“ …Мы узнаём, чем ребёнок является
в жизни, среди людей, в действии,…
что впитывает в себя и что сам
способен дать…”
Януш Корчак
Как быстро летит время. Как незаметно взрослеют наши дети. Развитие ребёнка у нас, взрослых, вызывает удивление и радость. Кажется, совсем недавно малыш сделал первый шаг, произнёс первое слово, удивил своим “я сам” и, вот, он уже весело скачет по дорожке, делится своими впечатлениями, с удовольствием выполняет поручение. Нас поражает быстрота его успехов: вчера ещё не мог, сегодня уже справляется. Постоянное движение ребёнка вперёд, появление нового, переход от простейших реакций к более сложным и осмысленным действиям, овладение речью, возникновение первых проявлений самостоятельности - всё это факты, характеризующие развитие ребёнка.
Проходит шесть-семь лет, и ребёнок оказывается у порога школы. Вот здесь мы, взрослые, понимаем, какое значение имеет готовность руки ребёнка к выполнению тех мелких, точных и разнообразных движений, которых требует овладение письмом. С первых же дней в школе ребенок должен сидеть за партой 40 - 45 минут, соблюдать определенную позу, держать определенным образом ручку или карандаш. Значит, его мускулатура должна быть достаточно развитой, движения, координированы и точны. Особое значение имеет готовность руки ребенка к выполнению тех мелких, точных и разнообразных движений, которых требует овладение письмом. Из опыта работы с детьми логопедической группы могу сказать, что развитию кисти ребенка принадлежит важная роль в формировании и становлении одной из его функций головного мозга – речи. Занимаясь с детьми упражнениями в штриховке, рисовании, вырезывании и в других видах работ, требующих не только тонких и точных движений рук и пальцев, но и четкого согласования движения руки и глаза мы готовим руку ребенка к овладению в школе письмом.
Многое должен знать и уметь ребёнок, вступая в незнакомую, но такую притягивающую школьную жизнь. Из опыта работы могу сказать, что подготовить ребёнка к этому важному моменту жизни помогает оригами - искусство, близкое ему и доступное.
Не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребенка. Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.
Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.
Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.
Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.
Оригами стимулирует и развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.
Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и тт. д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами.
Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).
Оригами совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда.
Оригами способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги маски животных, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями, совершают путешествие в мир цветов и т. д.
И это еще далеко не все достоинства, которые заключает в себе волшебное искусство оригами.
Использовать все достоинства, которые заключает в себе волшебное искусство оригами, я решила через систематические занятия с детьми. Именно поэтому составила календарно-тематическое планирование (Таблица) по возрастам и организовала кружок, который мы вместе с детьми назвали БУМКА, что означает дословно БУМажная игрушКА.
Изготовление различных поделок из цветной бумаги – увлекательное занятие для детей дошкольного возраста, имеющее большое значение в развитии их художественного вкуса, творческого воображения, конструктивного мышления и т.д.
Многие фигурки, известные в оригами, начинают складывать одинаково до определенного момента. Одинаковые заготовки - это базовые формы. Например, фигурки гуся, ослика, слона сделаны на основе базовой формы “воздушный змей”, а фигурки лебедя, бабочки, жука сделаны на основе другой базовой формы - “двойного треугольника”.
Поделки для детей 4-5 лет основаны на одной базовой форме
“треугольник”.
Дети 5-6 лет осваивают приемы складывания на основе нескольких базовых форм:
“треугольник”;
“двойной треугольник”;
“конверт”;
“воздушный змей”.
В 6-7 лет детям доступны уже более сложные базовые формы:
“рыба”;
“двойной квадрат”.
Очень важно научить детей складывать базовые формы. Умение их складывать — залог успеха в достижении результата.
Обучение складыванию базовых форм провожу индивидуально, чтобы быть уверенной в том, что ребенок научился их складывать.
Чтобы вызвать у ребенка интерес к конструированию и эмоционально настроить его на деятельность, я использую в своей работе произведения художественной литературы, аудио- и видео записи, иллюстрации. Материал располагаю по возрастам. Для каждого возраста предлагаю несколько занятий с учетом степени сложности. Прежде чем перейти от одного изделия к другому, уточняю, хорошо ли ребенок овладел тем или иным приемом складывания, научился ли складывать игрушку от начала до конца самостоятельно.
В проведении занятий мне помогает сказочный персонаж, чудесный Квадратик. Присутствие сказочного героя вызывает у ребенка интерес и способствует достижению результата.
Таблица. Календарно-тематический план работы с детьми 4-5 лет.
