Цели:
- закрепить основные принципы решения задач на движение
- уметь применять полученные знания при решении задач на движение
- развивать интерес учащихся к математике
- развивать умение логически мыслить
Оборудование:
- карточки для устных вычислений
- чертежи к задачам на движение
- карта “Страны цифр” с обозначенными преградами (“Заколдованные цифры”, “Дикий зверь – цифрозавр”, “Глубокий овраг”, “Коварная река”, “Задачки от Мюнхгаузена”, “Шутка на одну минутку”)
Ход урока
1. Оргмомент.
Учитель.
Математику, друзья,
Не любить никак нельзя.
Очень строгая наука,
Очень тонкая наука,
Интересная наука –
Это математика!
2. Устный счет – разминка для ума: “Заколдованные цифры”
- Как звали красивого и мужественного черного лиса из рассказов Э. Сетона-Томпсона?
35 | 60 | 320 | 25 | 7 |
+ 5 | - 2 | : 80 | : 5 | · 70 |
: 8 | : 29 | · 9 | · 60 | : 10 |
· 9 | · 100 | - 8 | - 9 | + 15 |
: 3 | + 0 | : 4 | : 3 | : 8 |
· 10 | : 4 | · 50 | + 8 | · 6 |
М | О | Д | И | Н |
350 | 50 | 150 | 105 | 48 | 50 |
Д | О | М | И | Н | О |
3. Решение задач.
- Первая преграда – “Дикий зверь – цифрозавр”.
А) С 14 до 16 часов грузовик ехал со скоростью 60 км/ч, а с 16 до 18 часов он увеличил скорость на 10 км/ч. Какое расстояние грузовик проехал с 14 до 18 часов?
Запишем условие задачи с помощью таблицы.
V | t | S |
60 км/ч | с 10 до 16 ч | с14 до 18 ч ? |
на 10 км/ч> | с 16 до 18 ч |
- Повторим формулы. Как найти скорость? Как найти расстояние? Как найти время?
(Один ученик решает задачу на доске).
- Вторая преграда – глубокий овраг. Чтобы его преодолеть, решите еще задачу.
Б) Туристы в первый день прошли на байдарках 24 км, двигаясь со скоростью 6 км/ч, а во второй день – 30 км с той же скоростью. Сколько времени они плыли на байдарках?
(Условие задачи опять записывается с помощью таблицы, а затем ученик решает задачу на доске.)
дни | V | t | S |
1 | 6 км/ч | ? | 24 км |
2 | 6 км/ч | ? | 30 км |
4. Физкультминутка. (Проходит под песню В. Шаинского “Чунга-Чанга”)
5. Третья преграда – “Коварная река”. Чтобы преодолеть ее, решите пример на порядок действий.
(45736 : 5717) · 918 + 675248 : 16 = 49547
6. Самостоятельная работа “Задачки от Мюнхгаузена”.
- Новое задание изложено в этом письме. Откроем конверт и прочитаем.
Достопочтенные ребята!
Я, благородный и самый правдивый человек на свете, барон Мюнхгаузен, тоже хочу предложить вам свои испытания. Решите самостоятельно следующие задачи:
Вариант 1
Автомашина вышла из города Числянска в 7 ч утра и в 9 ч того же утра прибыла в город Сказок. Найдите расстояние от одного города до другого, если автомашина двигалась с одной и той же скоростью, равной 90 км/ч.
Вариант 2
Мотоцикл проехал 160 км, двигаясь со скоростью 80 км/ч, несколько раз останавливаясь в пути. Сколько времени мотоциклист затратил на весь путь, если остановки заняли 25 минут?
(Два ученика решают задачи на оборотной стороне доски. Затем – проверка. Учащиеся в классе проверяют решение задач друг у друга и выставляют отметку.)
7. Урок близится к концу, пора возвращаться из путешествия домой.
На десерт – задача-шутка, только на одну минутку!
- Пожарных учат надевать штаны за 3 с. Посчитайте, сколько штанов успеет надеть хорошо обученный пожарный за 1 минуту? (Ответ: 20 штанов)
- А за 5 минут? (100 штанов)
- А зачем одному пожарному столько штанов?
- На движение ли эта задача?
8. Подведение итогов урока.
- Чем мы сегодня на уроке занимались?
- Какие задания было выполнять легко, а какие не очень?
- Выставление отметок за урок с комментированием.
9. Домашнее задание: придумайте две задачи на движение, которые должен будет решить ваш сосед по парте. А кто сможет – придумайте задачи-шутки.