Формирование эмоционально-чувственного опыта детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности

Разделы: Работа с дошкольниками


В жизни человека очень важно уметь понимать чувства других – это источник развития духовного мира, благополучного общения.

Как научить дошкольника не только видеть и понимать другого человека, но и поставить себя на его место, чтобы пережить с ним все его чувства? Как вызвать не только сопереживание, но и активное сочувствие? Как пробудить стремление к внутреннему содействию, которое могло бы реализоваться в жизненной ситуации?

Понимать… чувствовать… воссоздавать…

Одним из мощных средств воплощения этих принципов в нашем ДОУ является театрализованная деятельность. Театр с его чудесами и тайнами – это волшебная игра, участвуя в которой, все дети могут передать свои желания, эмоции, чувства.

Театральные спектакли – это эмоциональный праздник, восторг для участников и зрителей.

В душе каждого ребёнка живёт сказка, поэтому материалом для сценического действия в театре ДОУ, как правило, служат сказки. Обращённые к сердцу ребёнка, сказки учат доброте, мудрости, оптимизму, любви ко всему живому, дают глубокие знания об эмоционально-духовном мире человека. Сказки – это реальность человеческих эмоций, чувств.

Одной из последних постановок в нашем театре явился спектакль по сказке В. Одоевского "Мороз Иванович". Попробую проанализировать работу над спектаклем с точки зрения развития у детей эмпатии – умения понять внутренний мир действующих лиц, проникнуться их нравственными переживаниями. Главная идея спектакля – победа добра над злом. Динамика событий, чётко противоположные персонажи Рукодельницы и Ленивицы, ситуации нравственного выбора, результаты разных характерных поступков, повторы, выразительный народный язык – всё делает спектакль особенно интересным, волнующим. Это и натолкнуло меня на мысль об инсценировке спектакля.

Читая детям инсценировку в первый раз, старалась использовать весь комплекс вербальных и невербальных средств выразительности речи. Наблюдала, как содержание сказки воздействует на дошкольников, чтобы понять, что и как они чувствуют, насколько глубоки и серьёзны их переживания. Вся подготовительная группа с интересом застыла в позе внимательных слушателей, и только два мальчика беспокойно ёрзали на стуле. Как потом выяснилось, это были гиперактивные дети, которые постепенно сосредоточили своё внимание на содержательных моментах сюжета. По мере развития сюжета у дошкольников появилась эмоциональная оценка действиям персонажей: печальные, страдающие лица, когда Рукодельница с плачем прыгает в колодец; общий смех, восклицания по поводу поведения Ленивицы в ледяном доме Мороза Ивановича; улыбка, радость в момент получения Рукодельницей награды за работу. Для более глубокого осмысления сказочного материала обсуждали вопросы: "Какой из героев понравился и почему?"; "Зачем Мороз Иванович в колодце сидел?" и другие. Рассматривали иллюстрации в различных книгах, уделяя особое внимание анализу эмоциональных состояний героев, изображённых на них: почему нянюшка сердитая, почему Ленивица плачет, что с ней и т.д. После чтения и обсуждения сказки, я поняла, что у детей возникли новые эмоции, чувства и предложила поставить творческий спектакль. Теперь необходимо было создать такие игровые условия, в которых участники спектакля и персонажи вошли бы в контакт друг с другом, сблизились.

Готовя инсценировку по авторской сказке русского писателя В. Одоевского, я провела с детьми беседу о жизни и быте русских людей в давние времена в "Русской избе", которая функционирует в ДОУ. Здесь дети наглядно увидели убранство русской народной избы, домашнюю утварь и посуду, примерили русские народные костюмы. Всё это помогло почувствовать атмосферу сказочных событий.

В нашем театре каждый ребёнок имеет возможность проявить себя в какой-то роли. В сказке "Мороз Иванович" небольшое количество ролей, поэтому были сформированы два актёрских состава и введены дополнительные образы: ведущие <Рисунок 4 >, пирожки < Рисунок 5>, яблочки < Рисунок 6>.

Рис. 4

Рис. 5

Рис. 6

Детям трудно играть чувства другого человека, перевоплощаться. Но в сказке много ситуаций, которые по своему содержанию приближены к эмоциональному опыту детей: удивление перед чем-то необычным, диковинным; выражение печали, страдания вследствие обиды или отвращение и презрение в столкновении с чем-то неприятным. Я предлагала своим воспитанникам вспомнить жизненные ситуации, когда пришлось пережить чувства, похожие на ощущения героев, понять на основе собственного отношения внутренний мир своего героя. В первой картине надо было сыграть разгневанную нянюшку, пришлось героине, исполнявшей роль нянюшки, вспомнить случаи из личного опыта, какая бывает мама в состоянии раздражения, недовольства, поставить себя на её место. Она поджала губы, нахмурила брови и, грозя пальцем, с возмущением произнесла: "Сама беду сделала, сама и поправляй!"

