордится всё человечество, но и возможность расширить знания детей о Вселенной.
Ведущими КВН были старшеклассники, в жюри входили учителя и ученики.
На передней стене сцены были размещены портреты Ю.А. Гагарина, других космонавтов, С.П. Королёва, высказывания учёных. Здесь же располагались макеты ракет из белого картона, разбитые фломастером по числу конкурсов на части. <Приложение 2>. По ходу выступления команд помощники из числа ребят старших классов прикрепляли к этим макетам цветные части (каждая команда создавала макет ракеты определённого цвета) полностью или урезанные (в соответствии с полученными баллами за данный конкурс). По этим макетам болельщики видели, какая команда впереди.
Хочется отметить, что как в первый, так и во второй раз праздник удался. Конечно, более всего он понравился тем, кто в нём принимал непосредственное участие, то есть членам команд.
В 2006 году праздник был более массовым, и начинался он демонстрацией слайдов на фоне исполняемых Ю. Гуляевым песен о Ю.А. Гагарине из цикла «Созвездие Гагарина» А. Пахмутовой и Ю. Добронравова. Слайды были созданы в программе Power Point и с помощью мультимедийного проектора проецировались на большой экран.
Содержание КВН. Методика его проведения.
КВН начинается с выступления учителя физики, который читает стихотворение Бориса Дворного «Мечта». Это стихотворение было напечатано в одном из выпусков журнала «Техника - молодёжи».
Подоконник ладонями стиснув,
Ты стоишь, запрокинув голову,
И летят позывные мыслей
К дальним звёздам – белые голуби.
Где-то там, в беспредельной темени,
За границами звёздной Арктики,
В недоступном пространстве и времени
Проплывают иные галактики.
Я уверен: в каком-то созвездии
Есть планеты, как наша, зелёные,
И живут там твои ровесники –
Космонавты, поэты, учёные.
И в такую же полночь лунную,
Запрокинув мечтательно голову,
Загрустила ровесница юная
На планете в созвездии Голубя.
Добрый день, друзья! На дворе апрель – месяц необыкновенный, а день сегодня знаменательный. Ведь именно 12 апреля ровно 45 лет назад человек впервые вышел за пределы земной атмосферы.
Веками человек смотрел в небо. Он ходил по земле и не боялся уплывать далеко в море, но небо было огромным и непонятным для него. Человек поселил в небе богов. Но человеку хотелось подняться туда самому. И тогда возникали сказания о людях, которые могут летать, появлялись фантастические романы, конструировались летательные аппараты, так и оставшиеся на земле.
И вот наступил ХХ век. Уже летали в небе самолёты, а в космос поднялись первые ракеты. Люди верили, недалёк тот день, когда в космос полетит человек.
И вот, наконец, 12 апреля 1961 года, как и сегодня, среда, обычный трудовой день. Утром он был прерван сообщением: «Работают все радиостанции Советского Союза! Впервые в мире! Человек в космосе!»
День 12 апреля стал доказательством осуществления любой, самой смелой, человеческой мечты. С тех пор он ежегодно празднуется человечеством как Всемирный день космонавтики.
Итак, сегодня 12 апреля 2006 года, среда, обычный трудовой день, в который мы решили отправиться в большое космическое путешествие. И сейчас я передаю слово нашим ведущим (называет имена и фамилии учащихся старших классов, ведущих КВН).
1 ведущий: Мы полетим на кораблях: «Мечта 1», «Мечта 2», «Мечта 3» и «Мечта 4». Дорогу осилит идущий, а звёздную трассу – настоящие знатоки космонавтики, физики и астрономии.
Уверены, что экипажи наших космических звездолётов состоят только из таких ребят. При этом не забывайте, что без хорошей шутки, без чувства юмора даже в самом серьёзном деле, таком, как работа в космосе, не обойтись. А сейчас я хочу представить наше звёздное жюри – центр управления полётом. У жюри имеется таблица, в которую они проставляют баллы за каждый конкурс. Смотреть <Приложение 3 >.
