Цели и задачи урока:
- Закрепить и проверить знания и умения учащихся по расчету относительной молекулярной массы и процентного состава вещества в соединениях.
- Развивать представление школьников о профессии лаборанта химии на предприятиях нашего города и медицинских учреждениях.
- На основе сформированного в курсе математики понятия “часть от целого” сформировать универсальное расчетное понятие “доля”. Отнести понятие к химическим веществам и рассмотреть такие разновидности его, как доля xимического элемента в веществе (расчет по формуле), доля (объемная или массовая) компонента в смеси, доля примеси.
- Развивать умение обобщать, выделять главное, на компьютере конструировать алгоритмы при решении химических задач.
- Воспитывать самостоятельность мышления посредством саморефлексии.
- Формировать навыки самостоятельной работы при решении задач с использованием информационных технологий.
- Формировать элементы самоуправления на уроке при решении групповых заданий.
Учебно-наглядный комплекс:
- периодическая система (таблица на столах).
- компьютеры
- учебники, тетради
- карточки с заданиями для закрепления
- калькуляторы
ХОД УРОКА
I. Проверка умений расчёта относительной молекулярной массы веществ и процентного состава элементов в соединении
Учитель: Для того чтобы хорошо разобраться в новой теме, нам необходимо закрепить знания умения по теме: вычисление относительной молекулярной массы вещества и процентного состава элементов в химическом соединении. Для этого работаем в группах на компьютерах, записывая результат на карточках.
Работа в группах на компьютерах.
II. Изучение методики решения задач на доске (работа ученика и учителя)
– Проверяем решение заданий: 1-я группа – 3 гр., 2-я группа – 1 гр., 3-я группа – 2 гр.
III. Самостоятельная работа
Работа в группах – придумать 2 задачи по новой теме, решить их и составить алгоритм решения задач на компьютере.
Учитель: Сегодня на уроке мы с вами будем представлять работников химических лабораторий на заводах нашего города нефтеперегонном, авиационном, школьных лаборантов и лаборантов наших городских аптек. Мы научимся готовить растворы кислот, солей, оснований с определённой массовой долей вещества
Ученик 1: (опережающее задание) В жизни, как мы уже знаем, мы встречаемся чаще со смесями веществ и эти смеси могут быть однородными или неоднородными. Состав смеси устанавливают с помощью химического анализа. Он имеет широкое применение при решение важнейших хозяйственных и научно-технических задач. Проведение анализа стали по ходу её выплавки (содержание углерода) – обязательное условие успешного проведение металлургического процесса (на Комсомольском заводе Амурсталь), контроль за состоянием окружающей среды: воды, воздуха, почвы; химический анализ горных пород и руд используется при разведке полезных ископаемых. Химический анализ необходим криминалисту, археологу, медику (приготовление растворов лекарств), искусствоведам и многим другим специалистам.
Ученик 2: Кроме того, мы уже знаем, что природная вода никогда не бывает совершенно чистой. Содержание растворного вещества в растворе можно выразить с помощью её массовой доли. Массовую долю обозначают греческой буквой W (омега) и выражают в долях единицы или процентах: отношение массы растворимого вещества к общей массе раствора называют массовой долей растворенного вещества.
Отсюда чисто математически можно вывести формулы:
Учитель: уважаемые лаборанты рассмотрим, как производить расчеты с использованием понятия массовая доля.
Задача 1
В 100 граммах воды растворили 25 граммов соли KCL (NaCL).Определить массовую долю соли в полученном растворе
Дано: |
Решение: |
m (H2O) –100 гр | |
m (KCL) – 25 гр. | m (раствора) = m(H2O) + m (KCL) |
W (раствора) – ? |
m (раствора) = 100 гр + 25 гр = 125гр |
Задача 2
Сколько граммов воды и соляной кислоты нужно взять, чтобы приготовить 120 граммов раствора
Дано: |
Решение: |
m (раствора) – 120 гр. | m (HCL) = m (р-ра) W:100 |
W (раствора) – 8% | m (H2O) = m (р-ра) – m (HCL) |
m (H2O) – ? | m (HCL) = 120 гр * 0,08 = 9,6 гр |
m (HCL) – ? | m (H2O) = 120 гр – 9,6 гр = 110,4 гр |
Ответ: 110,4 гр воды и 9,6 гр кислоты. |
На уроках химии, во всех лабораториях заводов и медицинских учреждений готовят растворы, применяя данные расчёты.
Задание для всех групп класса:
а) придумайте 1–2 задачи, решите их и приготовьте растворы поваренной соли (1 гр.), хлористого кальция (2 гр.) и соляной кислоты (3 гр. (Количество веществ брать небольшое, чтобы можно было взвесить на лабораторных весах);
б) составьте алгоритм решения задач на компьютерах.
Алгоритм:
1. Прочитать задачу.
2. Записать данные условия в тетрадь, определить
что необходимо найти.
3. Записать формулы необходимые для решения
задач.
4. Сделать вычисления и записать ответ в тетрадь.
IV. Проверка заданий
Выявление правильности составления алгоритма, выставление оценок ученикам и комментарий.
V. Демонстрация на компьютере созданных учениками ранее алгоритмов решения задач
Учитель: Аналогично массовой доле определяется и объемная доля газообразного вещества в газовой смеси и используя эту методику можно составить алгоритм решения других типов задач.
Выступление ученика: В ювелирных и технических изделиях применяется не чистое золото, а его сплавы, чаще всего с медью и серебром. Проба, стоящая на ювелирных изделия, означает массовую долю золота в сплаве, точнее, содержание золота из расчета на тысячу массовых частей сплава. Проба 583 означает, что в сплаве массовая доля золота составляет 58,3 процента. Лаборантам в химических кабинетах и на заводах нашего города необходимо уметь рассчитывать массовую долю вещества в растворе (т.е. готовить раствор определённой процентной концентрации).
VI. Домашнее задание: параграф 24 задание №1, 2, 3 страница 87–89.
Программы решения задач, составленные детьми на уроках (cм. Приложение).