Использование разнообразных форм и методов организации учебно-воспитательной деятельности на занятиях в УДО

Разделы: Социальная педагогика


Содержание и многообразие форм учебно-воспитательного процесса в их единстве позволяет заинтересовать и вовлечь детей в систему дополнительного образования. Разнообразие форм даёт возможность увеличить число воспитывающих факторов, влияющих на сознание и поведение, чувства и волю, эмоции и интеллект.

Большой диапазон направлений и сфер образовательной и социальной деятельности, многообразные формы, применяемые в образовательном процессе, позволяют удовлетворять потребности детей и дают им возможность проявить себя в различных видах творческой и социальной деятельности.

Поэтому сфера дополнительного образования создает своеобразное социально-образовательное пространство, в котором не только формируются духовные и нравственные качества личности, нормы социального общения, но и постоянно реализуются в практической деятельности детей достижения и ценности науки, культуры, производства.

В учреждениях дополнительного образования детей возможности и специфика социально-педагогической деятельности позволяет в отличие от других видов образования объединять в сотворчестве детей и взрослых все группы учащихся – одарённых, имеющих отклонения в умственном развитии, имеющих физические недостатки и т.д.

Это обстоятельство объективно предопределяет новаторский подход и нетрадиционные формы и методы организации работы, которые складываются в практической деятельности педагогов дополнительного образования детей на базе школ.

Реальное соединение базового (школьного) и дополнительного образования создает предпосылки для всестороннего и многогранного учебно-воспитательного воздействия на личность, обеспечивающего формирование, развитие и воспитание у подрастающего поколения тех свойств и качеств, которые дают ему возможность жить и трудиться в новых динамично развивающихся социально-экономических условиях.

Указанные тенденции не только реализуют новый этап в развитии системы дополнительного образования детей, но и свидетельствуют о качественном изменении деятельности общеобразовательной школы, так как организация и методика проведения занятий в системе дополнительного образования детей, отличаясь большой демократичностью и творческим подходом во взаимоотношениях педагогов и воспитанников, оказывает соответствующее влияние на классно-урочную систему самой школы.

Формирование и развитие системы дополнительного образования детей на базе общеобразовательных школ будет тем успешнее, чем полнее и последовательнее используется в деятельности школ опыт, накопленный в учреждениях дополнительного образования.

Изучая состояние активности младших школьников в учреждении дополнительного образования, нам удалось выявить так называемую открытую пассивность учащихся, то есть ситуацию, когда ученик открыто не принимает участия в учебной работе (разговаривает с соседом, перелистывает книгу, смотрит в окно, балуется и т.д.). Такое явление имело место на всех занятиях. Причём не только на этапах проверки, закрепления и повторения изученного, но и при изучении нового учебного материала.

При выявлении причин такой пассивности детей выявилась закономерная связь творческой активности воспитанников с используемыми на занятиях средствами, методами и формами обучения. Это заставило нас пересмотреть фонд используемых форм и методов организации обучения, а также искать и внедрять в практику наиболее активизирующие деятельность детей формы и методы обучения.

Так, учитывая, что на этапе овладения знаниями доминирующая роль принадлежит педагогу, который излагает знания детям, и, помня, что именно в процессе изложения им материала школьники могут лишь внешне “присутствовать на занятиях”, а внутренне оставаться без мысли в голове, мы старались организовать процесс обучения так, чтобы учебная работа школьников не сводилась к простому восприятию.

С этой целью нам пришлось ограничить применение таких методов, как рассказ и объяснение, и разнообразить формы беседы.

Применялась эвристическая беседа, в ходе которой, опираясь на имеющиеся у воспитанников знания и практический опыт, мы подводили их к самостоятельному осознанию, открытию и формулированию правил и выводов; индивидуальная (когда вопросы адресовались одному ученику), групповая (когда вопросы обращены к группе учеников) и фронтальная (вопросы обращены ко всем учащимся в группе) беседы.

Для развития у воспитанников умения самостоятельно осмысливать и усваивать новый материал нами применялся метод работы с книгой. Для такой работы отбирался посильный для воспитанников материал (т.е. такой материал, который на данном уровне общего развития, степени учебной подготовленности к работе данного вида соответствует состоянию обучающихся).

Работа с книгой организовывалась в следующих формах: первая состояла в том, что в начале перед воспитанниками ставилась познавательная задача, указывался круг вопросов, подлежащих усвоению, и определялся порядок самостоятельной работы с учебником. Вторая заключалась в том, что, организуя самостоятельную работу с учебником, мы определяли познавательную задачу и круг вопросов, подлежащих усвоению, а выводы и обобщения учащиеся делали самостоятельно. Сущность третьей формы сводилась к тому, что в задании ставилась конкретная познавательная задача и цель, очерчивалось, что нужно усвоить и к какому результату прийти, поиски путей и способов осмысления материала по учебнику возлагалась на самих учащихся.

С целью выработки учебных умений нами использовались упражнения, иногда практические и лабораторные работы.

Находили применение на занятиях методы демонстраций и иллюстраций.

