Урок-игра "Химический калейдоскоп"

Разделы: Химия


Форма урока. урок систематизации, проверки и систематизации знаний (обобщающее повторение)

Вид урока. урок-игра “Химический калейдоскоп”.

Время. 2 урока (сдвоенные)

Место проведения. 8А класс гимназии "Дмитров", мастер-класс в рамках “Образовательного форума”

Цель урока. В игровой форме обобщить знания по основополагающим понятиям темы на более высоком научном уровне

Задачи.

Образовательные

  • способствовать формированию устойчивого интереса учащихся к химической науке, стремления к получению новых знаний и достижению высоких творческих успехов;
  • показать значимость научно-исследовательской деятельности учащихся по химии и применимость на практике полученных знаний;
  • внедрить современные инновационные образовательные технологии в практику учебно-воспитательного процесса;
  • закрепить умения составлять формулы веществ, уравнений химических реакций, подтверждающих свойства кислорода и оксидов, называть вещества;
  • проверить и закрепить ЗУН решения расчетных задач с использованием понятия “моль”;
  • проверить навыки выполнения практической работы “Получение кислорода” и знание правил техники безопасности;
  • используя нестандартные дополнительные материалы в содержании урока, создать условия для активной коллективной творческой деятельности учащихся.

Развивающие

  • способствовать развитию логического мышления у учащихся, навыков самостоятельности, умения сравнивать, обобщать, делать выводы;
  • развивать экологическое мышление учащихся посредством решения задач с экологическим содержанием.

Воспитательные

  • воспитание потребности в знаниях, повышении познавательных интересов, привитие интереса к химии;
  • воспитание трудолюбия и стремления к достижению цели;
  • формирование нравственных качеств личности: толерантности к чужому мнению, взаимовыручки, умения и желания работать в группе и выступать перед аудиторией, аккуратности при выполнении практической работы и лабораторного опыта;
  • формирование адекватной самооценки учащихся.

Оборудование

  • Компьютер, мультимедийный проектор, авторская мультимедийная презентация “Химический калейдоскоп”;
  • Химическая посуда, оборудование для проведения химического опыта для получения кислорода и доказательства его свойств, опыта “вулканчик”;
  • Раздаточный материал: задачи и задания по теме урока;
  • Периодическая таблица Д.И.Менделеева.

Ход урока

Весь ход урока регламентируется подготовленной презентацией, которая позволяет осуществить цель и задачи урока.

Компьютерная презентация – современный метод представления материала урока. Это средство, которое интенсифицирует, обогащает учебный процесс, способствует развитию личности ребёнка и профессионального мастерства учителя. При представлении материала данного урока в слайдах, включаются все виды памяти (звуковой, зрительной, ассоциативной).

Урок проходит в форме игры.

Учащимся предстоит пройти три уровня оценки знаний: средний (на оценку 4), высокий (на оценку 5) и повышенного уровня сложности, требующий дополнительных знаний (рассчитан на учащихся, выполняющих творческие, в том числе научно-исследовательские работы по химии).

Ребята работают в составе 2-х команд (команды определяются произвольно, по цвету бейджа).

Команда, победившая на последнем этапе, получает возможность проводить вечер “Посвящение в химики” для учащихся 7 классов.

На первом этапе ребятам предстоит ответить на 7 вопросов, учитывается время и качество выполнения задания.

На втором этапе – 4 вопроса.

На третьем – 2.

После ответа команды на каждый вопрос открывается слайд с вариантом правильного ответа, а затем с помощью гиперссылки просматривается видеоклип на данную тему.

Видеоклипы взяты из программы “ВИРТУАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ “ХИМИЯ (8-11 КЛАСС)”, НФПК, ЛАБОРАТОРИЯ СИСТЕМ МУЛЬТИМЕДИА, МАРГТУ, 2004. Данная программа поистине находка. Электронное издание включает более 150 химических опытов, конструктор молекул, 49 типовых задач, 12 химических таблиц, 640 фрагментов коллекции, хрестоматийные данные.

Отдельные вопросы (задачи и задания), требующие длительного обдумывания, выдаются ребятам на бланках.

Приветствуется продвижение команд дальше по маршруту в том случае, если один из членов команды берет решение на себя, чем экономит время.

В конце игры: подведение итогов.

Информация: не все задания данного урока напрямую относятся к названной теме, это позволяет повторить вопросы, имеющие значение для изучения последующих тем.

Методика (Приложение)