Русский фольклор

Разделы: Внеклассная работа


Оформление зала.

Оформлена выставка декоративно-прикладного искусства: расписная деревянная посуда, деревянные вещи домашнего обихода (прялка, туески, глиняные горшки, расписные шкатулки, матрешки, расписные и резные доски, расшитые рушники, дорожки, домотканые половики, вязаные изделия, макраме, вязаные пуховые платки, декоративные тюли, вазы).

На противоположной стене выставка русских икон. Центральная часть иконостаса оформлена иконами в ризах. Богатое обрамление икон со свечами по обеим сторонам. Центральные иконы накрыты расшитыми покрывалами. Боковые иконы, поменьше, расположены по низу на всем протяжении стены. Вдоль оформленных стен поставлены русские лавки, предметы быта древней Руси.

Русские пословицы и поговорки:

  1. «Мир да любовь - всему голова».
  2. «Добро делаем – добро и снится, а худо делаем – худо и снится».
  3. «Доброе слово лучше всякого пирога».
  4. «Без труда нельзя даже меду съесть».
  5. «Без дела жить – только небо коптить».
  6. «С ремеслом везде добро».
  7. «Злой плачет от зависти, а добрый от радости».

Русский фольклорный праздник.

Ведущий: Много народов разных национальностей живут в нашей стране, и у каждого народа свои обычаи, сказки, музыка, песни и танцы. Родина русского народа – Россия. И этой теме посвящен наш урок – праздник.

Ведущий:

Россия, Россия – края дорогие.
Здесь русские люди живут.
Они прославляют просторы родные,
Раздольные песни поют.
(Песня «Голубь Мира»)

Ведущий: Крепко любили и любят свою Родину русские люди. Они сложили о ней много песен и сказаний, храбро защищали ее от врагов вместе с другими народами нашей страны. Они знали, что отстоять ее можно только тогда: «Один за всех, все – за одного». Дети, какие вы знаете пословицы и поговорки о нашей Родине, ее защитниках – русских богатырях?

(дети читают пословицы)

Ведущий: Ребята, какие пословицы о русской народной песне вы знаете?

Дети:

  1. Хорошая русская песня дух бодрит.
  2. Где песня поется, там весело живется.
  3. С хорошей русской песней и труд спорится.

(Песня: «Ой, вставала я ранешенько».

Ученица поет запев, а припев поют все дети вместе хором).

Ведущий: С любовью воспевал народ природу русской земли, русские красавицы – березки.

Ученица:

Береза, моя березонька,
Береза моя белая.
Стоишь ты березонька посередь долинушки,
На тебе березонька, листочки зеленые,
Под тобой березонька, трава шелковая.

(Вокально-хореографическая картинка «Во поле березонька стояла»)

Ведущий:

Звенит треугольник, запели гармошки
В нашем оркестре всего понемножку.
И даже играют тарелки и ложки,
Помогут оркестру и наши ладошки.

Ведущий:

Вдоль по бережку лебедушка плывет.
Выше бережка головушку несет.
Она крылышком помахивает,
На цветы водицу стряхивает.

(В круг входит «Лебедушка», дети, сужая круг поют).

Не летай ясный сокол высоко,
Не маши да ты крылом высоко,
Лебедь белая совсем не далеко.

(Движения выполняются на русскую народную мелодию «Прялица», в круг входит «Сокол», кланяясь «Лебедушке», поет)

Ты, лебедушка, лучше всех.
Ты, лебедушка, краше всех.
Я возьму тебя за белое крыло,
За собою поведу далеко,

Дети:

Ты ее, дружок поймай,
А потом и забирай.

(«Сокол» ловит «Лебедушку», игра как в кошки-мышки). «Сокол» берет «Лебедушку» за руку и ведет по кругу русским шагом. Дети идут за ними и поют).

Вдоль по шелковой травушке,
По зеленой муравушке
Ведет сокол лебедушку,
Ведет белую головушку.
Да по чистому полюшку
Прямо к синему морюшку.
Ой – люли, ой – люли, ой – люли.
Прямо к синему морюшку.

Скоморох: К нам народ собирайся.

Сегодня нас много интересного ждет.

Веселые пляски, шутки, игры, песни, прибаутки, чай с медовыми пряниками, русскими баранками.

(Хоровод «Уж я колышки тешу». Завивают капусту по песню «Вейся капуста»).

Ведущий:

Расти коса до пояса
Не вырони не волоса.
Расти, косынька, до пят.
Все волосоньки вряд.

(Песня «Пошла млада за водой». Инсценировка)

Скоморох:

Уж как сядем мы играть,
Слушает вся улица:
Петух и курица,
Кот и кошка,
Мой друг Ярмошка
И я немножко.

(Оркестр народных инструментов «Я на горку шла»).

Скоморох:

Матрешка на окошке под ярким сарафаном,
И вся семья матрешки, как в доме деревянном,
Поют матрешки в хоре, живут, не зная горя –
И дружно и счастливо, и весело на диво.

(Танец «Матрешек»)

Ведущий: Как у нашего соседа хороша была беседа!

Гуси в гусли, утки в дудки,

Тараканы в барабаны!

Ведущий:

За бабушкиным двором
Лег пирог да с творогом.
Кабы был бы топорок
Пересек бы поперек.
Кабы было б с кем, пополам бы съел!

Ведущий:

Ходит Оля по двору
На ней алый сарафанчик.
Раздувает ветерок на головушке платок,
Словно аленький цветок.

(Таней с платками)

Ведущий:

Тарара ли, тарара
Ушли кони со двора.
А ребятки их догнали,
На колхозный двор загнали.

