Задачи:
- Образовательная - систематизация и обобщение материалов предыдущих уроков по знакомству с народными художественными промыслами.
- Развивающая – развитие умения выполнять вариации орнаментальных композиций на основе народных росписей России.
- Деятельная – закрепление навыки кистевой росписи.
- Воспитательная – формирование уважения к творчеству народных мастеров и интереса к народным художественным промыслам России; осознанного видения связи прошлого и настоящего времени, а также эстетического вкуса и аккуратности в работе.
Класс оформлен детскими рисунками с предыдущих уроков, экспонатами изделий народных промыслов, на доске большое панно “Ярмарка”, составленное из рисунков учащихся, ярмарочные прилавки, выполненных в технике аппликации.
На столах раздаточный материал с элементами росписей произведений художественных промыслов Городца, Хохломы, Гжели, Каргополя, Филимонова, Жостова, Дымково, таблички-вывески с названиями “артели” народных промыслов.
Литературный ряд: частушки на тему народных промыслов.
Музыкальный ряд: вариации на темы русских народных песен в исполнении ансамблей русских народных инструментов.
Материалы и оборудование: компьютер, магнитофон, тонированная бумага, ватман, гуашь, кисти художественные, клей, ножницы, фломастеры, глиняные изделия, вылепленные учащимися для росписи на предыдущих занятиях.
Содержание урока
1. Мотивация учащихся. Актуализация знаний.
Учитель:
Очень часто за событиями
И за сутолокой дней
Старину не вспоминаем,
Забываем мы о ней.
Хоть и более привычны
Нам полеты на Луну,
Вспомним русские обычаи,
Вспомним нашу старину.
Не случайно выставлены в классе произведения народного творчества. На сегодняшнем занятии мы закрепим знания о народных ремеслах и обобщим наши представления о народных традициях украшать свой быт и дарить радость другим людям.
Просмотр слайд-шоу напомнит вам виды и особенности народных промыслов, с которыми мы познакомились на предыдущих занятиях.
Через компьютер учитель демонстрирует слайд-шоу “Народные промыслы” в программе Power Point.
См. файл “Приложение №1”.
2. Подготовка к творческой работе.
Учитель. Сегодня на уроке мы проводим ярмарку народных ремесел. А что такое ярмарка?
Ученики. Это праздник, народное гулянье, на котором артисты проводят аттракционы, концерты, представления; продавцы расхваливают свой товар; мастера различных ремесел демонстрируют свои умения и навыки.
Учитель. Кем бы вы хотели быть на ярмарке?
Ученики. Продавцами, покупателями, мастерами народных промыслов.
Учитель. И продавцам, и покупателям, и мастерам – всем им необходимо хорошо знать, чем отличаются друг от друга художественные промыслы, как украшаются изделия и какие особые приметы имеют украшающие их узоры.
Мы разделимся на группы-артели по видам художественных промыслов.
Сначала мы будем мастерами артелей.
Мастера каждой артели изобразят изделия по мотивам народных промыслов.
Потом они представят свой товар на ярмарку, будут его расхваливать так, чтобы захотелось его купить.
А затем мастера-продавцы станут покупателями изделий других промыслов, хваля или критикуя их мастерство.
Учащиеся объединяются по 3-4 человека в группы-артели по выбранному промыслу. Возможно появление мастера-одиночки.
В классе работают артели: “Городец”, “Жостово”, “Гжель”, “Народная игрушка”, “Хохлома”.
Задание мастерам артелей:
- выполнить эскизы и макеты изделий по мотивам промыслов;
- подготовить их к выставке на нашей ярмарке;
- прорекламировать свой товар и ответить на вопросы покупателей.
3. самостоятельная работа учащихся.
Мастера работают за столами с карточками-названиями промысла, схемами-пособиями с элементами росписи, силуэтами посуды или игрушек в традициях выбранного промысла.
Одни уч-ся составляют эскизы композиции узоров для росписи, другие тренируются в кистевой росписи, третьи выполняют силуэты изделий.
Во время самостоятельной работы звучит музыкальная импровизация на тему русских народных песен.
Для учащихся-продавцов предлагаются тексты стихов, посвященных выбранному промыслу.
Готовые изделия расставляются мастерами артели на ярмарочных прилавках.
4. Театрализованное представление творческих работ.
Учитель. Скоро ярмарка начнет работу. Поспешите представить свой товар на ярмарку.
Пока продавцы оформляют прилавки, вспомним обычай на Руси на праздниках водить хороводы:
Учащиеся водят хоровод.
В золотые ворота
Проходите, господа!
Первый раз пройдем –
Всех друзей проведем.
На второй же раз
Не пропустим вас!
Учитель.
Купцы дорогие,
Люди торговые,
На нашей ярмарке должны вы
Свой товар расхвалить,
Ничего не забыть.
И себя показать,
И товар свой продать.
Учащиеся-мастера артели “Городец”.
Наши доски расписные,
Посмотрите, вот какие.
Все хотим вам показать
И подробно описать.
По розанам и купавкам
Городецкий скачет конь
И в цветах весь утопает,
До чего ж красивый он.
Наши доски самые красивые, их украшают изображения цветов, птиц и коней. Иногда мастера рисуют на досках людей.
Покупатели. Какие краски вы используете в росписях своих досок?
