Цели:
- обобщить знания об имени прилагательном;
- работать над формированием письменной и устной речи;
- побуждение у детей чувства любви к родной природе, восхищения ее красотой
Оборудование:
- опорные карточки;
- иллюстрации картин на тему «Весна»;
- магнитофонная запись «Звуки весны»;
- на парте:
вопросы – ответы
карточки:
скороговорки - на доске:
набор букв – СДОКМПРИЛАГАТЕЛЬНОЕСТНПТО
текст: «Голубая пора»
рассыпное предложение:
Вес наднё мкрас на |
Ход урока
I. Оргмомент.
Звучит музыка (шум весенних ручейков).
Дети входят в класс, стоят.
Учитель:
Чтобы хорошо слышать на уроке, разомнем свои ушки.
Учитель:
Чтобы правильно говорить, потренируем язычок.
(дети в парах проговаривают чистоговорки, произносят вслух и садятся)
Чистоговорки:
1. Течет речка, печет печка
2. Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.
II. Обобщение знаний об имени прилагательном как части речи
Учитель:
Внимательно посмотрите на набор букв. Кто смог прочитать спрятанное слово?
СДОКМПРИЛАГАТЕЛЬНОЕСТНПТО
Учитель:
Правильно. Сегодня мы продолжаем работу над именем прилагательным. Повторим что мы уже знаем о прилагательном. Работаем в парах. У вас на партах лежат карточки с вопросами или с ответами.
вопросы | ответы |
1. Что такое имя прилагательное? | |
2. Что оно обозначает? | |
3. На какие вопросы отвечает? | |
4. С какой частью речи связано имя прилагательное? | |
5. Каким членом предложения является имя прилагательное? | |
6. Как оно изменяется? |
На доске появляется схема:
Ж.р. | М.р. | С.р. |
- ая | - ой | - ое |
- яя | - ый | - ее |
Учитель:
Как же доказать написание безударных окончаний имен прилагательных?
(ответы детей)
Учитель:
Мы сегодня говорим не просто о прилагательных, а о весенних прилагательных. Как вы думаете почему?
(ответы детей: сегодня первое марта)
Учитель:
Март - первый месяц весны, и весна шагает тихими робкими шагами, но мы уже чувствуем, что она рядом. Молодая! Красивая!
(выставляется иллюстрация «Весны»)
Учитель:
В народе март называют:
Протальник
Зимобор
Березень
(контурные буквы закрашены голубым цветом)
Учитель:
Почему так называют март?
(рассуждения детей)
Учитель:
У каждого месяца свой цвет: январь – белый, июнь – зеленый, а март – голубой.
Н. Сладков написал про март.
Голуб. пора.
Голуб. небо. Снега голуб. На стенах тени, как син. молнии. Голуб. даль. Голуб. льды. Голуб. на снегу следы. Перв. голуб. лужи и послед. голуб. сосульки. На горизонте син. полоска далек. леса. Весь мир голуб..
(По Н. Сладкову)
(текст написан на доске, читает учитель)
Учитель:
Как же проверить окончания имен прилагательных?
(ответы детей: небо какое? голубое? Дети вставляют пропущенные окончания в тексте и выделяют их.)
III. Физминутка
IV. Работа по развитию речи
Учитель:
Поспорили однажды Весна и Зима.
(на доске выставляются карточки)
|
|
И решили проверить, какие дети внимательные и как хорошо они знают характерные признаки зимы и весны. Сейчас ваша задача запомнить только те иллюстрации, которые расположены на голубом фоне.
(учитель показывает разноцветные карточки с различными иллюстрациями. На голубом фоне находятся иллюстрации
Солнце, Снег, Небо, Туча, Сосулька, Птичка
(Дети по памяти воспроизводят эти иллюстрации и они появляются на доске).
Учитель:
Продолжаем работу над прилагательными, но прилагательные у нас необычные – весенние прилагательные.
(на доске)
|
|
Солнце,
Снег,
Небо,
Туча,
Сосулька,
Птичка
(ответы детей: зимой солнце тусклое, бледное, грустное, а весной оно яркое, веселое, теплое) и т.д.
(дети подбирают признаки данных предметов зимой и весной (слова антонимы))
Учитель:
Попробуйте прочитать предложение.
(работа в парах)
(на доске)
Вес наднё мкрас на. |
(Весна днем красна.)
Учитель:
Почему так говорим?
(Рассуждения детей)
Звучит музыка (Плеск потока воды, капель)
Учитель:
Отшумела злая вьюга,
Стала ночь короче дня.
Теплый ветер дует с юга,
Капли падают, звеня.
Конечно, до настоящих ручейков еще далеко, но весна не за горами, и мы слышим ее первое дыхание, ее робкие шаги. Попробуйте первые признаки весны передать в своей творческой работе. А поможет вам в этом опорный конспект.
Какова же роль прилагательных в нашей речи?
(ответы детей: прилагательные уточняют и украшают нашу речь)
На доске
(иллюстрации) (опорные слова)
I. Вступление
Картина весны
II. Основная часть
солнце | поднимается |
небо | плывут |
воздух | чувствуется, запахло |
сосулька | согрелись, закапали |
снег | потемнел, осел |
проталинки лужи |
появились |
птицы | купаются, ждут, поют |
III. Заключительная часть
! |
Мое отношение
(под руководством учителя дети составляют интересные предложения)
V. Дом. задание: оформить сочинение.