В процессе подготовки спектакля (этюды с импровизированным текстом, отдельные эпизоды, обсуждение мотивов поведения действующих лиц) маленькие артисты постепенно сближались с персонажами, начинали видеть то, чего не замечали прежде. Проигрывание роли давало возможность встать на позиции персонажа, проникнуться его эмоциями и на данный момент, как бы забыть о себе. В одной из картин спектакля девочка, исполнявшая роль Рукодельницы, увидела пробивающуюся из-под снежной перины Мороза Ивановича нежную зеленеющую травку. <Рисунок 1>

Рис. 1

Преисполненная сочувствия, она отпрянула в сторону, широко раскрыла удивлённые глаза, вскинула ладони к щекам, воскликнула в недоумении: "Бедная травка! Зачем ты её мучаешь?" В результате творческого перевоплощения проявились естественные выразительные жесты, мимика, интонации.

Сопереживание персонажам сказки представляло собой комплекс чувств, в состав которого входили такие эмоции как радость, печаль, осуждение, гнев, возмущение, удивление, страх, сострадание…

Каждая картина, отдельно взятый сюжет представляли собой массу возможностей в эмоциональных выражениях состояния действующих лиц. Интерес, удивление, беспокойство, растерянность, испуг Рукодельницы в I картине при встрече с Морозом Ивановичем. Заключительная сцена спектакля: вначале радостная, возбуждённая Ленивица торжествующе показала бриллиант, а когда он растаял, она громко и некрасиво заплакала, затопала ногами, оттолкнув всех от себя (<Рисунок 2>), затем опустила печально голову: <Рисунок 3> "Вот такой бриллиант у меня был! А теперь нет…"

Рис. 2

Рис. 3

Главный принцип нашей работы – стремление вызвать не только сопереживание героям, но и сочувствие. Несмотря на упрямый, злостный характер Ленивицы, нянюшка и Рукодельница сочувствуют ей в конце спектакля, пытаются утешить. "Мир не без добрых людей" – в этом и заключается нравственный смысл сказки. В.А. Сухомлинский писал: "Самое главное – развивать…внутренние силы, благодаря которым человек не может не делать добра, т.е. учить сопереживать". Спектакль "Мороз Иванович" в этом смысле может стать одним из самых важных жизненных уроков, усвоенных когда-либо детьми.

Как восприняли сказку зрители?

Казалось, что они на какое-то время даже забывали, что находятся в зрительном зале: вскакивали с мест, подсказывали героям, смеялись, захваченные событиями, застывали в напряжённой позе, т.е. активно содействовали персонажам спектакля. Очевидно, что им открылось что-то новое в мире чувств, они расширили и обогатили свой эмоциональный опыт. Наша последующая задача – научить дошкольников переносить эти эмоции и чувства в реальные жизненные ситуации: учить жалеть, помогать, защищать, любить.

После показа спектакля, рассматривания фотографий, просмотра видеофильма, сделанного на его основе я провела цикл аналитических бесед с маленькими артистами и зрителями. В результате этого я проверила глубину и устойчивость чувств, вызванных событиями сказки. Детям был задан вопрос: "На кого из сказочных персонажей они похожи, по их мнению, в данное время и на кого хотели бы быть похожими в будущем?" Большинство считали себя похожими на положительных персонажей: Рукодельницу, Мороза Ивановича. Ещё долго дети возвращались к героям этого произведения, делились друг с другом своими переживаниями. Таким образом, сказочный спектакль "Мороз Иванович" вошёл в жизни детей нашего ДОУ.

Мороз Иванович:  Осенью зерно крестьянин соберёт да на мельницу отвезёт;
мельник зерно смелет, и будет мука, а из муки ты, Рукодельница, вот такой хлеб испечёшь".

Няня: Что ж, так и пойдёшь в одном башмаке?"
Ленивица: Да я не знаю, где второй…"

Рукодельница рано вставала
И с песней дела начинала:
Печку топила, хлеба месила,
А потом к колодцу за водой ходила.

Театральный коллектив, создавший спектакль "Мороз Иванович".

Нянюшка: "Сама беду сделала, сама и поправляй…"

Рукодельница принялась взбивать снежную перину, а меж тем у ней, бедной, руки окостенели и пальчики побелели…

Мороз Иванович проснулся и был всем очень доволен.

Мороз Иванович (улыбаясь): "Знаешь, голубушка, что я тебе скажу: жить и служить – разница!"
Ленивица (упрямо): "Три дня у него жила, а он наградить меня не желает!"

Рис. 7

Рис. 8

Рис. 9

Рис. 10

Рис. 11

Фрагменты из спектакля: <Рисунок 7>, < Рисунок 8>, < Рисунок 9>, < Рисунок 10>, < Рисунок 11>.