Тип урока: изучение нового материала.
Основная цель урока: создать условия для формирования представлений о кислотах как классе неорганических соединений.
Задачи урока: создать условия для:
- выхода учащихся на постановку УЗ. “Я буду изучать строение и свойства кислот;
- формирование понятия “кислота”;
- открытия учащимися состава и строения кислот;
- совершенствовать экспериментальных умений учащихся, и делать на основе опытов правильные теоретические выводы;
- развития умения работать в парах;
- развития процессов мышления: анализ, синтез, обобщение.
Оборудование и реактивы: периодическая система химических элементов, таблица растворимости, штатив с пробирками, соляная кислота, серная кислота, фосфорная кислота, синий лакмус, метилоранж, фенолфталеин, яблоко, лимон, клей силикатный, гидроксид натрия, мел.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний
Учитель: Изучению какой темы мы посвятили последние несколько уроков? (Классу неорганических соединений.)
– Какие классы веществ нами изучены? (Оксиды, основания.)
– Из данного перечня веществ выберите формулы оксидов и дайте им названия:
H2SO4, ZnO, KOH, P2O5, Al(OH)3, Na2O, HNO3, CO2, Mg(OH)2 HNO3.
Учащиеся по очереди подчеркивают формулы веществ и называют их.
– Какие вещества называют основаниями? Назовите их.
– Почему некоторые из формул нами не названы? (Эти вещества нельзя отнести к оксидам и основаниям, так как не соответствуют им по составу.)
III. Этап усвоения новых знаний
– Сегодня нам предстоит путешествовать по одному из этих классов. Название, какого класса веществ мы получим из букв: О, С, Т, Ы, Л, К, И? (Кислоты/)
– Что вы хотите узнать о кислотах?
(Учащиеся отвечают.)
– Мы с вами отправимся путешествовать по классу КИСЛОТ на нашем паровозике, и сделаем остановку на станциях Информационная, дегустационная, Экспериментальная, Практическая.
(Слова учителя сопровождаются показом слайдов)
Станция информационная
– Где мы можем встретить кислоты в природе? Ответить на эти вопросы нам помогут эти фрагменты.
(Показ слайдов о многообразии кислот в природе с 6 по 13 кадр)
– Мы познакомились с кислотами: азотной, соляной, серной, угольной, фосфорной.
(Учащиеся выписывают названия и формулы кислот, формулируют определение.)
Работа в парах.
– Даны формулы кислот H2SO4, HNO3, HNO3.ответьте на вопросы:
– Какие признаки вы предлагаете взять за основу деления кислот?
– Чем отличаются кислоты друг от друга по составу?
(Время для размышления дается 2 минуты.)
Классификация кислот:
- по количеству атомов водорода: одноосновные, двухосновные, трехосновные.
- по наличию кислорода в кислотном остатке: кислородосодержащие, бескислородные.
Станция дегустационная
– А почему кислоты назвали кислыми? (Они кислые на вкус.)
– Правильно! По правилам техники безопасности пробовать вещества на вкус в лаборатории нельзя, но сегодня в качестве исключения мы нарушим это правило, так как эти вещества вам известны.
(Учащимся предлагаются кусочки яблока, лимона.)
– Какой вкус ощущаете? (Кислый.)
– Но не все кислоты кислые. (Показ слайда). Аскорбиновая кислота сладкая, а никотиновая горькая.
– Какое агрегатное состояние могут иметь кислоты? (Жидкое – большинство)
– Существуют и твердые кислоты, и те которые сразу разлагаются с образованием газов.
Станция Экспериментальная
Демонстрация борной кислоты – белое кристаллическое вещество, используется в медицине, для дезинфекции в кожевенном производстве.
Опыт 1. К силикатному клею приливаем раствор соляной кислоты, выпадает студенистый осадок кремневой кислоты.
Опыт 2. К мелу приливаем раствор соляной кислоты, наблюдаем выделение углекислого газа.
Записи в тетради.
А) кислоты твердые: H3BO3 – борная кислота, H2SiO3 – кремневая кислота
Б) кислоты, которые разлагаются H2CO3 – угольная кислота.
– Как кислоты отличить от других веществ? (С помощью индикаторов.)
– Какие вы знаете индикаторы? (Лакмус, метилоранжевый, фенолфталеин.)
Лабораторные опыты
Учащиеся 1-го ряда исследуют действие на индикатор раствор соляной кислоты, 2-й ряд – раствор серной кислоты, 3-й ряд – раствор фосфорной кислоты. Результаты исследования обсуждаем и записываем в таблицу.
– Какой общий вывод по действию кислот на индикаторы можно сделать? (Индикаторы изменяют цвет под действием кислот.)
IV. Этап закрепления нового материала
Станция практическая
А) Выпишите и распределите вещества по классам неорганических соединений.
CuO, Ca(OH)2, H3PO4, HF, WO3, NaOH
Б) Найдите “лишнее” вещество в каждом ряду. Почему вы так думаете?
- HNO3, HCI,HPO4
- H2SiO3, HJ, NaOH
- HBr,H2SO4, HNO2
V. Итог урока
- Что нового узнали на уроке?
- Чему научились на уроке?
VI. Информация о домашнем задании
- По учебнику О.С Габриеляна прочитать § 20 упражнение № 5 стр.74
- Творческое задание: rакую кислоту называют “купоросным” маслом?