2 ведущий: У жюри имеются бумажные изображения отдельных элементов космического корабля. Команда, которая будет побеждать в том или ином конкурсе, получает полный элемент, а две другие команды – урезанные в соответствии с полученными баллами. Та команда, которая «построит» для себя макет нового космического корабля, и станет победителем нашего космического путешествия.
А теперь просим экипажи кораблей выйти на стартовую площадку и перед полётом немного рассказать о себе. Командиров прошу подойти для жеребьёвки. (В качестве примера выхода команды смотреть <Приложение 4 >. После представления команд ведущие начинают конкурсы).
1 ведущий: «Первым правилом у нас – выполнять любой приказ»
Работа в космосе требует постоянного напряжения, физического и умственного. Необходимо всё время быть в хорошей спортивной форме.
Этому помогают различные тренажёры и комплексы упражнений.
Наш первый конкурс – космическая разминка.
Разминка спортивная: приглашаются на разминку по одному человеку от команды. Все выстраиваются в одну линию и с завязанными ногами делают по три прыжка. Чья команда окажется впереди?
Разминка интеллектуальная: Команды по кругу обмениваются вопросами, которые готовили дома для команды противника. Начинает команда …
Разминка практическая: Командам необходимо выбрать 5 самых необходимых на ваш взгляд в космическом путешествии предметов и обосновать свой выбор. Не забывайте, что мы с вами являемся членами клуба весёлых и находчивых, где хороший юмор ценится превыше всего. Итак, время пошло…
2 ведущий: «Чтобы космонавтом стать, надо много – много знать»
Сейчас командам мы будем задавать вопросы, на которые в течение 1,5 минуты они должны дать краткие ответы. В этом конкурсе проверяются быстрота реакции, знания по астрономии и космонавтике. Этот конкурс – своеобразный экзамен перед стартом. Итак, мы начинаем. Вопросы для команды (называет команду)
- Что означает слово «астрономия»? (Наука о звёздных законах)
- Когда был запущен 1 космический спутник Земли? (4 октября 1957 г.)
- Когда американские астронавты впервые ступили на поверхность Луны? (В июле 1969 г.)
- Сколько звёзд в Солнечной системе? (Одна – Солнце)
- С какой наукой тесно связана астрономия? (С физикой)
- Основной астрономический прибор для наблюдений. (Телескоп)
- Доказательством чего является смена дня и ночи на планете? (Вращения Земли вокруг оси)
- В каком направлении вращается наша Земля? (С запада на восток)
- Что означает слово «зодиак»? (Круг животных)
- Назовите дату весеннего равноденствия. (21 марта)
1 ведущий: Вопросы команде …
- Что означает слово «космонавтика»? (Кораблевождение)
- Как называется космический транспорт? (Ракета)
- Кто является основоположником космонавтики? (Циолковский)
- Назовите дату первого пилотируемого человеком космического полёта? (12 апреля 1961 г.)
- Назовите родину Коперника. (Польша)
- Сколько планет в солнечной системе? (9)
- Под действием какой силы происходит движение планет вокруг Солнца? (Силы тяготения)
- Основной научный метод изучения небесных тел в астрономии? (Наблюдения)
- Назовите дату осеннего равноденствия. (23 сентября)
- Одинаковы ли полярный и экваториальный радиусы Земли? (Нет, экваториальный длиннее на 21 км)
2 ведущий: А теперь вопросы для третьей команды.
