Создание здорового психолого-педагогического пространства на уроке и во внеурочной деятельности

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей, Внеклассная работа, Классное руководство


Здоровье – это не всё, но всё без здоровья – ничто!

Сократ

Лобачевский Николай Иванович был не только выдающимся математиком, но и талантливым педагогом. Говоря о традициях в педагогике и образовании, их значении, он высказался следующим образом: “Моё мнение: ничего не уничтожать, и всё усовершенствовать”.

Проблема сохранения здоровья ребенка в процессе школьного обучения имеет многовековую историю. Когда-то ещё древние греки высекли на камне: “Хочешь быть здоровым – бегай, хочешь быть красивым – бегай, хочешь быть умным – бегай”. Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрения, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Понятия “человек”, “жизнь”, “здоровье” взаимосвязаны и взаимозависимы.

Жан Жак Руссо определил наиболее типичные, с его точки зрения этапы жизни ребенка. На первом и втором этапе (до 12 лет) рекомендует обратить внимание на физическое воспитание ребёнка. “Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным – сделайте его крепким и здоровым”, – говорил Руссо. Пусть он бегает, прыгает, резвится, пусть он играет и действует, находится в непрерывном движении.

Педагогическое наследство Ушинского получило свое признание в деятельности передового учительства нашей страны. Константин Дмитриевич считал, что труд – источник физического, умственного и морального совершенствования человека. “Конечно, всего полезнее было бы для здоровья человека, если бы физический и умственный труд соединялись в его деятельности”, – писал Ушинский.

Основные положения о значении труда для физического воспитания детей и, как следствие, укрепление их здоровья не утеряли своего значения и являются актуальными в настоящее время.

Применение педагогами в образовательно-воспитательном процессе здоровьесберегающих технологий – главная задача современного образования.

В своей статье “Общие замечания для учителя” Л. Н. Толстой в числе условий счастья, таких как связь с природой, труд, семья, общение с детьми выделял здоровье. “Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученику”. Лев Николаевич даёт советы для того, чтобы силы ученика были в наивыгоднейших условиях. Невозможно определить число часов или минут, после которых ум ученика утомляется. Но для внимательного учителя всегда есть верные признаки утомления: как скоро ум утомлён, пусть ученик делает физическое движение.

Известно, что бывает переутомление в связи с отрицательными эмоциями по поводу неуспеха. “Радостный ребёнок – бежит, грустный – плетётся, сердитый думает о другом”, – писал А.М.Кушнир.

Нужно правильно чередовать физические и умственные упражнения, труд и отдых, обеспечить нормальное питание и сон ребёнка. Соблюдение режима дня – важное условие сохранения здоровья ребёнка.

“Укрепить здоровье человека в детстве, – говорил Сухомлинский, – не допустить, чтобы ребёнок вступал в юность хилым и вялым, – это значит дать ему всю полноту жизненных радостей. Без радости невозможна гармония здорового тела и здорового духа. Если ребёнок, очарованный красотой полей, мерцанием звёзд, бесконечной песнью кузнечиков и запахом полевых цветов, слагает песню, значит, он находится на вершине этой гармонии тела и духа”.

Активным отдыхом являются туристические походы. Это прекрасное и эффективное средство воспитания здорового и закалённого человека. Они учат коллективизму, дружбе, товариществу, трудолюбию, взаимопомощи; расширяют кругозор, обогащают духовную жизнь, оказывают положительное влияние на организм школьника.

Влиять на развитие личности ученика учитель может только опосредованно – через свои отношения с ним. Создавая здоровое психолого-педагогическое пространство на уроке и во внеурочной деятельности, учитель способствует развитию здоровой личности, созданию здорового, продуктивного для развития, учёбы и творчества психологического климата.

Нам необходимо не только соблюдать санитарно-гигиенические требования к организации учебного процесса, но и совершенствовать педагогические технологии и режим школьного обучения и общения. Давайте вспомним слова Василия Александровича Сухомлинского о том, что к школьнику нужно относиться не как к сосуду, который предстоит наполнить информацией, а как к факелу, который необходимо зажечь. Пусть наш энтузиазм зажжет у каждого ученика факел интереса к собственному здоровью, ведь творя своё здоровье, человек тем самым одновременно творит самого себя.