Дидактическое пособие для воспитателей
Пояснительная записка.
Программа воспитания и обучения в детском саду предусматривает воспитание у детей младшего дошкольного возраста навыков самостоятельности. В частности, ото умение одеваться и раздеваться в определенной последовательности (надевать и снимать одежду, расстегивать и застегивать пуговицы, складывать, вешать предметы одежды). И делать это надо со вкусом. Наиболее благодатный материал для этого, на мой взгляд, национальный костюм.
За основу взята всем известная дидактическая игра “Оденем куклу”. С помощью родителей были сделаны плоскостные куклы мальчика и девочки и комплект национальной одежды к ним (платье, калфак, фартук, ичиги, туфли, рубашка, камзол изю - все это 3-5 видов разных цветов и отенков). Использовали материалы: бумага – гофрированная, бархатная, самоклейка, цветная; украшения – тесьма разного цвета и структуры, блестки, стразы, бисер, а также цветная бумага.
Цель использования дидактического пособия:
- Дать представление о татарском национальном костюме, об его элементах.
- Развивать сенсорные умения, память, внимание, мышление.
- Воспитывать эстетический вкус.
- Активизировать словарь за счет слов-названий элементов одежды и татарского национального орнамента.
Варианты использования дидактического пособия.
1. Игра “Называлка”
(для детей 3-4 детей)
Цель: научить детей узнавать и называть предметы национальнй одежды.
Ход: вопитатель показывает детям предмет одежды, а дети называют что это, какого цвета, кому его одеть (мальчику или девочке).
2. “Подбери по цвету”
(для детей 3-4 года)
Цель: научить детей группировать одежду по цвету.
Ход: дети подбирают одежду определенного цвета и наряжают кукол.
3. Игра “Рисовалка”
(для детей 3-5 лет)
Цель: научить детей обводить силуэты по контору, развивать моторику рук.
Ход: детям предлагается силуэт одежды, обвести его контур, а затем раскрасить его цветными карандашами и украсить узорами.
4. “Кто быстрее”
(для детей 3-4 лет)
Цель: одеть правильно куклу, подбирая элементы по цвету.
Ход: соревнуются один мальчик и одна девочка. Мальчик подбирает одежду для куклы мальчика, а девочка – для куклы девочки. Кто быстрее и наряднее оденет, тот победитель.
5. “Найди пару”
(для детей 3-5 лет)
Цель: собрать обувь по парам.
Ход: на игровой поверхности произвольно распределены разноцветные ичиги, туфли. Дети группируют обувь по парам (по цвету и орнаменту).
6. Игра “Узнавалка”
(детей 4-5 лет)
Цель: научить детей определять предмет одежды на ощупь, и правильно называть ее.
Ход: силуэты одежды распределены на игровой поверхности. Одному игроку завязывают глаза. Он наугад берет один силуэт и на ощупь определяет, что за предмет одежды. Если ответ правильный. Игрок оставляет силуэт у себя, если ошибочный – возвращает обратно. Победитель тот, кто собрал больше всего силуэтов.
7. Игра “Запоминалка”
(для детей 3-5 лет)
Цель: развивать память, внимание, закрепить умение называть предметы одежды.
Ход: перед детьми на плечиках представлены костюмы. Дети рассматривают, закрывают глаза, а затем убирается один из костюмов. Ребенок должен угадать, чего не стало (какого костюма).
8. Игра “Найди отличия”
(для детей 4-5 лет)
Цель: развивать наблюдательность, память, внимание.
Ход: ребенку предлагается сравнить два предмета одежды по цвету и орнаменту, рассказать в чем состоят отличия.
9. Игра “Магазин “Одежда”
(для детей 4-5 лет)
цель: развивать наблюдательность, смекалку, воображение.
Ход: в магазине представлены разные модели платьев, рубашек, головных уборов, обуви. Ребенок подходит к прилавку со своей куклой и покупает для нее наряд. При этом он называет какого цвета одежда ему нужна, например, я хочу купить зеленое платье с золотой тесьмой.
10. Сюжетно-ролевая игра “Ателье мод”
(для детей 4-5 лет)
Ход: дети приходят в ателье и заказывают одежду. Швея на детской машинке “шьет” одежду для кукол по заказу.
11. Театр кукол.
Ход: куклы принимают участие в показе, инсценировании отдельных фрагментов из татарских сказок. Театр показывается воспитателем и родителями в младшем дошкольном возрасте, а в более старшем возрасте – детьми.
12. Сюжетно-ролевая игра “Концерт”
Ход: за кулисами куклы переодевают разные наряды, затем дети выступают (поют, пляшут, рассказывают стихи) от имени кукол.
13. Сюжетно-ролевая игра “Дом, семья”
Ход: дети проявляя фантазию, обыгрывают кукол.
А также куклы могут быть использованы в оформлении родительских уголков, в национальных уголках, минимузеях.
В результате проведенной работы дети легко различают цвета, группируют предметы по качеству материала. У них обогатился словарь, развился эстетический вкус.
Данный дидактический материал имеет широкие возможности применения и в более старшем возрасте.