- Что такое галактика? (Система звёзд и скоплений)
- Назовите основной астрономический прибор. (Телескоп)
- Кто создал геоцентрическую систему мира? (Птолемей)
- Самая ближайшая к Солнцу планета…(Меркурий)
- Кто был первым космонавтом Земли? (Ю. А. Гагарин)
- Кого называли Главным Конструктором в нашей стране? (С. П. Королёва)
- Назовите дату летнего солнцестояния. (22 июня)
- В каком созвездии расположена Полярная звезда? (Малая Медведица)
- Назовите естественный спутник Земли. (Луна)
- Что такое «зенит»? (Наивысшая точка над головой)
1 ведущий: Вопросы для четвёртой команды:
- Что означает слово «планета»? («Блуждающая»)
- Какая планета была открыта только в 1930 году? (Плутон)
- Как называют систему мира, созданную Коперником? (Гелиоцентрическая)
- Сколько всего созвездий на небе? (88)
- Какую планету назвали в честь бога войны? (Марс)
- Сколько всего существует зодиакальных созвездий? (12)
- Назовите космонавта, впервые вышедшего в открытый космос. (Алексей Леонов)
- Какого учёного под страхом пыток инквизиции заставили отречься от своих взглядов? (Галилео Галилея)
- Назовите имя и фамилию первой женщины, побывавшей в космосе. (Валентина Терешкова)
- Вблизи какой звезды проходит ось земного вращения? (Полярной)
1 ведущий: Ну, что ж, конкурсы показали, что экипажи вполне готовы к полёту. Ключ на старт! Внимание! Приготовились! 5, 4, 3, 2, 1, 0!!! Пуск! (фонограмма). Ведущий бросает в зал самолётик. Поехали!
Входим в верхние слои атмосферы. Внимание, экипажи на связь!
Что испытываете? (перегрузки).
Да, только сильных звездолёт может взять с собой в полёт!
Внимание! Конкурс! По два человека от команды, самых тренированных. Встав, спиной друг к другу, вы должны совместно выполнять приседания. Кто сделает больше? Молодцы!
2 ведущий: Просим врачей экипажей выйти на связь. Командир должен найти выход из трудной, непредвиденной ситуации, а врач может ему в этом помочь. Представьте, что ваш полёт длится уже вторые сутки. Члены экипажа жалуются на головные боли, подташнивание. У всех космонавтов распухли лица, наблюдается отёчность. Заглянув в зеркало, то же самое вы обнаруживаете у себя. Что вы посоветуете командиру?
- прервать полёт ввиду болезни экипажа;
- запросить центр управления полётом о способах лечения космонавтов;
- продолжите полёт, так как не видите в этом ничего особенного;
- продолжите полёт, так как начальство будет недовольно, ведь на полёт затрачено много средств.
(После ответов врачей команд, ведущий продолжает).
Полёт, действительно надо продолжать, так как прилив крови к голове у космонавтов, в результате чего и наблюдаются подобные явления, симптомы – типичное проявление невесомости.
Наши корабли тоже входят в зону невесомости (фонограмма).
Известно, что в космосе любое тело теряет вес. Во время длительных полётов это приводит к различным изменениям в состоянии человеческого организма.
Как бороться с невесомостью? Наука в этом вопросе бессильна. А вот нашим экипажам надо предложить свои рекомендации. Внимание, конкурс «Невесомость! Как с ней бороться?» Просим экипажи не забывать о чувстве юмора. (Звучит космическая музыка).
1 ведущий: Пока команды ищут рецепт борьбы с невесомостью, проводим конкурс для болельщиков. Вы можете принести очки своей команде, если разгадаете слова в кроссворде. (Разгадывание кроссворда на космическую тему).
Предоставляем слово командам. Итак, какие рекомендации по борьбе с невесомостью они могут нам предложить?
2 ведущий: «Любой космический маршрут открыт для тех, кто любит труд»
Экипажи освоились в невесомости, научились её побеждать, что ж за работу. Радистам из центра управления полётом поступили радиограммы. Просим их расшифровать. (Пример радиограммы)
(Ответ: Впереди у вас планета, где гроза, ветер и нет света»
Задания (в конвертах) также получают планетологи, штурманы, астрономы, бортинженеры, психологи и врачи. Смотреть <Приложение 5 >.
Командиров экипажей просим выйти на связь. Начинаем конкурс капитанов.
Вы получаете таблички с фамилиями учёных. Мы зачитываем цитату, а вы должны поднять табличку с фамилией того, кому принадлежат данные слова. Итак, внимание, начинаем.