Как пишутся цветы?
Мастера-продавцы. Для росписи наших изделий используются масляные краски. Доски покрываются лаком, поэтому долго служат хозяйкам, не теряя своей красоты.
Наши цветы сложные и красочные. Они пишутся в несколько слоев, в их изображении несколько оттенков одного цвета или разных цветов.
Учитель. Достойные товары. Берем ваш товар.
Кто еще привез свой товар на ярмарку?
Ученики-мастера артели “Гжель”.
А деревня наша Гжель
Не за тридевять земель.
Под Москвою мы живем.
Глину месим и поем.
Очень любим синий цвет,
Потому что краше нет.
Чашки, блюдца, самовары
Знают люди всей Земли.
Мы и к вам полно товару
Для продажи привезли.
Покупатели. Посуда просто удивительно хороша. Так ли прочна она, как красива?
Продавцы. Гжельская керамика выполняется из белой гончарной глины. В жарком пламени обжигается, закаливается и становится звонкой и прочной.
Покупатели. Как получается такой цвет и блеск?
Продавцы. Обожженная глина расписывалась кобальтовой краской черного цвета, а сверху покрывалась глазурью. При обжиге, кобальт становится пронзительно синим, а прозрачная глазурь приобретает блеск.
Учитель. Хороши голубые узоры. Такая посуда – хороший подарок.
А это что за чудные подносы на нашей ярмарке?
Ученики-мастера артели “Жостово”.
Мы приехали к вам в гости
На веселый праздник ваш.
Посмотрите на подносы –
Это просто вернисаж.
Черный фон сияет лаком,
А на нем цветов краса.
Алых, желтых с красным маком –
Это просто чудеса.
В мире нет таких подносов,
Они словно вешний сад.
Лучше их вы не найдете,
Покупайте, стар и млад.
Покупатели. Почему все подносы выполнены в разных вариантах и имеют разные формы?
Продавцы. Жостовский мастер никогда не повторяет один и тот же рисунок. Свободная роспись дает возможность фантазировать, а форма подноса определяет композицию.
Покупатели. Как появились подносы на Руси?
Продавцы. В начале XIX века в России непременным участником чаепития стали подносы. Сначала в ходу были подносы из папье-маше, потом в богатых домах Москвы появились металлические подносы. И вот технология лаковой живописи (грунтовка, лак, масляные краски) была перенесена на железо.
Покупатели. Сложна ли роспись подноса?
Продавцы. Роспись выполняется поэтапно: замалевок, тенежка, прокладка, бликовка, чертежка, привязка, уборка.
Учитель. И этот товар станет украшением в нашем доме.
Теперь перейдем к следующим товарам.
Ученики-мастера артели “ Народная игрушка”.
Тут поют свои частушки
Знаменитые игрушки –
Филимон с гармошкой,
С внуком Филимошкой!Расписные индюшата,
Кони, птицы и утята,
Расписные даже хрюшки –
В царстве дымковской игрушки!Игрушки наши повсюду славятся.
Подходите скорее, вам понравятся.
Покупатели. Почему такие названия у этих игрушек?
Продавцы. Дымковская игрушка так названа потому, что она родилась в слободе Дымково, недалеко от городка Вятка. Вылепленная из красной глины, игрушка после обжига окрашивается разведенным на молоке мелом (сейчас водно-эмульсионными белилами). По белому фону выполняется роспись яркими жизнерадостными красками.
Филимоновские игрушки-свистульки родом из села Филимоново. Их лепят из красной глины, после обжига их не забеливают, как дымковские, а наносят роспись на естественный цвет глины поперечными и продольными полосами зеленого, желтого и красного цвета.
Учитель. Берем игрушки для нашей подружки.
Ученики-мастера артели “Хохлома”.
Подходи, детвора, - зазывает Хохлома!
Ну, а это, братцы, мы.
Наш товар из Хохломы:
Посуда и игрушки,
Свистульки и зверушки.
Все листочки – как листочки,
Здесь же каждый – золотой.
Красоту такую люди
Называют Хохломой.
Покупатели. Откуда пришли к нам эти горящие золотом плошки, туески, игрушки?
Продавцы. “Золотая” роспись деревянной посуды появилась на Руси в16 веке на Волге недалеко от Городца.
Покупатели. А золото-то откуда?
Продавцы. Узор покрывают олифой или лаком и ставят в печь. Лак закалится до желтого цвета и вспыхнет под ним блестящий фон.
Учитель. Закончила работу наша ярмарка.
Кто смел,
Тот успел
И себя показать,
И товар продать.
5. Знакомство с другими видами народных промыслов.
А теперь мы побываем в гостях у мастеров лаковой миниатюрной живописи, просмотрев материала компакт-диска “Народные промыслы. Палех. Федоскино”.
Через компьютер демонстрируются материалы компакт-диска.
Учащиеся. Какие прекрасные изделия мы сейчас увидели.
На маленькой поверхности написаны широкие просторы России, фрагменты сказок, песен, былин.
Сколько умения и терпения надо иметь, чтобы стать мастером.
Как талантлив русский народ.
6. Заключение.
Учитель. Благодарю всех участников сегодняшнего занятия.
Вы все хорошо потрудились, показали хорошие знания и умения, узнали кое-что новое о народных промыслах, которыми мы гордимся.