Цели урока:
- Закрепить знания учащихся по теме “Двоичная система счисления”;
- Продолжить работу по формированию навыков решения задач с применением знаний по теме “Системы счисления”;
- Контроль за знаниями учащихся по теме “Двоичная система счисления”;
- Повышать интерес учащихся к предмету “информатика”.
План урока:
- Организационный момент.
- Повторение теории.
- Работа со стихотворением.
- Игра “Поле чудес”.
- Нарисуй букву.
- Подведение итогов урока, домашнее задания.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Повторение теории с использованием слайдов компьютерной программы “PowerPoint” < Приложение1 >
3. Работа со стихотворением
Переведите числа из стихотворения в десятичную систему счисления.
Она в 101 класс ходила.
В портфеле по 100 книг носила.
Все это правда, а не бред.
Когда пыля десятком ног,
Она шагала по дороге,
За ней всегда бежал щенок
С одним хвостом, зато стоногий,
Она ловила каждый звук
Своими десятью ушами,
И десять загорелых рук
Портфель и поводок держали.
И десять темно-синих глаз
Оглядывали мир привычно.
Но станет все совсем обычным,
Когда поймете наш рассказ
4. Игра “Поле чудес”
На экране табло (рис. 1). Учащимся раздаются карточки с заданием (таб.1) (количество карточек должно быть равно количеству букв зашифрованного слова и количеству учащихся в классе) и карточка-код (таб. 2). Выполнив задание, учащиеся называют номер карточки и полученную букву. В результате должно быть открыто слово “мультимедийный” (рис. 2)
Рис 1.
Рис 2.
Для создания табло использовалась программа Exsel, в ней логические функции, одна из формул видна на рис., остальные аналогично.<Приложение 2>
ТАБ. №1
№ 1Перевести число 12 из десятичной системы счисления в двоичную систему счисления;
№2 Перевести число 11 из десятичной системы счисления в двоичную систему счисления;
№3 Перевести число 13 из десятичной системы счисления в двоичную систему счисления;
№4 Перевести число 14 из десятичной системы счисления в двоичную систему счисления;
№5 Перевести число 15 из десятичной системы счисления в двоичную систему счисления
№6 Перевести число 16 из десятичной системы счисления в двоичную систему счисления
№7 Перевести число 12 из десятичной системы счисления в двоичную систему счисления;
№8 Перевести число 17 из десятичной системы счисления в двоичную систему счисления;
№9 Перевести число 18 из десятичной системы счисления в двоичную систему счисления;
№10 Перевести число 16 из десятичной системы счисления в двоичную систему счисления;
№11 Перевести число 21 из десятичной системы счисления в двоичную систему счисления;
№12 Перевести число 19 из десятичной системы счисления в двоичную систему счисления;
№13 Перевести число 20 из десятичной системы счисления в двоичную систему счисления;
№14 Перевести число 21 из десятичной системы счисления в двоичную систему счисления
ТАБ. №2
м л т е й н 1100 1101 1111 10001 10101 10011 ь и д ы у 1110 10000 10010 10100 1011
5. Нарисуй букву
Каждому учащемуся выдается карточка, содержащая таблицу с координатами точек, записанными в двоичной системе счисления, и система координат. Для выполнения задания необходимо:
а) перевести координаты точек в десятичную систему;
б) проверить правильность с помощью программы Калькулятор (этот пункт при желании можно пропустить);
в) построить по ним фигуру в координатной плоскости по вариантам:
I вариант (буква Г)
Отметьте и последовательно соедините на координатной плоскости точки, координаты которых приведены в двоичной системе счисления.
№ точки Двоичный код Десятичный код 1 (101;101) 2 (101;101000) 3 (11001;101000) 4 (11001;100011) 5 (1010;100011) 6 (1010;101) 7 (101;101)
Ответ: (5;5), (5;40), (25;40), (25;35), (10;35), (10;5), (5;5).
II вариант (буква С)
№ точки Двоичный код Десятичный код 1 (101;101) 2 (101;101000) 3 (11001;101000) 4 (11001;100011) 5 (1010;100011) 6 (1010;1010) 7 (11001;1010) 8 (11001;101) 9 (101;101)
Ответ: (5;5), (5;40), (25;40), (25;35), (10;35), (10;10), (25;10), (25;5), (5;5).
III вариант (буква Т)
№ точки Двоичный код Десятичный код 1 (101;100011) 2 (101;101000) 3 (11110;101000) 4 (11110;100011) 5 (10100;100011) 6 (10100;101) 7 (1111;101) 8 (1111;100011) 9 (101;100011)
Ответ: (5;35), (5;40), (30;40), (30;35), (20;35), (20;5), (15;5), (15;35), (5;35).