Хорошие результаты при достижении любых целей давали использование игр и игровых форм организации учебно-воспитательной деятельности. Нами использовались 2 группы игр:

1. Короткие игры. К ним относятся предметные, сюжетно-ролевые и иные игры, используемые для развития интереса к учебной деятельности и решения отдельных конкретных задач. Примерами таких задач выступают усвоение какого-нибудь конкретного правила, отработка навыков, анализ ситуации и т.д.

Так для анализа предмета использовалась игра “Хорошо-плохо”, которая учит анализировать любую ситуацию, предмет с двух противоположных сторон.

На этапе наглядно-действительного мышления, когда ребенок-шестилетка мыслит слишком реалистично, не может оторваться от привычных образов, уйти от шаблонных, стандартных путей движения мысли, применяют игры и упражнения для развития воображения детей. Приложение 1

2. Игровые оболочки. Это игровые формы организации учебной деятельности. Они предполагают проведение в ходе урока игры, включающей в себя выполнение запланированных учителем учебных действий.

Примером может служить проведение на занятии “Развитие творческого мышления” (РТМ) по теме “Транспорт” игры-путешествия. Изучая виды транспорта, воспитанники вместе с Мастерилкой могут посидеть на каждой машине, рассмотреть ее особенности, побывать на мостовой, взлететь в небо или пуститься в плавание.

Также, на занятиях по развитию творческих способностей детей младшего школьного возраста использовалось множество дидактических игр и пособий, способствующих интеллектуальному и творческому развитию детей. Это, кубики “Сложи узор”, “Кубики для всех”, “Уникуб”, “Сложи квадрат”, серия плоскостных разрезных игр “Танграм”, “Гексамино” и т.д., игры Воскобовича (“Волшебный квадрат”, “Прозрачный квадрат”, “Геоконт”).

Для младших школьников на втором году обучения предусматривалась и самостоятельная творческая деятельность над созданием собственного проекта. Для них также организовывались интеллектуально-творческие турниры различных уровней: от заочного, предполагавшего участие всей семьи, районного, до городского и Российского турниров. Приложение 2.

Таким образом, в программе “РТМ” был заложен механизм развития творческих способностей детей через развитие системы познавательных процессов.

Развитие творческих способностей на занятиях по программе “РТМ” происходило в двух направлениях. Во-первых, в программе присутствовал самостоятельный модуль развития творческих способностей. При выполнении заданий из этого модуля дети в процессе решения задач преимущественно дивергентного типа обучались преодолевать сложившиеся стереотипы и не бояться выдвигать смелые и неожиданные идеи. Во-вторых, развитие творческого мышления младших школьников происходило и при использовании игр и заданий из модулей развития всех познавательных процессов в рамках поставленных целей. Так, например, при выполнении заданий, направленных на развитие восприятия размера, цвета, формы педагог способствовал тому, чтобы дети, отвечая на вопрос “Что бывает таким же (например, по форме)?”, давали большое количество самых разнообразных ответов. При этом педагоги руководствовались следующими правилами:

• Стимулирование как можно большего числа вариантов ответов.

• Недопустимость отрицательной критики.

• Систематизация ответов (на доске рисуются “ящики”, куда “складываются” однотипные идеи).

• Поощрение детей, придумавших новый тип решений (“новый ящик”).

• Комбинирование уже высказанных альтернатив для создания новых.

Занятия были комплексными, с постоянной сменой вида деятельности. Игры и задания брались из блоков определенного уровня и включались в единый сказочный или познавательный сюжет. Каждое конкретное занятие творчески разрабатывалось педагогом с учетом неодинаковой сложности заданий из блоков различных модулей, а также уровня развития, возрастных и психофизиологических особенностей детей каждой группы. В процессе занятий педагоги способствовали развитию у детей таких личностных качеств, как настойчивость в самостоятельном достижении поставленной цели, умение отстоять свою точку зрения и уважение к мнению других, коммуникативные навыки, умение работать в творческом коллективе. Было организовано вовлечение в образовательный процесс родителей, при этом были опробованы различные формы взаимодействия детей, родителей и педагога; от совместных занятий и консультаций до интеллектуально-творческих турниров.

В силу своих возрастных особенностей младшие школьники отличаются высокой любознательностью, и поэтому любая ясно и доступно представленная проблема сразу “зажигает” их. Они готовы преодолеть любые трудности, лишь бы увидеть, узнать, отгадать встретившуюся на их пути тайну. Это послужило причиной использования метода проблемных ситуаций. Применение этого метода на конкретном уроке можно посмотреть в приложении 3.

Недостаток технических средств не позволяет иллюстрировать учебный материал показом фильмов, слайдов и т.п. Поэтому сообщаемые воспитанникам сведения, не связанные с какими-либо конкретными образами, плохо запоминаются. В устранения этого недостатка нам помог метод создания на уроках ситуации занимательности.

Формы занимательных упражнений могут быть различными: ребусы, кроссворды, чайнворды, викторины, загадки и т.п.

С целью развития творческой активности воспитанников мы старались разнообразить не только методы обучения, но и формы организации работы детей на занятиях.

