Урок технологии в 9-м классе по теме: "Выполнение творческого проекта"

Разделы: Технология


Цель: формирование навыков творческой деятельности, создание детского комплекта.

Задачи:

  • углубить знания по лоскутной технике (пэчворк), стежке (килт), аппликации;
  • познакомить с профессиями работников легкой промышленности;
  • развивать творческие способности в самостоятельной работе;
  • научить самостоятельно, изучать необходимую литературу;
  • закрепить знания и умения по технологии;
  • воспитывать аккуратность в работе, художественный вкус, взаимопомощь.

Оборудование: демонстрационные плакаты по лоскутному шитью, технологические карты, фломастеры, ватман, калькулятор, рабочая тетрадь, карандаш, масштабная линейка.

Ход урока

I. Организационное начало урока

Проверка готовности учащихся к уроку.

Сообщение темы и целей урока.

II. Повторение пройденного материала

1. Фронтальный опрос учащихся:

  • Что такое аппликация?
  • Чем отличается лоскутное шитье от аппликации?
  • Какие ткани используют при выполнении лоскутного шитья?
  • Какая особенность соединения лоскутов между собой?
  • Какие виды лоскутного шитья вы знаете?
  • Назовите основные профессии швейного производства?

III. Изучение нового материала

Вступительное слово учителя:

Ремесло пить-есть не просит, а хлеб приносит.
Русская народная пословица

- Лоскутное шитье или пэчворк, как сейчас принято называть это рукоделие на американский манер, - очень модный вид рукоделия. Не раз мы обращались к этой теме, но она остается по истине неисчерпаемой.

Искусство пэчворк всегда было и остается предметом внимания и восхищения, как специалистов широкого профиля, так и рядовых потребителей в нашей стране и за ее пределами.

Выступления учащихся:

1. История создания лоскутного шитья - пэчворка

Искусство пэчворк появилось из штопальных работ, когда приходилось соединять друг с другом множество маленьких лоскутков ткани. Раньше, как правило, для этого брали лоскутки от старой одежды. Работы в стиле пэчворк можно встретить как в Европе, так и в Азии или Африке.

Из лоскутков ткани шили одеяла, навесы, одежду, сумки, подушки и занавесы и т.д. Особенно популярными лоскутные работы стали благодаря изобретательности жён североамериканских переселенцев, которые из-за бедности, буквально из ничего шили тёплые одеяла и украшали ими кровати. В семидесятые годы пэчворк пережил в США свой ренессанс. Сначала было модно копировать узоры, формы и цвета стеганых одеял. В настоящее время специализированные магазины предлагают огромное количество самых разных материалов, книг и журналов по технике пэчворк.

В России также издавна была известна техника шитья из лоскутков ткани. Знали у нас, как латать шёлковые сарафаны и душегрейки лоскутами того же материала или кусочками ткани другого рисунка и цвета. Лоскутное шитьё встречается в народных рязанских навершниках, где орнамент состоит из нашитых цветных полос. Узорные головные уборы тульских крестьян, заплатки, превращающиеся в основу композиции крестьянского костюма соседних губерний. Но как самостоятельный вид творчества в России лоскутная техника широко распространилась и стала входить в обиход только в XIX веке, когда в деревни начали завозить фабричные цветные ситцы и сатины. Из ситца шили рубахи, другую одежду и предметы домашнего обихода, а оставшиеся лоскутки складывали в сундук, создавая затем знаменитые “бабушкины” яркие, пёстрые покрывала, одеяла, ковры.

В настоящее время, благодаря огромному выбору материалов, красок, форм и усовершенствованию технологии в данном виде искусства, можно без труда реализовать свои творческие фантазии. Раньше лоскутные, стеганые одеяла были признаком простоты, если не бедности интерьера, то теперь пэчворк превратился в своеобразный вид искусства, украшающий интерьер дома, выражающий индивидуальность хозяйки. Особенно красивые произведения – впечатляющие по разнообразию и оригинальности материалов, форм, структур и цветовых сочетаний – принято вешать на стены, как картины или ковры.

2. История создания килта (стёжки)

Килт, или стёжка, впервые появился в странах Востока несколько тысячелетий назад. Стёгальные стёжки выполняли чисто функциональную задачу, так как служили для укрепления, закрепления и соединения различных слоёв ткани. Верхний слой, прокладка (промежуточный слой) и нижний слой соединялись между собой строчными (прямыми стежками). В то же время постепенно появились стегальные стежки, выполняющие декоративную функцию; ими начали украшать тёплые изделия.

