Формирование эстетического вкуса младших дошкольников на примере национального костюма

Разделы: Работа с дошкольниками


Дидактическое пособие для воспитателей

Пояснительная записка.

Программа воспитания и обучения в детском саду предусматривает воспитание у детей младшего дошкольного возраста навыков самостоятельности. В частности, ото умение одеваться и раздеваться в определенной последовательности (надевать и снимать одежду, расстегивать и застегивать пуговицы, складывать, вешать предметы одежды). И делать это надо со вкусом. Наиболее благодатный материал для этого, на мой взгляд, национальный костюм.

За основу взята всем известная дидактическая игра “Оденем куклу”. С помощью родителей были сделаны плоскостные куклы мальчика и девочки и комплект национальной одежды к ним (платье, калфак, фартук, ичиги, туфли, рубашка, камзол изю - все это 3-5 видов разных цветов и отенков). Использовали материалы: бумага – гофрированная, бархатная, самоклейка, цветная; украшения – тесьма разного цвета и структуры, блестки, стразы, бисер, а также цветная бумага.

Цель использования дидактического пособия:

  • Дать представление о татарском национальном костюме, об его элементах.
  • Развивать сенсорные умения, память, внимание, мышление.
  • Воспитывать эстетический вкус.
  • Активизировать словарь за счет слов-названий элементов одежды и татарского национального орнамента.

Варианты использования дидактического пособия.

1. Игра “Называлка”

(для детей 3-4 детей)

Цель: научить детей узнавать и называть предметы национальнй одежды.

Ход: вопитатель показывает детям предмет одежды, а дети называют что это, какого цвета, кому его одеть (мальчику или девочке).

2. “Подбери по цвету”

(для детей 3-4 года)

Цель: научить детей группировать одежду по цвету.

Ход: дети подбирают одежду определенного цвета и наряжают кукол.

3. Игра “Рисовалка”

(для детей 3-5 лет)

Цель: научить детей обводить силуэты по контору, развивать моторику рук.

Ход: детям предлагается силуэт одежды, обвести его контур, а затем раскрасить его цветными карандашами и украсить узорами.

4. “Кто быстрее”

(для детей 3-4 лет)

Цель: одеть правильно куклу, подбирая элементы по цвету.

Ход: соревнуются один мальчик и одна девочка. Мальчик подбирает одежду для куклы мальчика, а девочка – для куклы девочки. Кто быстрее и наряднее оденет, тот победитель.

5. “Найди пару”

(для детей 3-5 лет)

Цель: собрать обувь по парам.

Ход: на игровой поверхности произвольно распределены разноцветные ичиги, туфли. Дети группируют обувь по парам (по цвету и орнаменту).

6. Игра “Узнавалка”

(детей 4-5 лет)

Цель: научить детей определять предмет одежды на ощупь, и правильно называть ее.

Ход: силуэты одежды распределены на игровой поверхности. Одному игроку завязывают глаза. Он наугад берет один силуэт и на ощупь определяет, что за предмет одежды. Если ответ правильный. Игрок оставляет силуэт у себя, если ошибочный – возвращает обратно. Победитель тот, кто собрал больше всего силуэтов.

7. Игра “Запоминалка”

(для детей 3-5 лет)

Цель: развивать память, внимание, закрепить умение называть предметы одежды.

Ход: перед детьми на плечиках представлены костюмы. Дети рассматривают, закрывают глаза, а затем убирается один из костюмов. Ребенок должен угадать, чего не стало (какого костюма).

8. Игра “Найди отличия”

(для детей 4-5 лет)

Цель: развивать наблюдательность, память, внимание.

Ход: ребенку предлагается сравнить два предмета одежды по цвету и орнаменту, рассказать в чем состоят отличия.

9. Игра “Магазин “Одежда”

(для детей 4-5 лет)

цель: развивать наблюдательность, смекалку, воображение.

Ход: в магазине представлены разные модели платьев, рубашек, головных уборов, обуви. Ребенок подходит к прилавку со своей куклой и покупает для нее наряд. При этом он называет какого цвета одежда ему нужна, например, я хочу купить зеленое платье с золотой тесьмой.

10. Сюжетно-ролевая игра “Ателье мод”

(для детей 4-5 лет)

Ход: дети приходят в ателье и заказывают одежду. Швея на детской машинке “шьет” одежду для кукол по заказу.

11. Театр кукол.

Ход: куклы принимают участие в показе, инсценировании отдельных фрагментов из татарских сказок. Театр показывается воспитателем и родителями в младшем дошкольном возрасте, а в более старшем возрасте – детьми.

12. Сюжетно-ролевая игра “Концерт”

Ход: за кулисами куклы переодевают разные наряды, затем дети выступают (поют, пляшут, рассказывают стихи) от имени кукол.

13. Сюжетно-ролевая игра “Дом, семья”

Ход: дети проявляя фантазию, обыгрывают кукол.

А также куклы могут быть использованы в оформлении родительских уголков, в национальных уголках, минимузеях.

В результате проведенной работы дети легко различают цвета, группируют предметы по качеству материала. У них обогатился словарь, развился эстетический вкус.

Данный дидактический материал имеет широкие возможности применения и в более старшем возрасте.