Известно, что наиболее распространённые формы работы воспитанников на занятии – фронтальная и индивидуальная. Индивидуальная работа заключается в том, что ученик выполняет задание самостоятельно. Фронтальная работа предусматривает участие всей группы. При фронтальной форме работы воспитанники, обладающие низкими учебными возможностями, отстают от своих товарищей, не успевая за общим темпом работы. Если же педагог будет снижать темп работы, подстраиваясь под них, он будет сдерживать более сильных учеников. Естественно, индивидуальная работа предполагает индивидуализацию обучения, использование дифференцированного подхода, тогда как фронтальная его обеспечить практически не в состоянии. Поэтому реальным является наличие определённого процента воспитанников, не принимающих активного участия в работе.

Нас не могло устраивать такое положение. Заметив, что в учебном процессе ученики стараются работать группами, советоваться друг с другом, мы решили в сочетании с индивидуальной и фронтальной работой шире использовать групповую. О том, как организовалась групповая форма работы можно рассмотреть на примере занятия, помещённого в приложении 4.

Одним из видов групповой формы является работа в парах, или парная работа. При целенаправленном руководстве со стороны педагога в парную работу могут включаться воспитанники, сидящие за одной партой.

Для более эффективной работы целесообразнее объединять для работы в парах детей с разными учебными возможностями. Наиболее эффективно проходит работа при сотрудничестве ученика с высокими учебными возможностями и ученика, обладающего низкими учебными возможностями, так как первый, помогая товарищу, глубже закрепляет, совершенствует знания, а второй вовремя получает разъяснения по всем вызывающим затруднения вопросам. Использования работы в парах можно увидеть на примере занятия приложение 5.

В некоторых случаях для выведения соответствующих закономерностей, выявления существенных признаков рассматриваемого вопроса необходимо прочитать много страниц пособий, книг, пронаблюдать большое количество разнообразных явлений. Здесь мы решили применить кооперированно-групповую форму обучения, при которой разные группы воспитанников выполняют отдельные части общего задания. Пример использования данной формы работы на занятии можно посмотреть в приложении 6.

Творческие возможности детей различны. Чтобы организовать продуктивную деятельность воспитанников с разным уровнем развития творческих способностей, необходимо осуществлять на отдельных этапах занятия дифференцированное обучение. В соответствии с этим стало возможным использование дифференцированно-групповой формы учебной работы.

Рассмотрим, как эта форма может включаться в процесс обучения. При формировании знаний она используется в комплексе с фронтальной. Работа организуется следующим образом.

Преподаватель сначала излагает материал всем. Затем сильным ученикам предлагается работать с другими источниками, а с остальными учащимися материал разбирается вторично, уточняются отдельные моменты, ещё раз аргументируются основные положения. На этом этапе ученики со средними и низкими учебными возможностями, отвечая на вопросы учителя, обобщают и систематизируют знания. Учащиеся с высокими учебными возможностями, отличающиеся познавательной самостоятельностью, расширяют и углубляют знания. Для них обычная воспроизводящая деятельность вместе со всеми малоэффективна. Работа же над дополнительными источниками обогащает их знания, эффективно способствует формированию умений и навыков.

Дифференцированно-групповая форма обучения предполагает такое планирование учебной деятельности разных типологических групп учащихся, при которой задания для групп отличаются не объёмом, а типом конструкций. Это требует от педагога тщательного подбора познавательных задач, планирования работы воспитанников в соответствующем их творческими возможностям темпе. С этой целью оформляют задания на специальных карточках.

Показателем активности личности и её высоких способностей к творческой деятельности является самостоятельность воспитанников. Как известно самостоятельная работа учащихся организуется с помощью индивидуальных форм обучения.

Индивидуальная форма учебной работы предполагает деятельность воспитанника по выполнению общих для всей группы заданий без контакта с другими школьниками, но в едином для всех темпе.

Однако индивидуальная форма учебной работы не всегда создаёт условия для полной самостоятельной деятельности учеников. Практика показала, что она является хорошим средством организации деятельности сознательных воспитанников, которые выполняют задание без помощи педагога, мобилизуя для этого все свои умственные силы. Другая же часть учеников, не подумав над задачей, спрашивает соседей по парте о способе решения, что ведёт к подсказкам и списыванию, которые тормозят развитие детей с низкими и средними учебными возможностями.

Это заставило нас найти и внедрить в практику индивидуализированную форму работы, которая, на наш взгляд, предоставляет большие возможности для самостоятельной деятельности школьников. Эта форма предполагает такую организацию работы, при которой каждый воспитанник выполняет специфические задания с учётом учебных возможностей. Задания оформляются на специальных карточках, работая с которыми ученики проявляют полную самостоятельность.

Таким образом, наблюдая за деятельностью воспитанников на занятиях, можно сделать вывод, что использование разнообразных форм и методов обучения оказывают положительное влияние на активизацию творческих способностей школьников.

В качестве активизирующих методов использовались: разные формы бесед, проблемные ситуации, игровые методы, метод создания на занятиях ситуаций занимательности и др.

Среди форм организации познавательной деятельности воспитанников наибольший активизирующий эффект создают: групповая форма, работа в парах, индивидуализированная форма, дифференцированно-групповая и кооперированно-групповая формы работы.