В Германии первым стеганым изделием считается монашеское платье Святой Елизаветы, сшитое в тринадцатом веке и хранившееся в течение многих столетий в закрытом сундуке монастыря города Трир.

В России стёжкой занимались чаще всего в мастерских барских домов и в монастырях. Немало монашенок ходили по деревням и небольшим городкам, предлагая пошив и стёжку одеял и покрывал. Люди с удовольствием им делали заказы, тем более что стоила подобная работа недорого, и позволить себе сделать заказ могли даже не очень зажиточные семьи. Стёжка выполнялась вручную.

Стёжка – очень доступный и интересный вид рукоделия, не очень сложный по исполнению. Требуется прежде всего аккуратность. А вещи, сделанные вручную, обладают особой теплотой, создают уют и комфорт человеку, который ими пользуется.

3. Аппликация как один из видов художественной обработки ткани

Аппликация (накладное шитьё) очень интересный вид вышивки. Известна она с давних времён. Одежду и бытовые вещи украшают, используя кусочки ткани, фетра, замши, кожи, меха, которые накладывают по узору на основную ткань и закрепляют различными швами: гладью, петельным, тамбурным и машинным (зигзаг).

Изделия, украшенные аппликацией, носят особо декоративный характер и хорошо смотрятся в современном интерьере. Аппликация многих привлекает несложностью выполнения, возможностью применения различных тканей, материалов. Для этого вида рукоделия годятся любые кусочки ткани яркой окраски. Прикладывая один к другому, можно найти интересные сочетания цветов, построить разнообразные композиции.

Учитель:

- Из выступлений учащихся, мы видим, что стеганые изделия из лоскутков прекрасно вписываются не только в интерьер загородного дома, но в интерьер современно обставленной квартиры. Они могут послужить покрывалом или пледом для дивана, их можно декоративно набросить на кресло качалку или повесить как картину на стену.

- Сегодня на уроке, я предлагаю вам создать детский комплект: красивое, мягкое, теплое одеяло и подушку.

III. Практическая работа

1.Учащиеся разбиваются на группы по профессиям:

- художники-дизайнеры (составление эскиза проекта);

- технологи (выбор ткани, составление инструкционной карты);

- экономисты (выполнение предварительного расчета себестоимости);

- рекламодатели (составление рекламы изделия).

2. Результаты проведенной работы:

1. Выступление художников-дизайнеров

Чтобы создать для малыша комфортную обстановку, мы рассмотрели варианты, составляющие детский комплект:

Рассмотрев альтернативные варианты, свой выбор мы остановили на: одеяле, подушке, игрушке, настенном коврике.

Исследование цветовой гаммы

В цвете заключена сила, которая влияет на человека, определяет его настроение, вызывает эмоции, ощущения. Язык цвета понимают без слов во всем мире, он не знает границ.

Приступая к выбору цветовой гаммы, мы решили заглянуть в энциклопедию и узнать, как влияют цвета на человека. Красный – цвет любви, крови и огня. Он делает нас активными, но раздражительными. Поднимается кровяное давление, учащается пульс, нас охватывает волнение и злость. Песочный – цвет пляжа, дюн, ракушек – повторяется во многих природных тонах. Ты становишься мягким, нежным, искренним, терпеливым человеком. Песочные тона могут быть и теплыми, и холодными, как сама природа. Жёлтый – цвет золота и солнца. Человеку этот цвет даёт активность и вселяет оптимизм, освещает душу. Жёлтый рождает теплые чувства, он – символ счастья, освобождения от бремени, готовности к переменам. Коричневый – цвет каштанов и осенней листвы. Мы получаем ощущение комфорта и покоя. Как цвет земли, он рождает чувство безопасности и тепла, опоры, на которой мы стоим достаточно крепко. Зелёный – цвет весны, роста и процветания, расслабляет и успокаивает. Это цвет постоянства и терпения, цвет надежды. Синий – цвет неба и воды – приносит покой, пробуждает сентиментальные чувства, нежность. Делает дыхание глубже, пульс медленнее, а давление – ниже. Слишком много синего делает человека спокойным, но это спокойствие граничит с депрессией. Белый – нейтральный цвет.

Учитывая рекомендации аналитиков, мы использовали радостные, яркие цвета: синий, зелёный, желтый и белый. Цвета гармонируют между собой, создавая вид целого рисунка.

Так как мы будем шить детский комплект, то ткани должны быть разбавлены детскими рисунками. Мы предлагаем вам эскиз одеяла.

