Математический сценарий для учащихся 5–6-х классов. "Парк науки и отдыха"

Разделы: Математика, Внеклассная работа


По парку гуляют цифры, математические знаки.

Нулик: Зачем я убежал от мамы Восьмерки? Велика беда - просидеть три дня дома без сладкого. Бедная мама, если бы она знала, что из этого получится, а тут еще Великаны из Бесконечности.

Он уже собирается заплакать, но тут его кто-то сзади шлепнул по плечу. Нулик, дрожа от неожиданности, все же заводит разговор.

Нулик: Это кто еще такой, длинный, грязный и худой?
Единица: Это ноль, иль единица
Очень тонкая, как спица
Наведу я здесь порядки.
Двойка: А вот я - цифра два
Полюбуйся на меня.
Выгибаю славно шею,
Волочится хвост за нею.
Единица: Почему, я не пойму
Не нужна я никому?
Как появлюсь у всех в тетрадях,
А хуже в дневнике…
Отец воскликнет:
“Чем заслужила единицу?”

(продолжает разговор как бы сама с собой)

Ну и что?
В естествознании слаба я
Назвала птицей баобаб
Вторую, если не совру
Получила я за кенгуру,
Написав в своей тетрадке,
Что кенгуру растут на грядке.
Ну а четвертую за то, что мы
С Егоровым Паховым
Назвали зебру насекомым
Я помню как-то раз
Задачу задали у нас
Ее решала целый час
И вышло у меня в ответе
Два землекопа и две трети
А еще учитель задал всем вопрос:
“ Где расположен Канин нос?”
А я не знала, который Канин
И указала на свой и Ванин.
Не правда ли одни пустяки?

Нулик хочет приблизиться к единице, но она окинула его сердитым, гордым взглядом.
Единица: Ты, ноль не стоишь ничего
Не стой со мною рядом!
Ноль: Я признаю, что ничего не стою
Но можешь стать ты десятью
Когда я встану справа.
Двойка: Не стой ты рядом с нами.
Нуль: Напрасно думают, что ноль
Играет маленькую роль.

(садится и плачет)

Это замечают двойка и единица.

Двойка: Ты, что плачешь?
Ноль: Как же мне не плакать.
Я так одинок. Вот и мама Восьмерка
Решила пока не отпускать меня в дневник
Школьника. Говорит: “пусть подрастет.
Уж слишком мал, озорной”.
А знаете, вот вчера, собрав своих друзей,
Приятелей я такое вытворял на Числовой Площади!
Хотите, расскажу?
Двойка и единица: Расскажи, расскажи.
Нулик: Пойдемте, расскажу.

Только они отходят в сторону, как натыкаются на незнакомца в маске. Испугавшись, нулик зажмуривает глаза. За ним прячутся единица и двойка.

Нулик: Кто вы?
Единица: Кто вы?

(со вздернутым носом):

Маска: К сожалению, я сам этого не знаю.
Двойка: Вы, что смеетесь? Не смейте над нами
Издеваться! Посмотрите, как испуганы
Мои друзья. Каждый обязан знать, кто он.
Маска: А, вы знаете, кто вы?
Нулик: Что за вопрос! Я Нулик. Это всем известно.

(с дрожью в голосе) А, это мои друзья.

Далее представляются двойка и тройка:

Я, единица, шутница.

Я, двойка (гм), просто двойка (горделиво).

Маска: (С завидным голосом)

Рад с вами познакомиться.
А, вот, кто я, никому не известно.

Нулик: Сказки!

(Он наконец-то рискует открыть глаза, но тут же прячется за двойкой)

Нулик: Ой, я боюсь. Где же ваше лицо?
Маска: Под маской
Единица: Так снимите ее. Разорву я вашу маску!

(пытается снять маску)

Маска: (со вздохом)

Это невозможно. Я заколдован и обречен
Носить маску до тех пор, пока кто-нибудь не раскроет
Некоторые тайны математики.

Двойка:

(Всплескивает руками от неожиданности и вскрикивает)

Тайны! Как жаль, что мы не встретились раньше! Я ужасно люблю тайны.