Ведущий:

Наша доченька в дому,
Что оладышек в меду.
Красно яблочко в саду.

(В дверь входит сказочница, пританцовывает).

Сказочница: Здравствуйте, ребятушки! Я – сказочница – Василиса, узнала о вашем празднике. Решила в гости зайти.

Ведущий: очень рады тебя видеть, будь нашей гостьей.

(К сказочнице подходит грустная Аленушка).

Сказочница: Здравствуй, Аленушка! Почему ты такая грустная?

Аленушка: Ах, тетушка Василиса! Братец Иванушка пропал, и где я его не искала. Уж не попал ли в беду какую?

Сказочница: Подожди, Аленушка, горевать. Спроси совета у моего помощника. В сказке может все случиться.

Наша сказка впереди.
Сказка в двери к нам стучится.
Скажем гостю – заходи.
Эй, конек, мой конек,
Горбуночек – горбунок!
Ты скажи ко мне, дружок,
Верный конь мой, горбунок!

(Вбегает конек – Горбунок).

Аленушка:

Ты, конек, мне помоги
Братца милого найти!

Конек:

Я Ванюшу не найду,
Но помочь вам – помогу.
Вот дарю перо жар – птицы.
Всем оно вам пригодится.
Будет перышко сиять,
В сказке двери открывать.

(Убегает).

Аленушка: Спасибо тебе, конек-Горбунок!

Сказочница: Аленушка, твой братец, наверное в какой-нибудь сказке заблудился. Посмотри, какая у меня интересная книга со сказками.

В книжку детскую малыш только постучится:

Туп – туп – туп – и вот глядишь – оживут страницы.

Взмахни, Аленушка волшебным пером жар-птицы, и оно перенесет тебя в любую сказку.

Аленушка: (машет)

Засветись, перо, ярко!
Засветись, перо, жарко!
Сказка новая начнись
Братец милый мой найдись.

Сказочница: (закрывает книгу, раскрывает книгу)

Посмотрю, в какую сказку перенесло перо Аленушку.

Узнаете? (Вкатывается колобок)

Это круглый колобок
Колобок – румяный бок
По амбару метен,
По сусекам скребен.
Он от дедушки ушел,
Он от бабушки ушел,
Перед волком не дрожал,
От медведя убежал.
И лисице на зубок
Не попался колобок.

Аленушка: Колобок! Ты моего братца Иванушку в своей сказке не встречал?

Колобок: Нет, Аленушка, не встречал. (убегает).

Сказочница: Не печалься, Аленушка, новую сказку начинай.

Аленушка: Засветись, перо, жарко! Сказка новая начнись! Милый братец мой найдися!

Сказочница: Интересно, в какую сказку попала Аленушкав в этот раз?

(сказка «Кот, петух и лиса»)

Петушок со шпорами,
Хвост его с узорами.
Ой, какой он голосистый.
Эта сказочка о том,
Как петух спасен котом.
(вбегает петух)

Петух:

Ку – ка – реку! Ко – ко – ко!
Здесь лиса недалеко!
Что мне делать? Вот беда.
Спрячьте кто-нибудь меня!
(подбегает к сказочнице)

Сказочница:

Не, печалься, петушок,
Полезай сюда, в мешок!
И не бойся, будь смелей,
Мы тебя помирим с ней.

(петушок прячется в мешок, бежит лиса)

Лиса:

Здесь пахнет петухом!
Сейчас наемся потрохов!
Петя, Петя – Петушок!
Где ты, миленький дружок?

Петух:

Ты, лисичка, не хитри,
Ты сперва меня найди!

Лиса:

Вот какой-то мешок…
В нем, наверно, Петушок.

(лиса открыват мешок, петух выскакивает, пытается убежать)

Петух: Котик, братик, помоги!

Кот: Что за шум, кто кричит, кого здесь ловят?

Петух: Это я, твой Петушок! Выручай меня дружок!

Кот: Видишь, Петя, сколько раз я давал тебе наказ.

Ты не слушал, убежал и опять в беду попал.

На сей раз тебя спасу, а Лисичку попрошу.

(ласково к лисе)

Будь любезна и добра, отпусти ты петуха.

Лиса:

Я согласна, так и быть.
Буду с вами мирно жить.

(входит Аленушка)

Аленушка: Кот – коташка, серая мордашка,

Петушок, - золотой гребешок,

Вы моего Иванушку не встречали?

Кот: Не встречали,

Аленушка: Что же делать? Где искать!

Сказочница: Подожди, Аленушка, плакать. В моей книге еще один листок остался.

И посмотри, кто здесь нарисован?

Аленушка: Да это же мой братец Иванушка! Где, ты, Иванушка?

Иванушка: Здесь я, Аленушка, у ребят в гостях.

Сказочница: Вот и хорошо. Закончилось наше путешествие в страну сказок.

Скоморох:

Вот спасибо, тебе, вот уж удружила –
Всех зверей так быстро подружила.
Колечко на колечко станет вазочка,
Слово к слову станет складненько – будет сказочка.
За ступенькою ступенька – будет лесенка.
Слово к слову ставь складенько, будут песенка.

Сказочница: Что верно, то верно. Расскажу я вам ребятки, да не сказку, а стих, и даже не стих, а песню. И вовсе не я, а ребята сами и не сейчас, а в другой раз, и не здесь, а в классе, за столом, и за чайком у русского самовара. Вот и всем потешкам конец, а кто слушал, тот – молодец!

Ведущая:

Дубы – дубочки
Пеку блиночки.
Блиночки горячи,
Не хотят сидеть в печи.
Новая с маслицем, сметаною.

(входят девицы с подносами, на них блины)