Цель урока: познакомить учащихся с первоначальными сведениями о строении вещества.
Образовательные задачи:
- Познакомить учащихся с моделью атома Резерфорда;
- Дать схему расположения электронов в атоме;
- Познакомить учащихся со строением ядра атома;
- Ввести понятие иона.
Оборудование:
Палочки из эбонита, органического стекла, сургуча, обычного стекла, металла, мех, резина, бумага, шелк, плакат модели атома Резерфорда.
ХОД УРОКА
1. Экспериментальное подтверждение знаков заряда различных веществ, электризуемых о различные тела.
– Сегодня на уроке мы узнаем, почему одни тела заряжаются положительно, а другие отрицательно. Давайте немного вспомним .
Учащимся предлагаются вопросы:
- Скажите, какой заряд образуется на эбонитовой палочке, наэлектризованной о мех? (Ответ: На эбонитовой палочке, наэлектризованной о мех, образуется отрицательный заряд);
- Какой заряд образуется на стеклянной палочке, наэлектризованной о шелк? (Ответ: На стеклянной палочке, наэлектризованной о шелк, образуется положительный заряд).
Учащимся предлагается следующая таблица.
Электризуются | Мех |
Резина |
Бумага |
Шелк |
Эбонит | – |
|||
Органическое стекло | + |
|||
Обычное стекло | ||||
Сургуч | ||||
Металл |
– Итак, мы уже знаем, что эбонит,
наэлектризованный о мех, имеет отрицательный, а
органическое стекло, наэлектризованное о шелк,
имеет положительный заряд.
Необходимо определить с помощью электрометра и
тела, заряженного известным знаком (эбонитовой
палочки наэлектризованной о мех), знаки зарядов
других тел.
Методические замечания:
Учащимся необходимо экспериментально определить все знаки электризуемых веществ, указанных в таблице. Проводится это с помощью положительно заряженного электрометра. Если заряд на электрометре увеличивается, то тело заряжено положительно, а если уменьшается – отрицательно. К доске может вызываться сразу же от одного до пяти учеников, в зависимости от наличия электрометров. По мере экспериментальной проверки заполняется таблица.
Электризуются | Мех | Резина | Бумага | Шелк |
Эбонит | – |
+ |
+ |
– |
Органическое стекло | + |
+ |
+ |
+ |
Обычное стекло | + |
+ |
+ |
+ |
Сургуч | – |
+ |
+ |
+ |
Металл | + |
+ |
+ |
+ |
– Теперь мы видим, что вещества электризуются по-разному.
2. Модель атома Резерфорда:
– На прошлом уроке мы познакомились с опытом А.Ф.Иоффе и Милликена , из которых они выяснили, что существует самый малый электрический заряд – электрон. Электроны существуют во всех телах.
Вопрос: Где же нам следует их искать?
Учитель: Напоминаю вам , что все вещества
состоят из молекул, а молекулы из атомов. Может
электроны находятся в атомах? Поэтому необходимо
изучить, из чего же состоят атомы.
Тема нашего урока : “Строение атома”
2.1. Немного о самом Резерфорде
– В начале нашего столетия опыты по
исследованию состава и строения атома были
поставлены английским физиком Эрнестом
Резерфордом.
Э.Резерфорд родился 30 августа 1871 года в семье
новозеландского фермера. Окончил школу в
Хавелоке, где в это время жила семья, он получил
стипендию для продолжения образования в
колледже в провинции Нельсон , куда поступил 1887
году. Через два года он сдал экзамен в
Кентерберийский колледж – филиал
новозеландского университета в Крайчестере.
Резерфорд окончил колледж, в 1893 году с отличием и
получил степень магистра по физике и математике.
В это время Резерфорд занялся изучением
магнитного действия электромагнитных волн.1894
году в “Известиях философского институту новой
Зеландии” появилась его первая печатная работа
“Намагничесвание железа высокочастотными
зарядами”. В 1895 году оказалась вакантной
стипендия для получения научного образования ,
первый кандидат на эту стипендию отказался по
семейным обстоятельствам, вторым кандидатом был
Резерфорд. Приехав Англию, Резерфорд получил
приглашение Д.Д.Томсона работать в Кембридже в
лаборатории Кавендиша. Та начался научный путь
Резерфорда.
2.2. Представление атома Резерфордом.
