Использование песен для повышения эффективности восприятия лексики и грамматики английского языка

Разделы: Иностранные языки


Поскольку целью обучения иностранным языкам является не только приобретение знаний, формирование у школьников навыков и умений, но и усвоение ими сведений страноведческого, лингвострановедческого и культурно-эстетического характера познание ценностей другой культуры, то при определении содержания обучения бесспорно встает вопрос о культурном компоненте. Данный компонент включает в себя языковые и культурологические знания, а также навыки и умения (речевого и неречевого поведения).

Комплексное развитие практических, образовательных и развивающих задач обучения возможно лишь при условии воздействия не только на сознание учащихся, но и проникновение в их эмоциональную сферу. Одним из наиболее эффективных способов воздействия на чувства и эмоции школьников является музыка.

В своей работе мы затронули некоторые вопросы использования песен при обучении иностранному языку, а также сделали подборку ритмических песен (Grammar Rap) уровня Elementary и Pre-Intermediate.

Что же такое Grammar Rap?

Grammar Rap – это ритмическое выражение современного английского языка. Эти песни разработаны для лучшего усвоения современной разговорной речи с помощью рифмы, ударения и лексико-грамматических клише.

Преимущество использования именно Grammar Rap состоит в том, что эти песни помогают более точному усвоению и расширению лексического запаса, т.к. в тексты песен включены новые слова и выражения. В песнях Grammar Rap активно отрабатываются речевые клише современного английского языка.

Большинство песен имеет форму диалога. Это помогает развивать коммуникативные особенности учащихся. Оптимальное сочетание повторяемости и вариативности языкового материала – таково важнейшее условие обучения диалоговой речи. Большое значение имеет умение завести разговор, используя этикетные клише. Хорошо отработанное, бегло и выразительно предъявленное начало диалога, переходящее от одной темы к другой, повышает уверенность говорящих в своих силах и с самого начала настраивает их на эмоциональную речь. Такие “шапки” диалогов хорошо запоминаются и отрабатываются в Grammar Rap.

Например:

Hi! Hello!

Hi. I’m Jack.
Hello. I’m Jill
Hi. I’m Mary.
Hello. I’m Bill.
Nice to meet you.
Nice to meet you, too.

Hi. I’m Bob.
Hello. I’m Tim.
Hi. I’m Susie.
Hello. I’m Jim.

Nice to meet you.
Nice to meet you, too.

Так же разучивание песен на уроках иностранного языка можно эффективно использовать и для введения нового лексического материала. Примером может служить песня What’s the Matter? - тема “Здоровье”.

What’s the matter?
What’s the matter with you?
I have a head ache.
What’s the matter with you?
I have a cold.
What’s the matter with him?
He has a toothache.
What’s the matter with HER?
She has a cold.
What’s the matter with Mary?
She has an earache.
What’s the matter with Bill?
He has a very bad cold.
What’s the matter with Fred?
He has a backache.
What’s the matter with ANNE?
She has an awful cold.
What’s the matter with Jane?
She has a stomachache.
What’s the matter with Paul?
He has a terrible cold.
What’s the matter with students?
They have sore throats.
What’s the matter with teachers?
They have terrible colds.
They have terrible terrible cold

В сборнике мы даем примерные образцы упражнений на закрепление лексики.

Exercise 1. Listen again and fill in the gaps
What’s the matter?
What’s the matter with you?
I have a …
What’s the matter with you?
I have a …
What’s the matter with him?
He has a …
What’s the matter with HER?
She has a …
What’s the matter with Mary?
She has an …
What’s the matter with Bill?
He has a very bad …
What’s the matter with Fred?
He has a …
What’s the matter with ANNE?
She has an awful …
What’s the matter with Jane?
She has a …
What’s the matter with Paul?
He has a terrible …
What’s the matter with students?
They have …
What’s the matter with teachers?
They have terrible …
They have terrible terrible
..!

Exercise 2. Listen again and add words about illnesses.

Illnesses: a cold.,….. ,……., ……, …., …. .

Одной из важнейших функций песен на уроке мы считаем введение и закрепление грамматического материала. С одной стороны грамматический материал в большинстве случаев вызывает сложности у детей. И связано это с различиями в грамматической структуре родного и иностранного языков. Монотонное выполнение упражнений не всегда дает положительный результат, а песня – это и многократное повторение грамматического материала, и снятие эмоционального напряжения при изучении грамматики. Например,

They Do, They Don’t
Does he eat French bread?
Yes, he does.
Does she like Swiss cheese?
Yes, she does.
Do they cook Greek food?
Yes, they do.
Do they speak Chinese?
Yes, they do.
He eats French bread.
She likes Swiss cheese.
They cook Greek food.
And they speak Chinese.
Does he read the paper?
No, he doesn’t.
Does she watch TV?
No, she doesn’t.
Do they go to movies?
No, they don’t.
Do they drink ice tea?
No, they don’t.
He doesn’t read the paper.
She doesn’t watch TV
They don’t go to movies.
And they don’t drink ice tea.

Благодаря музыке на уроках создается благоприятный психологический климат, снижается психологическая нагрузка, повышается эмоциональный тонус. Музыка помогает детям снять усталость, восстанавливает их работоспособность, выступает как своего рода релаксация в середине или в конце урока.

Примерная последовательность работы с песней:

1. Краткое вступительное слово о песне (установка на первое восприятие песни).
2. Первое музыкальное предъявление песни.
3. Проверка понимания содержания песни.
4. Фонетическая обработка текста песни (на начальном этапе обучения иностранному языку целесообразно применить в этих целях в основном способ имитации).
5. Повторное прослушивание песни, опора на текст.
6. Чтение текста песни с дальнейшей обработкой звуков и интонаций, всю работу рекомендуется проводить с опорой на текст песни.
7. Самостоятельное исполнение песни с использованием фонограммы либо аккомпанемента.

В Приложении приводится содержание сборника и два первых раздела.