1). «Земля – только одна из планет, а все планеты обращаются вокруг
Солнца» Ответ: Николай Коперник
2). «Вселенная бесконечна. Огромное пылающее Солнце только одна из звёзд»
Ответ: Джордано Бруно
3). «Солнце вращается вокруг своей оси. Вращение вокруг оси свойственно всем небесным телам» Ответ: Галилео Галилей
А теперь капитаны прослушают стихотворение «Зодиак». (Учитель читает стихотворение).
Взглянув на пояс Зодиака,
Мы в январе увидим Рака,
А в феврале заметим Льва.
Хранителем его была
В холодном марте злая Дева,
Весьма похожая на Еву.
Весы купив себе в апреле,
Они спокойно жить хотели,
Но в мае страшный Скорпион
У них отнял покой и сон.
Его убил Стрелец прекрасный,
Отца июня сын несчастный,
В июле ж братец Козерог
Сон Льва и девы уберёг,
А в августе на много дней
Приехал дядя Водолей.
Из Рыб уху он в сентябре
Варил и кушал на дворе,
Зажарил Овна в октябре,
Тельца зарезал в ноябре,
А в декабре, в конце концов,
Родилась пара Близнецов/
Валишин Ю.И.
За 1 минуту вы должны выписать названия всех созвездий, упоминавшихся в этом стихотворении.
Листочки передайте жюри, а нам назовите лишь число созвездий, которые вы записали.
1 ведущий: На связь вызываются штурманы. Управлять космическим кораблём и не знать расположения планет на небе просто невозможно. Штурманы должны были расположить правильно небесные тела на звёздной карте. Свои карты они сейчас передадут жюри, а сами по кругу назовут нам планеты в порядке удаления их от Солнца.
2 ведущий: Просим выйти на связь планетологов. Им даны были описания планеты, на которую они попали. По этому описанию они должны были узнать, что это за планета. Итак, слово планетологам.
1 ведущий: На связь приглашаются радисты. Просим расшифровать радиограммы, полученные вами.
2 ведущий: Приглашаем на связь бортинженеров. Они должны были предложить определённый способ решения практической задачи. Читайте задачу и предлагайте своё решение.
1 ведущий: А теперь у нас на связи астрономы и психологи. Они также предложат свои решения проблем, которые могут возникнуть у космонавтов в космосе.
2 ведущий: «Очень дружно мы живём, в космос скучных не берём»
Пока команды готовятся к представлению своего домашнего задания, перед вами выступят космические артисты, которые нам покажут космический танец.
1 ведущий: Наше долгое, но, надеемся, весёлое и познавательное путешествие близится к концу. Каждая команда корабля выбрала свой путь в Галактике и долетела до своего места назначения. И сейчас они представят нам свою легенду о созвездии. Оцениваются научность, артистичность, оригинальность, юмор. (В качестве примера выступления смотреть <Приложение 6>).
2 ведущий: (Звучит космическая музыка). Мы благодарим команды за их выступления, благодарим их руководителей, которые готовили команды к выступлению и болели сегодня за них, а также всех болельщиков, которые на протяжении всего «путешествия» поддерживали свои команды. А теперь просим всех встать.
Жюри объявляет итоги нашего космического КВН и вручает призы.
Литература:
- Внеурочная работа по физике / под редакцией О.Ф. Кабардина, - М., Просвещение, 1983, (Библиотека учителя физики);
- Ланина И. Я., Не уроком единым: Развитие интереса к физике, - М., Просвещение, 1991, (Библиотека учителя физики);
- Юфанова И. Л., Занимательные вечера по физике в средней школе; Кн. Для учителя, - М., Просвещение, 1990;
- Лыков В. Я., Эстетическое воспитание при обучении физике: Кн. Для учителя: Из опыта работы, - М., Просвещение, 1986;
- Воронцов –Вельяминов;
- Дагаев М. М., Наблюдения звёздного неба. –М., Наука, 1979;
- Левитан Е. П.. Малышам о звёздах, -М., Педагогика, 1986.