– Начертим, как представлял атом Резерфорд.
В центре атома находится положительно заряженная частица – ядро. А на большом расстоянии, соизмеримым с размером ядра находятся электроны.
Вопрос: Как вы считаете, почему электроны не падают на ядро? Ведь электроны заряжены отрицательно, а ядро положительно. Мы знаем, что разноименные заряды притягиваются.
Учитель: Электроны притягиваются ядром, но не
приближаются к нему вплотную, так как быстро
движутся вокруг ядра. Расстояние между ядром и
электронами очень велики. Чтобы вам лучше это
представить, пусть четыре воздушных шара будут
ядром, тога электроны у этого “атома” , если мы
находимся в г. Красноярске будут находиться в
районе Новосибирска и представлять собой
крупинку.
В целом атом является нейтральным, поэтому заряд
ядра равен общему заряду электронов. Такое
представление об атоме, Резерфорд назвал ядерной
моделью атома.
3. Строение атома:
– Атомы различных элементов в обычном состоянии отличаются друг от друга.
Методические замечания:
Учащимся показывают плакат с моделями атомов различных веществ. И обращают внимание на то, что электроны в атомах находятся на орбитах, которые по-разному удалены от ядра. И на орбите их может находиться разное количество.
3.1. Ядро и орбиты электронов
– Посмотрите, перед вами строение различных атомов. Водород, гелий, литий.
- На первой орбите может находиться не боле 2 электронов.
- На второй орбите не более 8 электронов.
- На третьей орбите не более 18 электронов.
- На четвертой орбите не более 32 электронов.
И так далее. Проглядывается закономерность. Если n – номер орбиты, то число электронов на орбите будет равен 2n2.
Заряд ядра является главной характеристикой химического элемента.
3.2. Ядерная модель атома
– Вы, наверное, заметили, что ядро атома тоже имеет сложное строение. В состав ядра входят положительно заряженные частицы – это протоны. Заряд протона равен по модулю заряду электрона. В состав ядра также входят и нейтрально заряженные частицы (заряда они не имеют) – это нейтроны. Теперь мы знаем , из чего состоит атом:
В центре атома находятся положительно заряженное ядро, которое состоит из протонов и нейтронов, а вокруг ядра движутся отрицательно заряженные электроны.
3.3. Объяснение явления электризации. Ионы
– Электроны могут иногда отрываться от атома, а иногда присоединяться к атому, и тогда общий заряд электронов изменится.
Атом, потерявший один или более электронов, называют положительным ионом.
Атом, получивший один или более электронов, называют отрицательным ионом.
– Сейчас мы можем уже можем объяснить,
почему одни тела заряжены положительно, а другие
отрицательно. Например: Эбонитовая палочка,
наэлектризованная о мех, электризуется
отрицательно, так как эбонит получает электроны,
а мех их теряет.
Посмотрим на заполненную таблицу.
Вопрос: Почему металлы всегда заряжаются положительным зарядом?
Ответ дает ученик: Например, железо. У него 26
электронов и 26 протонов.
На первой орбите находится 2 электрона.
На второй – 8 электронов.
На третьей – 16 электронов.
Электроны на третьей орбите находятся далеко от
ядра, и электрическое поле уже слабее действует
на электроны. Значит, эти электроны можно легко
оторвать, и металл становится положительно
заряженным ионом.
4. Домашнее задание
– Прочитать §30, решить упр.11. самостоятельно прочитать §31 и к каждому абзацу этого параграфа составить вопросы – суждения:
- Чем объяснить, что..?
- Как доказать, что…?
- В каком случае…?
- Когда..?
- Каким образом…?
- Вследствие чего…?
- Почему…?
5. Игра “Лабиринт”
– Давайте немного поиграем в игру называемую “Лабиринт”. В каждой “комнате” этого “лабиринта” написано то или иное утверждение. Если ты считаешь, что это утверждение верное, переходи в следующую “комнату” по стрелке ДА. Если же ты считаешь утверждение неверным, тогда переходи в следующую “комнату” по стрелке НЕТ. Ни разу не ошибешься – будешь плутать по “лабиринту”, пока не обнаружишь свою ошибку. Будь внимателен!
Методические замечания: на каждый стол учащимся выдается игра, и предоставляются оставшееся время от урока. К игре прилагаются фишки.