IV вариант (буква П)
№ точки Двоичный код Десятичный код 1 (101; 101) 2 (101; 101000) 3 (11001; 101000) 4 (11001; 101) 5 (10100; 101) 6 (10100; 100011) 7 (1010; 100011) 8 (1010; 101) 9 (101; 101)
Ответ: (5;5), (5;40), (25;40), (25;5), (20;5), (20;35), (10;35), (10;5), (5;5).
V вариант (буква Н)
№ точки Двоичный код Десятичный код 1 (101; 101) 2 (101; 101000) 3 (1010; 101000) 4 (1010; 11001) 5 (10100; 11001) 6 (10100; 101000) 7 (11001; 101000) 8 (11001; 101) 9 (10100; 101) 10 (10100; 10100) 11 (1010; 10100) 12 (1010; 101) 13 (101; 101)
Ответ: (5;5), (5;40), (10;40), (10;25), (20;25), (20;40), (25;40), (25;5), (20;5), (20;20), (10;20), (10;5), (5;5).
VI вариант (буква Е)
№ точки Двоичный код Десятичный код 1 (101;101) 2 (101;101000) 3 (11001;101000) 4 (11001;100011) 5 (1010;100011) 6 (1010;11001) 7 (11001;11001) 8 (11001;10100) 9 (1010;10100) 10 (1010;1010) 11 (11001;1010) 12 (11001;101) 13 (101;101)
Ответ: (5;5), (5;40), (25;40), (25;35), (10;35), (10;25), (25;25), (25;20), (10;20), (10;10), (25;10), (25;5), (5;5).
б) Ученики проверяют правильность выполнения самостоятельно с помощью ПК. Для этого мы используем стандартное приложение ОС Windows – Калькулятор.
в) Ученики последовательно соединяют на координатной плоскости полученные точки.
6. Подведение итогов урока, домашнее задание.
Учащимся раздается дифференцированное домашнее задание, аналогичное выполненному в классе, в результате которого должны получится следующие рисунки:
I вариант. Звезда
№ точки Двоичный код Десятичный код 1 (10; 1111) 2 (1000; 10000) 3 (1011; 10110) 4 (1110; 10000) 5 (10100; 1111) 6 (10000; 1010) 7 (10010; 100) 8 (1011; 111) 9 (100; 100) 10 (110; 1010) 11 (10; 1111)
Ответ: (2;15), (8;16), (11; 22), (14; 16), (20; 15), (16; 10), (18; 4), (11; 7), (4;4), (6;10), (2;15)
II вариант. Ракета
№ точки Двоичный код Десятичный код 1 (1000; 10) 2 (101; 10) 3 (1000; 1010) 4 (1000; 10101) 5 (1011; 11001) 6 (1110; 10101) 7 (1110; 1010) 8 (10001; 10) 9 (1110; 10) 10 (1110; 111) 11 (1100; 111) 12 (1101; 10) 13 (1001;10) 14 (1010; 111) 15 (1000; 111) 16 (1000; 10)
Ответ: (8;2), (5;2), (8;10), (8;2), (11;25), (14;21), (14;10), (17;2), (14;2), (14;7), (12;7), (13;2), (9;2), (10;7), (8;7), (8;2).
III вариант. Рыбка
№ точки Двоичный код Десятичный код 1 (110; 1001) 2 (1000; 1011) 3 (1100; 1011) 4 (1101;1010) 5 (1111; 1001) 6 (10001; 111) 7 (1111; 101) 8 (1101; 101) 9 (1100; 11) 10 (1010; 11) 11 (1001;101) 12 (101; 111) 13 (11; 101) 14 (10; 110) 15 (11; 1000) 16 (10; 1010) 17 (11; 1011) 18 (101; 1001) 19 (1000; 1001) 20 (1010; 1010) 21 (1101; 1010) 22 Глаз (1111; 111)
Ответ: (6;9), (8;11), (12;11), (13;10), (15;9), (17;7), (15;5), (13;5), (12;3), (10;3), (9;5), (5;7), (3;5), (2;6), (3;8), (2;10), (3;11), (5;9), (8;9), (10;10), (13;10), (15; 7),
IV вариант. Воробей
№ точки Двоичный код Десятичный код 1 (100; 1100) 2 (101;1001) 3 (1; 100) 4 (1; 11) 5 (101; 11) 6 (1001; 110) 7 (1101; 111) 8 (1111; 1010) 9 (10010; 1100) 10 (10011; 1101) 11 (1100; 1101) 12 (1110; 10001) 13 (1101; 10110) 14 (1100; 10110) 15 (1000; 10001) 16 (1000; 1101) 17 (110; 1111) 18 (101; 1111) 19 (100; 1110) 20 (100; 1101) 21 (11; 1101) 22 (100; 1100) 23 Глаз (101; 1101)
Ответ: (4;12), (5;9), (1;4), (1;3), (5;3), (9;6), (13;7), (15;10), (18;12), (19; 13), (12;13), (14;17), (13;22), (12;22), (8;17), (8;13), (6;15), (5;15), (4;14), (4;13), (3;13), (4;12), (5; 13).