№ |
Тема |
Сроки |
Кол-во занятий |
Деятельность детей и педагога |
Материалы к занятию |
1
|
Сказка Квадратика Гриб |
октябрь октябрь |
1
|
Рассказывание “Сказки квадратика”. Складывание из бумаги съедобных грибов: подосиновика и подберёзовика. Складывание большого квадрата по диагонали, маленького квадрата пополам. Использование поделки в дидактических играх. Словарь: съедобные грибы, внутренние стороны. |
Стихотворение “Гриб” М.Ходякова Набор открыток “Грибы”. Рассматривание фотографий. |
2 |
Бабочка |
1 |
Подготовительная работа – окрашивание бумаги. Складывание квадрата по диагонали, треугольника – пополам. Использование поделки – игры на прогулке. Словарь: - диагональ, верхние острые углы. |
Стихотворение “Бабочка” А.Сарсекова. Альбом “Насекомые” |
|
3 |
Ёлка |
ноябрь ноябрь ноябрь |
1 |
Подготовка трех квадратов зеленого цвета разного размера. Складывание квадратов разной величины по диагонали. Наблюдение на прогулке за состоянием деревьев. Использование поделки как атрибут настольных игр типа “Лес и его жители”, “Дорожное движение”. |
Стихотворение К.Чуковского “Ёлка”. Видеофильм “Исполины”. |
4 |
Зайчик |
1 |
Подготовительная работа-окрашивание бумаги в серый и пёстрый цвета. Складывание квадрата и треугольника по диагонали. Использование поделки – обыгрывание сказки, как счетный материал, в дидактических играх по развитию речи. Словарь: - диагональ, раскрывающиеся стороны, надрезы. |
Загадки о зайце. Р.Н.С. “Заяц-хвастун”. Альбом “Животные наших лесов”. Использование диафильмов. |
|
5 |
“В осеннем лесу ” |
1 |
Итоговое игровое занятие. Рассматривание иллюстраций к книгам о природе Изготовление коллективного панно |
Загадки о животных и растениях. Иллюстрации к книгам о природе. |
|
6 |
Рыбка |
декабрь декабрь |
1 |
Подготовительная работа-окрашивание бумаги “под мрамор” и “набрызгом”. Наблюдение за рыбками в зимнем саду. Складывание квадрата и треугольника по диагонали. Дорисовывание деталей, украшение рыбки. Использование поделки – в дидактических играх при обучении детей счёту, как новогоднюю игрушку, как украшение уголка природы, дома для украшения своей комнаты. Словарь: - диагональ, хвост, плавники, ёрш, окунь, карась. |
Р.Н. песенка “Рыбка”. Иллюстрации к книге “Жители аквариума”. Видеофильм “Хозяева морей и океанов”. Аудиозапись “Шум моря”, “Ручей”. |
7 |
Лягушонок |
1 |
Подготовительная работа-окрашивание бумаги “под мрамор” и “набрызгом” с использованием зеленой краски. Складывание квадрата и по диагонали. Использование поделки – в дидактических играх при обучении детей счёту, как украшение уголка природы, как настольную игрушку. Словарь: - диагональ, острые углы, противоположные стороны. |
Рассказ А.Шестопаловой “Лягушонок”. М/ф “Лягушка-путешественница” |
|
8 |
“Весёлый аквариум ” |
январь |
1 |
Итоговое игровое занятие совместно с педагогом-экологом. Рассматривание иллюстраций о жизни подводных обитателей. Изготовление коллективной работы. |
Песенка “Весёлые Лягушата”. Сказка “Дюймовочка” Г.Х.Андерсена (эпизоды), Лягушка-путешественница” |
9 |
Самолет |
февраль февраль |
1 |
Подготовительная работа-окрашивание бумаги “под мрамор”, наблюдение за самолётами на прогулке. Складывание квадрата и треугольника по диагонали. Использование поделки – во время прогулки, Соревнование “Чей самолёт улетит дальше”. Словарь: - диагональ. |
Загадки о самолете. Стихотворение А.Барто “Самолёт” Альбом “Виды транспорта”. М/ф Чудеса на виражах” |
10 |
Кораблик |
1 |
Подготовительная работа-окрашивание бумаги цветным клейстером. Складывание квадрата по диагонали, украшение поделки. Использование поделки – в играх с водой, в настольных играх. Словарь: - якорь, парус, диагональ, линия сгиба. |
Стихотворение И. Токмаковой “Кораблик”. Альбом “Виды транспорта”. Видео запись “Синдбад-мореход”, м/ф “Двенадцать капитанов” |
|
11 |
“ Разный транспорт” |
март |
2 |
Предварительная работа- экскурсия к светофору, наблюдения за транспортом. Итоговое игровое занятие по правилам дорожного движения. Изготовление коллективной работы. |
Альбом “Виды транспорта”. Подвижная игра “Воробьи и автомобили” |
12 |
Щенок |
апрель |
2 |
Подготовительная работа – подбор квадратов коричневого, серого, рыжего и чёрного цвета. Складывание квадрата по диагонали, украшение поделки, наклеивание её на ободок. Использование поделки – в играх как маску. Словарь: - диагональ, сгиб, острый угол. |
Рассказ В.Сутеева “Кто сказал “мяу”?” Альбом “Домашние животные”. Подвижная игра “Лохматый пёс” |
13 |
“Мечты о лете” |
май |
1 |
Предварительная работа - беседы с детьми о природе. Итоговое игровое занятие. Закрепить знания и умения детей. (По замыслу) |
Загадки, смешилки, скороговорки, литература энциклопедического характера. |
Всего занятий: |
15 |
Предлагаемые поделки для данного возраста основаны на одной базовой форме (треугольник).