(Приложение 1)

Выступление технологов

Выбор техники лоскутного шитья (Приложение №2, приложение №3)

Существует много видов техники лоскутного шитья, такие как “узор клавиш”, “амиш”, “изба”, “техника соединительных углов”, “блочный домик”, “самосас”, “техника Crazy” и другие. Для своего изделия мы выбрали узор “самосас”. “Самосас” в переводе с индийского, означает “солёная выпечка”, популярная в Индии. Аромат её разнообразных приправ приглашает прохожих вкусно перекусить. Треугольники нашего изделия напоминают форму этой выпечки. А техника изготовления стеганых изделий считается самой актуальной, рациональной, безотходной, которая была разработана в США.

Выбор материалов (тканей)

Для шитья из лоскутков используют различные ткани, но существуют некоторые ограничения и правила. Многое зависит от вкуса, но всё же, общая цветовая гамма не должна быть кричащей, отталкивающей. Ведь важно, что будет видеть ребёнок и воспринимать. Для шитья изделия мы рекомендуем выбрать бязь, потому что ткани из натуральных волокон – экологически чистые и благотворно влияют на здоровье ребёнка, а это очень важно, так как мы будем шить детский комплект. Для прокладки одеяла, подушки и набивания игрушки мы рекомендуем использовать синтепон или ватин, предлагаем остановить свой выбор на ватине, так как он мягкий, тёплый, получен из натурального волокна - хлопка, его хорошо использовать для стёжки, потому что он не скользит при выстрачивании рисунка.

Процесс выполнения работы

Последовательность работы мы составили в виде таблице (Приложении № 4).

При выполнении практической работы рекомендуем использовать следующие виды швов. (Приложение №5).

Выступление экономистов

Расчёт себестоимости

Предварительный расчёт

Наименование Цена за единицу, руб. Расход Сумма, руб
Ткань: бязь 45

50

75

50

75

1,5 м

0,7 м

0,2 м

3 м

1,5 м

67,50

35

15

150

112,5

ватин 42 4 м 126
нитки 6 5 шт. 30
атласная лента 12 1 м 12
калька 25 1 рулон 25
Итого: 573

Выступление рекламодателей

РЕКЛАМА ДЕТСКОГО КОМПЛЕКТА

“Сладкую” подушку,
Мягкую игрушку,
Одеяло нежное,
… Небеса безбрежные,
Зелень яркую, цветы
Приглашаешь ли
        в свой сон ты?
Вечер, солнышко зашло,
Но приятно и тепло
Лечь в постель уютную,
Красочно-лоскутную!
Все с любовь шили сами,
Чтобы ночь наполнить снами,
Колыбельной песнею,
Сказкой неизвестною!

Учитель:

- Из выступлений учащихся можно сделать следующие выводы:

1. Изделие должно выполняться из хлопчатобумажной ткани (бязь).

2. Для прокладки одеяла, подушки и набивания игрушки необходимо использовать ватин, так как он не скользит при выстрачивании рисунка.

3. Изделия выполнять в строгой последовательности, не нарушая технологии.

4. Учесть предварительный расчет экономистов и рассчитать затраты на труд и электроэнергию.

IV. Итог урока. Выставление оценок

- Предложенное вами изделие вы будете шить на уроках технологии.

Инструктаж по выполнению домашнего задания.

Уборка рабочих мест

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Блекмен Н. “Магия Лоскутка”. – с. 77 – 79.

2. Волчек Н.М. “Современная энциклопедия для девочек”. – Минск: “Литература”. – 1998 – с. 465 – 466.

3. Гуреева Т.В., Р. Ш. Сабитова “Методические комплексы поурочного планирования блока” “Лоскутная техника” предмет “Технология”. – Уфа: “БИРО”. – 2003 – с. 3 – 23.

4. Дёрте Бах “Шитьё из лоскутков. Легко и быстро. Рациональный раскрой. Современное шитьё”. – Москва: “Траст” - с. 55 – 59.

5. Жукова О.Г. “Лоскуток к Лоскутку”. – Москва: “Знание”. – 1999.

6. Максимова М., М Кузьмина “Лоскутки”. – Москва: “Эксмо – Пресс”. – 1998.

7. Озеровой О. Пер. “Школа шитья”. - ОО Издательство “Эксмо”. – 2003 – с. 85 – 86.

8. Симоненко В.Д. “ Технология. 5 класс” - Москва: “Вента – Граф” - 1998 – с. 102 – 104.

9. Симоненко В.Д. “Технология. 7 класс” - Москва: “Вента – Граф” - 2002 – с. 160 – 178.

10. Холмянский Л.М. “Дизайн”. – Москва: “Просвещение”. – 1985.