Цели:
а) помочь ученикам “открыть” новое знание – наличие у глаголов двух спряжений и запомнить окончания каждого, закрепить знания о склонении имен существительных.
б) развивать умение выделять главное, наблюдательность, мышление, память.
в) формировать потребность писать грамотно.
Оборудование: карточки –
- глагольные окончания
- таблица спряжений
- таблица подсказок ЕдУТ И спЯТ
- таблица для подведения итогов - рефлексии
- карточки с заданиями
Ход урока
I. Организационный момент.
Ученики приветствуют гостей, готовят тетради к работе.
- Давайте вспомним правила работы на уроке русского языка.
1. Пишу чисто, аккуратно и грамотно.
2. Предложение пишу с заглавной буквы, в конце ставлю точку.
3. Помню о красной строке: при записи заданий и частей текста.
4. Использую перенос слова с одной строки на другую.
5. При письме слова диктую по слогам.
II. Постановка учебной задачи.
- Прочитайте слова: дерево, ель, ёлка, мост, дядя
- Какими признаками как часть речи они похожи? (сущ. в ед. ч. обозн. предмет.)
- Какими признаками различаются? (род, склонение)
- Назовите род и склонение каждого имени существительного.
- Что называется склонением существительных? (изменение по падежам в ед. и во мн. числе)
- Какая часть слова меняется при склонении? (окончание)
- Почему ученые выделили три склонения? (из-за трёх наборов окончаний)
Склонений три. А спряжений?
- Сегодня на уроке Вам предстоит открыть новый секрет глагола. Итак, имена склоняются, а глаголы… спрягаются.
(Открыть на доске тему).)
Давайте проведем исследование
III. Изучение нового материала.
- Откройте ТПО стр. 27 № 391
- Для ответа на вопрос устно проспрягай четыре глагола, а запиши только их окончания.
- Вам уже приходилось склонять имена существительные, прилагательные, местоимения, теперь часто будете получать задание: проспрягай. Что это значит? (Изменение по лицам и числам называется спряжением).
- Какая часть речи поможет проспрягать? (местоимение)
Запись на доске.
Идти, говорить, нести, замолчать.
- В формы какого времени ты поставил(а) глагол с приставкой? (будущего времени) А остальные глаголы? (настоящего времени)
ед. ч. | мн. ч. | |
1-е | у ю | ем им |
2-е | ешь ишь | ете ите |
3-е | ет ит | ут ят |
- Сколько вариантов окончаний в каждом лице получилось, кроме 1-го лица (выслушать ответы). Назовите их.
- Предположите, сколько спряжений? (два спряжения).
- Проверьте свой главный вывод. Для этого прочитайте сообщение ученых. стр. 160 (ученики знакомятся с сообщением ученых):
У глаголов настоящего и будущего времени при их изменении по лицам и числам может быть два варианта окончаний, поэтому и спряжений выделяют два.
Открыть таблицу спряжений на доске, разъяснить римское обозначение спряжений.
- Какая гласная чаще пишется в окончаниях глаголов I спряжения, II спряжения. (Ученики рассматривают таблицу и делают вывод, что в окончаниях глаголов I спряжения пишется гласная Е, а в окончаниях глаголов II спряжения пишется гласная И).
- Личные окончания глаголов каждого спряжения нужно хорошо знать. Ребята одной школы придумали подсказку для запоминания. Как вы её понимаете?
(Ученики рассматривают таблицу в учебнике, делают вывод, на доске вывешивают таблицу спряжений и таблицу подсказок.)
I спряжение – Е… или ут (ют) | ЕдУТ |
II спряжение – И… или ат (ят) | И спЯТ |
IV. Физкультминутка
- Вспомните, что обозначает глагол (действие)
- Какую физкультминутку может предложить глагол? (выполнять действия)
Итак: встаньте с мест, присядьте, поднимитесь, попрыгайте, улыбнитесь друг другу, похлопайте, натяните шапку для размышлений, стройте глазки друг другу, напишите носом “Спряжение”.
V. Закрепление. Работа в тетради (ученики выполняют упражнение № 393).
Запиши глаголы в два столбика: I спряжения и II спряжения. Над глаголом указывай их лицо и число; ставь ударение и отмечай все орфограммы.
Спешишь, спишешь, прыгнет, кричат, играем, лепят, катают, гонит, включите.
(Ученики выполняют задания).
- При каком условии на месте гласных в личных окончаниях глаголов обязательно будут орфограммы? (На месте безударных гласных).
- Какие еще орфограммы есть в окончаниях глаголов?.
(Учитель выслушивает ответы.)
- Чтобы проверить свой ответ, прочитайте сообщения ученых в задании №394:
1. В личных окончаниях глаголов часты орфограммы безударных гласных, где приходится выбирать буквы.
2. Орфограммами являются буквы -т и -ш в окончаниях ет, ит, ут … , ешь, ишь. Но на этом месте в глаголах никогда не бывает других букв, поэтому -т и -ш можно смело писать.
3. В окончаниях 2-го лица единственного числа есть еще одна орфограмма – здесь всегда пишется ь:
ешь (ёшь), ишь.
4. Есть дополнительная орфограмма и в окончаниях 2-го лица множественного числа ете ите – на месте безударного гласного звука. Но здесь букву е можно писать, не боясь ошибки, - другой буквы не бывает.
- Откройте задание №395, прочитайте его.
Определи спряжение, лицо, число каждого глагола по его окончанию и рядом укажи.
eте___________им________________eшь________________
ишь___________eт________________ит_________________
aт_____________ют_______________ите_________________
- Какие орфограммы видишь в окончаниях? Подчеркни их.
- Поставь глаголы звонить и бить в формы с этими окончаниями, запиши каждый на свою оставленную строку; буквы, о которых следует помнить, отметь.
VI. - Молодцы! Теперь можно отправиться на “Творческую полянку”
1) Прочитайте пословицы и поговорки. (Ученики получают карточки)
- Разделите их на группы по двум признакам одновременно. (Ученики должны догадаться по каким двум признакам можно пословицы разделить на две группы. Это спряжение и по смыслу.)
- Мальчики выписывают пословицы с глаголами II спряжения.
- Девочки выписывают пословицы с глаголами I спряжения.
Укажите спряжение глаголов. Подчеркните орфограммы.
1. Дерево живет корнями, а человек друзьями.
2. Кто много лежит, у того и бок болит.
3. Белые руки чужие труды любят
4. Друг познается в несчастье.
5. Лень мужика не кормит.
2) Прочитайте текст, дополните его предложением, которое служило бы обобщением всего сказанного о планете.
Укажите спряжение глаголов.
Венера – вторая планета нашей Солнечной системы. Она напоминает серебристый блестящий шар.
Круглый год на этой планете стоит жаркое лето, поэтому на ней полностью отсутствует вода. На Венере не плещутся моря, не шумят водопады, не журчат ручьи. А атмосфера Венеры плохо пропускает свет, поэтому на планете всегда пасмурно.
Проверка!
На Венере нет жизни.
Итог. Рефлексия.
Сегодня на уроке я:
- научился…
- было интересно…
- было трудно…
- мои ощущения…
Домашнее задание: упр. 396.