Маска: В таком случае мне повезло. Но я должен
Предупредить вас, что эти тайны раскрыть не
Так просто. Готовы ли вы преодолеть все
Препятствия, которые вам встретятся на пути?
Нулик: Что за вопрос?
Единица: Я го-го-тов.
Двойка: Но?!…
Маска: Что вы, что вы! Вы еще ничего не начали, а у Вас уже имеется “но”?
Нулик: Нет, никакого “но” у меня нет.
Но у меня есть мама…
Двойка: А я плохо считаю.
Маска: Ни слова больше. Никогда не позволю себе
Стать причиной огорчения для вас, а тем более
Нулик для твоей мамы. Прощайте, друзья.
Я ухожу от вас навсегда.

Маска отвешивает печальный поклон и поворачивается, чтобы уйти.

Нулик: Не уходите. Не уходите, пожалуйста.
У меня ведь есть друзья. Это ребята, школьники.
Я подружился с ними, когда я был вместе с ними на Числовой площади.
Они обязательно нам помогут.
Маска: Ах, вы возвращаете мне надежду!
А на них можно положится?
Нулик: А мы сейчас их спросим:
Дорогие ребята, друзья, вы поможете черной маске?

Учащиеся естественно отвечают “да”.

Маска: Ну, так слушайте.
Сейчас вы закроете глаза, и я передам вам волшебный талисман.
Он поможет преодолеть ваши трудности.
И, помните, что отныне моя судьба зависит от вас.

Когда Нулик, Единица и Двойка открывают глаза, то Черной маски уже не было, а на ладони у них лежало огромное мороженое.

Нулик: Я очень люблю мороженое!
Двойка и Единица вместе: Мы тоже любим мороженое.

В это время звучит голос за сценой Черной маски:

Помните, отныне моя судьба зависит от вас.

Нулик, Единица, Двойка: Мы, спасем тебя. Мы, обязательно спасем тебя. Правда, друзья?

(Открывают мороженое)

Двойка: Смотрите, друзья. Здесь какой-то сверток!
Нулик: А, где мороженое?
Единица: Да, да. А, где мороженое?
Двойка: Постойте, сейчас не до мороженого.

Разворачивая, свернутый в трубочку лист, они хотят прочитать, но не могут.

В это время мимо проходят две подружки Четвертка и Пятерка.

Единица: Вот, кто нам поможет!
Двойка: Подумаешь!
Нулик: А кто они?
Четверка и Пятерка: Я, четыре, а я пять,
Любим мы всегда считать,
Вычитать и умножать.
Запоминаем все, что без точного счета
Не сдвинется с места любая работа.
Без счета не может подняться ракета,
Без счета письмо не найдет адресата,
И в прятки сыграть не сумеют ребята.
Возьмемся, друзья скорей за работу,
И будем считать, чтоб не сбиться со Счету

Единица и Двойка спрашивают у ребят из зала:

Ребята, а вы умеете считать? Ответ из зала: Да

Единица: А, где вас этому научили?
Ответ из зала: В школе.

(звучит песня “ Чему учат в школе”)

Четверка: А, что это у вас (указывает на конверт)?
Двойка: Этот волшебный конверт нам оставила Черная маска.

Что в нем написано, нам не суждено знать, но одно мы знаем точно,

что мы очень хотим ей помочь.

Четверка: Не огорчайтесь, друзья.

(Берет из рук двойки конверт и читает)

Дорогие ребята! Поздравляю Вас с лучшей неделей – неделей математики.

Очень приятно отметить, что сегодня собрались самые любознательные и самые внимательные учащиеся. Решите и ответьте на вопросы заданий. Только так я буду расколдована.

Выходит на сцену Черная Маска.

Маска: Спасибо, друзья. Сбрасывает с себя маску.

(на груди изображена буква “Х”)

Нулик: (с испугом) Ой, кто это?
Двойка и единица вместе: Это “ икс”
Маска: Вы очень старались друзья, но видно мне суждено до конца оставаться неизвестным

Выбегает Тройка и заглядывает в мороженое.

Тройка: Друзья, здесь есть еще одно последнее задание

(подает задание Единице, у которой появляется страх на лице)

Единица: Я так и знала, я так и знала.

К ней подходит двойка.

Двойка: Задача?
Тройка: Текст задачи забирает и читает его

“Построить стену высотой в пять кирпичей так, чтобы в каждом следующем ряду было на два кирпича больше, чем в предыдущем.

При этом использовать 145 кирпичей”.

