Урок истории в 3-м классе по теме "Пётр Великий"

Разделы: Начальная школа


Цель урока:

формирование у учащихся образа преобразований (реформ) Петра Великого, как решительного изменения всех форм общественной и государственной жизни.

Задачи урока:

  • актуализировать приобретённые знания
  • помочь учащимся выяснить, почему “река времени”сделала поворот, и какие события
  • определили начало нового времени в истории нашей страны
  • сформировать у учащихся образ Петра ?,как необыкновенного человека
  • привить у учащихся интерес к науке истории и прошлому нашей Родины

Оборудование: “река времени”,портрет Петра ?, фотогазета о Санкт-Петербурге, выставка книг о Петре ?.

Ход урока:

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний.

Сегодня мы продолжаем путешествовать по “реке времени”. Но прежде нам необходимо помочь Анюте и Илюше выполнить задание. Посмотрите на рабочие листы.

Выполните первое задание – стрелками соедините даты с событиями

1480 г. — Первое упоминание о Москве.

1147г. – Батыево нашествие.

1380г. – Куликовская битва.

1237г. – Окончание монголо-татарского ига.

Сегодня мы познакомимся с правлением ещё одного российского государя.

3.Формирование “новых знаний”.

1) “Яркое пятно”

Любил он всё делать сам. Оттого с рук его не сходили мозоли. Чтобы всё успеть он вставал в 3-4 утра. Он быстро осваивал любое ремесло: мастерил лодки, стулья, посуду, табакерки. Считался опытным зубным врачом. Особенно его привлекало корабельное дело. Рост это человека был 2м 4см. Одевался он скромно: носил простой немецкий кафтан, шапку надевал только в холод. Знал 14 ремёсел.

Такой царь появился в России в 18 веке. А имя его Пётр.

Рисунок 1.

Давайте найдём имя этого царя на “реке времени”. Что произошло с течением реки в годы правления Петра ??

Как называется следующий прямой участок “реки времени”?

Наша задача узнать, почему “река времени” сделала поворот.

Какие события определили начало нового времени в истории нашей страны.

Посмотрите на “реку времени” и скажите, в каком году Петр ?, вступил на престол.

1682г. Петру ? всего 10лет.

Появление на свет Петра было связано с таинственным предсказанием. Два монаха, Симеон Полоцкий и Дмитрий, по звёздам предсказали царю Алексею Михайловичу, что у него родится сын Петр и что именно он из всех детей наследует его престол и станет героем, с которым не сравнится никто.

Ранние годы Петра протекали беззаботно и весело, но на четвёртом году он потерял отца.

О молодых годах Петра ? расскажут ребята.

2) Рассказ учеников.

В 1689г. Петр вошёл в возраст совершеннолетия и вместе с Иваном стал править страной. Иван был очень больным человеком. В 1696 г. умирает и Петр утверждается на царствование. 24-хлетний Петр стал править один. В России почти не было инженеров и учёных, армия была плохо вооружена.военного флота не было вовсе.

Молодой царь понимал,что нужно выводить Россию из отсталости, строить заводы, фабрики. Необходимо вернуть земли на берегах Балтийского моря. Для этого нужны образованные люди

Где их взять?

Петр посылает молодых россиян учиться за границу, и сам отправляется вместе с ними.

Живя за границей, он интересуется военным и морским делами, посещает музеи, университеты, промышленные предприятия.

3) Чтение текста с.27

Какие преобразования задумал Петр?

  • Создать армию
  • Создать флот
  • Строить заводы
  • Открывать школы
  • Печатать газеты и книги

Как вы думаете, могут ли преобразования обходится легко для народа?

4) Работа с иллюстрацией

Рассмотрите иллюстрации.

Что происходило в стране? (забирали в солдаты)

При Петре ? служба солдат была пожизненной. Человек, которого отрывали от семьи мог вернуться только в старости или инвалидом. Но благодаря этому была создана армия.

Рисунок 2.

Что ещё происходило в стране?

Крестьяне и горожане, согнанные на заводы и строительство были там прописаны и не могли покинуть.

Петр ? тоже работал без отдыха, не жалея себя.

В результате окрепла промышленность страны.

Рисунок 3.

Особое внимание Петра ? уделял кораблестроению. Он понимал, что

  • торговлю можно расширить только при помощи торгового флота.
  • защитить страну от врагов с моря при помощи военного флота

Рисунок 4.

Вывод: Россия превратилась сильнейшее государство.

5) Чтение текста с.29

Кому принадлежало побережье Балтийского моря?

Почему Петр начал строить город в таком неудобном месте?

Россия нуждалась в городе крепости на Балтике, торговой гавани.

Петр лично обследовал топкие берега Невы, выбрал для крепости островок Заячий.

Этот город стал столицей России – её морскими воротами.

У России появился свой флаг, который поднимали на торговых кораблях.

Показать флаг России.

Но военные моряки громили врага под Андреевским флагом.

Рисунок 5.

Санкт – Петербург сейчас один из прекраснейших городов.

А кто был в этом городе?

Рассказ о Санкт –Петербурге.

Этот город не оставляет никого равнодушным. О нём много написано произведений. Послушайте отрывок из поэмы “Медный всадник”

Люблю тебя, Петра творенье….

А теперь давайте на минуту заглянем в Санкт – Петербург.

4. Сценка.

Автор: 1721 год. Пётр празднует победу над Швецией.

В лодке на Неве сидит рыбак.

Мужчина: Эй, перевези на другой берег.

Рыбак: На праздник торопишься? Сегодня будет на что посмотреть. Наконец-то война закончилась, мне скоро 20лет, и сколько живу, столько эта война идёт.

Автор: Солдаты и матросы, мастеровые и крестьяне все поздравляли друг друга с долгожданной победой.

Сколько лет длилась война?

Победа над Швецией превратила Россию в сильнейшее государство. Россия стала империей.

Обратимся к толковому словарю. Что такое империя?

Петра Первого стали именовать почётным титулом – император.

У Петра ? была мечта. Он мечтал, чтобы в России развивалась наука и искусство

Для этого он приглашает из-за границы учёных, художников, инженеров, россиян отправляет учиться за границу.

И в 1725 г. Император основывает Академию наук.

А сейчас давайте сыграем в игру “Веришь – не веришь?”

  • верите ли вы, что в допетровской России Новый год встречали осенью, 1 сентября?(Именно Петр ? ввёл в 1700году новый календарь, по которому год начинался 1 января)
  • верите ли вы, что со времён Петра ? в нашей стране появилось телевидение?
  • верите ли вы, что как и во многих европейских странах, в России стали выпускать газету?(первая газета появилась при Петре ?)
  • верите ли вы, что первый самолёт был построен при Петре ??
  • верите ли вы, что царь за границей за большие деньги покупал кости вымерших животных, древние грамоты и книги, старинное оружие и т,д.(таким образом, были созданы: Кунсткамера, Публичная библиотека.Они существуют и сейчас.)

5. Первичное закрепление.

Выбери правильный ответ.

Петр I начал свои преобразования, потому что:

А) надо было строить Санкт – Петербург

Б) Россия отставала в своём развитии

В) Россия стала империей

Война, которая длилась 20лет была

А) с Данией

Б ) с Швецией

В) Норвегией

В 1725г. Пётр1основал

А) Академию наук

Б) Академию искусств

Пётр стал императором

А) 1709 г.

Б) 1721 г.

В) 1703 г.

6. Итог урока. Что нового вы узнали на уроке.

Рисунок 6.

7. Д/З с.27-30, вопрос №3, по желанию №2.

Приложение