– Ребята, сегодня мы отправляемся в
путешествие по физическому океану. Чтобы наше
путешествие не было скучным, мы поплывем на двух
кораблях.
Итак, нам нужно организовать две команды.
Выберите капитанов. (команды выбирают капитанов).
Необходимое условие успешного путешествия – это
хорошие знания, находчивость и активная работа.
За каждый правильный ответ каждый член команды
получает жетон красного цвета, за дополнение –
зеленого. Победительницей считается команда,
набравшая за время путешествия большее
количество жетонов. Личное первенство также
определяется количеством жетонов.
А теперь можно отправляться в путь. Счастливого
вам плавания. пропуском команды на корабль будет
служить рассказ о человеке, который возгласом
“Эврика” известил о величайшем открытии.
(Следует рассказ-легенда об Архимеде).
И еще один очень важный закон гидро- и
аэростатистики поможет нам в плавании по
физическому океану, а посему хотелось бы
услышать о французском ученом, открывшем один из
основных законов гидростатики. (следует рассказ
о Блезе Паскале).
Итак, путь открыт. Сейчас вы ступите на палубы
кораблей. Здесь вас уже встречают:
капитан-“давление”, штурман-“сила давления” и
их команда: “масса”, “плотность”, “объем”,
“площадь”, “высота” . Казалось бы, чего проще
познакомиться с такой командой, но здесь-то и
началась путаница. Все члены команд у нас
перепутались. Наша задача навести порядок среди
моряков - найти формулы, которые связывают эти
физические величины. (учащиеся пишут формулы на
индивидуальных досках, каждая команда по очереди
представляет их).
Итак, порядок наведен, корабли снялись с якоря.
(звучит музыка, шум воды: прибоя). Мы отправились в
путь по просторам физического океана. Во время
пути нам предстоят стоянки на островах, где вас
ожидают вопросы, без ответа на которые нельзя
продолжать путешествие. (На доске лист ватмана с
изображенным на нём океаном, островами и
прикрепленными к нему двумя кораблями).
1 остров-конверт
Вопрос:
“В один сосуд бежит вода,
Но это, право, не беда,
Так как соседи ведь они,
И в других столько же воды.
Как называются они?
Что знаешь ты о них, скажи?
Где применяются они?”
Ответ: Сообщающиеся сосуды
Примеры применения сообщающихся сосудов.
- Одним из примеров сообщающихся сосудов являются фонтаны (рассказ с демонстрацией фонтанов, изготовленных учащимися).
- Второй пример – шлюзы (рассказ с демонстрацией шлюза, изготовленного учащимися).
- Автопоилки (рассказ с демонстрацией).
- Артезианские колодцы и водопровод.
Правильные ответы оцениваются жетонами и дают право двигаться команде до следующего остова.
2 остров-конверт
Вопрос: Что такое атмосфера? Что вы знаете об атмосферном давлении?
Следует рассказ об атмосфере и атмосферном давлении. История открытия атмосферного давления. Опыт Отто Герике.
3 остров-конверт
Вопрос: действие каких приборов объясняется атмосферным давлением?
Рассказ о приборах:
- применяемых в медицине (шприц, ливер, пипетка, тонометр);
- применяемых в сельском хозяйстве (поилка для цыплят, доильная установка; манометр для определения давления в доильном аппарате);
- барометры и манометры, альтиметры (рассказ об измерении высоты школы).
4 остров-конверт
Вопрос: Что за машина?
Вот так чудо!
Два сообщающихся сосуда,
Два поршня есть,
И жидкость есть,
А называют ее?
Ответ: Гидравлический пресс.
1. Рассказ и демонстрация работы пресса (попробовать
сделать отверстие в листе из пластилина).
Теоретический расчет выигрыша в силе.
2. Применение прессов в машиностроении, в
сельском хозяйстве и т.д.
3. Сделать расчет выигрыша в силе гидравлического
пресса, сделанного учащимися из двух шприцов.
Практическая работа: “Расчет выигрыша в силе
гидравлического пресса, сделанного из двух
шприцев с поршнями разных диаметров”. У каждой
команды свой пресс, изготовленный учащимися.
5 остров-конверт. Мы находимся в длительном путешествии, корабли наши нагружены большой массой знаний. Пришла пора выяснить законы плавания тел. Благодаря чему суда держатся на воде? (Следует рассказ об условии плавания тел, о законе Архимеда, о плавании судов).
6 остров-конверт. Теперь мы чувствуем себя увереннее, повторив законы плавания тел, и смело можем отправляться на остров “Смекалистых”, где нас ждут кроссворды.
Учащимся выдаются карточки с кроссвордами (можно различного содержания, можно одинакового).
Пример: в выделенных вертикальными линиями клетках прочитать названия прибора, а затем объяснить его устройство и назначение.
А | Р | Е | О | М | Е | Т | ||||||
М | А | Н | О | М | Е | Т | Р | |||||
В | А | Т | Е | Р | Л | И | Н | И | Я | |||
Т | О | Р | Р | И | Ч | Е | Л | Л | И | |||
С | Т | Р | А | Т | О | С | Т | А | Т | |||
Г | Е | Р | И | К | Е | |||||||
А | Р | Х | И | М | Е | Д |
(Заполнять карандашом по горизонтали)
1 – прибор для измерения плотности жидкости;
2 – прибор для измерения давления, больше или
меньше атмосферного;
3 – линия, отмечающая наибольшую допустимую
осадку судна;
4 – ученый, который изобрел ртутный барометр;
5 – тип воздушного шара, применяемого для
исследования верхних слоев атмосферы, на котором
в 1934г. в СССР был установлен рекорд высоты
подъема;
6 – ученый, доказавший существование давления
воздуха на опыте с “макдебурскими полушариями”;
7 – ученый, впервые указавший на существование
выталкивающей силы и рассчитавший ее значение.
7 остров-конверт. “Экспериментатор”
К1. Поднимите картофелину со дна, заполненного водой аквариума, не касаясь его руками. Объясните опыт (оборудование: аквариум с водой и картофелиной, детское ведерко, палочка, соль).
К2. Соберите воду из блюдца в стакан, не переливая ее. Объясните свои действия (оборудование: блюдце с водой, стакан, кусок бумаги, спички).
Командам выдаются карточки с двумя задачами(экспериментальными).
– Наше путешествие подходит к концу. Наши друзья-моряки выстроились на палубе, приветствуя лучших знатоков физики. Но… черные вопросительные знаки помешали им. Давайте поставим вместо этих знаков нужные величины:
– Наконец наши корабли пришвартовались к берегам острова “Эврика”. Подведем итоги и вручим грамоты первооткрывателям острова.
Подсчитывается количество жетонов, устанавливается личное первенство и командное. Учащимся, занявшим I, II и III места вручается значок “Юный физик”. Команде-победительнице вручается грамота “Победителям игры путешествия по физическому океану – первооткрывателям острова “Эврика”.