Обучение ребёнка грамоте должно быть непринуждённым и организовано на более высоком уровне, с учётом возросших интеллектуальных и речевых возможностей детей.
Многолетний опыт показал, что необходимо проводить дополнительную работу к основным занятиям по обучению детей грамоте дошкольников. И поэтому мною был организован кружок: “Умка”, по методике Н.В.Пикулевой. Работу организовала с детьми со средней группы. На месяц планировала одну словесную игру и проводила её один раз в неделю. За это время дети смогли запомнить содержание игры с еженедельным усложнением, её правила. Уже к концу месяца дошкольники могли провести эту игру самостоятельно, следовать намеченному сюжету, разыгрывать определённую роль, и доводить до конца.
В старшей группе больше внимания уделяю формированию у детей общей ориентировки в звуковой системе языка, обучению их звуковому анализу слова. С помощью своих занятий я закрепляю у воспитанников умение выделить звук в слове, определить его качественные характеристики, пополняю словарный запас, совершенствую культуру речи.
В подготовительной группе дети уже овладевают послоговым и слитным способами чтения. Чему способствует созданная хорошая база звукового анализа и синтеза слов.
В результате деятельности кружка у детей развиваются творческие способности, приобретаются новые знания, умения и навыки, что обеспечивает развитие собственной активности ребёнка и саморазвития, и готовность ребёнка к школе.
Перспективное планирование дидактических (словесных) игр в кружке: “Умка”
(средняя группа)
Мес |
1 неделя |
2 неделя |
3 неделя |
4 неделя |
Октябрь |
Игра “Скажи, как я” Цель: произнесение слова за воспитателем с выделенным звуком. | Игра “Скажи, как я” Цель: выделение заданного звука в кар-тинках, нахождение лишних предметов | Игра “Скажи, как я” Цель: выделение звука в словах на слух. | Игра “Скажи, как я” Цель: произнесение слов с ударным слогом. |
Ноябрь | Игра “Телеграф” Цель: передача слова другим детям (прохлопать количество слогов в ладоши) | Игра “Телеграф” Цель: передача слов друг другу. Игра парой. | Игра “Телеграф” Цель: передача слов всем играющим. Азбука Морзе. | Игра “Телеграф” Цель: передача слов на бумаге. |
Декабрь. |
Игра “Найди место звука в слове” Цель: узнать, какой одинаковый звук слышится в слове. | Игра “Найди место звука в слове” Цель: узнать, какой одинаковый звук слышится в нескольких словах | Игра “Найди место звука в слове” Цель: узнать, какой одинаковый звук слышится в стихотворении | Игра “Найди место звука в слове” Цель: узнать, какой одинаковый звук слышится в рассказе. |
Январь. |
Игра “Кто в домике живёт” Цель: упражнять детей в подборе слов с определённым звуком. Игра прово-дится быстро. | Игра “Кто в домике живёт” Цель: дифференциация звуков. | Игра “Кто в домике живёт” Цель: закрепить детёнышей жи-вотных и работа над ласкательными словами. | Игра “Кто в домике живёт” Цель: самостоятельное проведе-ние игры в подборе слов с заданным звуком. |
Февраль |
Игра “ Собери букет” Цель: закрепить холодные и тёплые тона, звуковой анализ слов. | Игра “ Собери букет” Цель: Работа над прилагательными, подбор цветов по звукам | Игра “ Собери букет” Цель: Закрепление названий цветов коллективное составление букета | Игра “ Собери букет” Цель: игра по желанию детей. |
Март |
Игра “Перекличка” Цель: закрепить имена детей на звук | Игра “Перекличка” Цель: закрепить с детьми порядковый и количественный счёт, определить звук в слове. | Игра “Перекличка” Цель: чтение считалок, игры с движениями | Игра “Перекличка” Цель: определить имена по первым звукам в словах (ребус) |
Апрель |
Игра “Как их зовут?” Цель: Дети составляют имена, ориенти-руясь на последние звуки в словах. | Игра “Как их зовут?” Цель: имена составляют по второму звуку в словах | Игра “Как их зовут?” Цель: имена составляют по третьему звуку в словах | Игра “Как их зовут?” Цель: соотнесение названий профессий. |
Май |
Игра “Игровые автоматы”
Цель: найти короткие слова в более длинных (пе-СОК и пр.) |
Игра “Игровые автоматы” Цель: стихотворение об озорных звуках | Игра “Игровые автоматы” Цель: поймай конец слова и продолжи в рифму. | Игра “Игровые автоматы” Цель: самостоятельный разбор слов |