Двойка: Разве это так трудно?
Единица: Еще бы! Ведь здесь не сказано, сколько кирпичей.
Надо уложить в первом ряду. А без этого у нас ничего не получится.
Двойка: Попробуем-ка мы угадать решение задачи.
Четверка: А тут и гадать не надо. Чем гадать, лучше составить уравнение.
И в этом нам помогут наши друзья!
“Обозначим неизвестное число кирпичей в первом ряду буквой “Х”.
Сколько же в таком случае их будет во втором ряду, если там должно быть на два кирпича меньше, чем в первом?
Ответ из зала: Х+2
Пятерка: Молодцы, верно. А, в третьем?
Ответ из зала: Х+4
Четвёрка: Ребята, а кто из вас догадался, какое уравнение получится для решения задачи?
Единица: (обрадовано вскрикнула): Я смогу составить уравнение! Х+(Х+2)+(Х+4)+(Х+6)+(Х+8)=145.
Двойка: Ну, а теперь все очень просто. Остается сказать волшебные слова:

Аль-джебр! Аль-джебр! Аль-мукалабыла, и мы найдем икс.

Нулик: Я нашел, я нашел. Я нашел его!

Единица и двойка удивленно: Нашел?

Нулик подбегает к уравнению и указывает н букву Х.

Все цифры улыбаются.

Пятерка: Учится надо!
Тройка: Ребята, а вы поможете решить уравнение?

(Ответ из зала: Да).

Приглашается ученик из зала, который будет решать.

Решая уравнение, ученик находит, что Х =25.

Пятёрка: похвалила ученика за правильное решение и проверяет решение:

Если Х=25, значит, в первый ряд уложили 25 кирпичей, тогда во второй ряд уложили 27 кирпичей, в третий - 29 кирпичей, в четвертый 31 и наконец в пятый ряд 33 кирпича. Проверяет, складывая числа.

25+27+31+33+35=145

Молодцы, ребята! У нас все получилось!

Двойка: Теперь я буду знать, что с помощью уравнения можно решать задачи.
Четверка: А, вообще ребята знайте! Задумал построить мост, составляй уравнения, хочешь пустить космический корабль, составляй уравнения.
Пятерка: И для атомного реактора, и для нефтяной скважины, и даже для того, чтобы сшить на фабрике ботинки, для всего нужно сначала составлять уравнения, решать их и только тогда приступать к делу.
Четверка: А помогают во всем этом обычные цифры и математические знаки.

Выходят цифры 123

Единица: Исполнилось наше желание, Нулик! Впервые в жизни я помог решить задачу.
Двойка: Значит, мы расколдовали Маску!
Нулик: А где Маска?
Маска: Выходит на сцену Маска на груди у нее табличка с надписью:

“МАТЕМАТИКА”.

Я здесь, друзья! Спасибо вам дорогие ребята, спасибо вам дорогие друзья. Наконец – то я расколдована.
Это хорошо, что вы так хорошо знаете и любите математику.
Иначе мне навсегда пришлось бы оставаться неизвестной.

Двойка: С интересом разглядывает Маску и спрашивает:
Это про тебя говорят, что математика это царица наук, а еще, что математика это гимнастика ума.
Тройка: А еще говорят, что без тебя, математики, ни один поэт не может стать настоящим поэтом.
Маска: Все это верно, друзья.
Нулик: Обращается к математике:

Расскажи нам что-нибудь о себе, о математике.

Маска: Послушаете, что расскажет о математике моя подруга НАУКА.
Наука: Математика создавалась веками. Ее строили сотни, тысячи людей. Сначала это была маленькая постройка, но постепенно она превратилась в огромное сложное здание с множеством пристроек, настоящего храма Наук.

Строительство этого храма Науки еще не закончено, и кто знает, может быть, кто-нибудь из вас сможет заложить еще один камешек. Правда, это удается не каждому, но зато каждый может войти в этот храм и изучить то, что уже построено и тогда легко будет преодолевать любые трудности на вашем жизненном пути. А в этом помогут ваши учителя, которые всегда с вами.

Четверка: Мы решили идти дальше. Нельзя останавливаться в самом начале пути. Ведь впереди так много интересного и увлекательного!

К Четверке и Пятерке подходят Тройка, Двойка и Единица. Они собираются уходить.

Единица: Прощай, Нулик! Грустно было бы думать, что мы расстаемся навсегда. Ведь мы тебя очень полюбили и когда мы встретимся вновь, может быть, я стану Четверкой.

(застенчиво подходит к Четверке).

Двойка: А я стану Пятеркой (подходит к Пятерке).

Маска, обращаясь к Нулику: А сейчас, чтобы ты не очень расстраивался, прими от нас

Подарок-настоящее мороженое.