Межпредметный (логика + русский язык) факультативный курс "Понятие и его определение" в 4-х классах начальной школы

Разделы: Начальная школа


В начальных классах в среднем словарь школьника ежедневно увеличивается на 5-7 слов. Неправильно было бы требовать, чтобы объем словаря четвероклассника был равен объему словаря взрослого человека. Но очень важно, чтобы школьники достигли определенного минимума в обогащении словаря, и чтобы эти слова были усвоены и употреблялись детьми в правильном точном значении, чтобы школьники достаточно активно владели словарем, быстро и точно выбирая нужные слова.

Уже в начальной школе востребовано умение учащихся отличать существенные признаки предмета, явления, текста от несущественных. Это умение важно и при решении задач, и при пересказе как художественных текстов, так и текстов научного плана. Довольно часто учащиеся затрудняются составить краткий пересказ, пытаясь пересказать текст почти дословно и надеясь только на память. И, как показывает практика, наиболее слабым звеном является выделение главного и отделение его от второстепенных деталей. Вот почему такая мыслительная операция, как нахождение существенных и несущественных признаков требует своего совершенствования уже на этапе младшей школы.

В обыденной жизни с малых лет дети встречаются с житейскими определениями понятий. Обычно это бывают контекстуальные (выводимые из контекста) и остенсивные (путем показа предмета или явления) определения. И хотя в повседневной жизни этого бывает достаточно, такие определения отличаются незавершенностью, неточностью. К сожалению, не всегда наши ученики стремятся уточнить смысл не очень понятных слов, спросить взрослых, а, тем более, заглянуть в толковый словарь, и несут багаж непонятых или понятых превратно слов дальше в среднюю школу.

В начальной школе начинают формироваться и некоторые научные понятия, например, «предложение», «часть речи» (русский язык); «остаток», «угол» (математика); «пустыня», «полезное ископаемое» (природоведение). Одни понятия проходят все основные стадии формирования: накопление наблюдений, выделение существенных признаков, обобщение, введение термина, определение понятия, дальнейшее его углубление. Но многие понятия в начальных классах проходят лишь первую стадию формирования: накопление наблюдений, выделение некоторых существенных признаков и их первичное обобщение. Дети или не формулируют определения этих понятий, или читают в учебниках определения, которые даются описательно и разрозненно. Отбор понятий и характер их определений диктуется практической направленностью обучения.

В то же время уже в учебниках 5 класса определение включается в единую формулировку, выражающую все необходимые и достаточные признаки для того, чтобы отличить данное понятие от других.

Возьмем для сравнения пример определения такого понятия (в курсе русского языка), как «окончание».

Начальная школа: «Окончанием называется изменяемая часть слова. Окончание служит для связи слов в предложении». Средняя школа: «Окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в предложении и словосочетании».

Определения в учебниках средней школы дают уже более глубокую характеристику понятия по сравнению с начальной. Однако в учебных программах и русского языка, и математики, и природоведения не предусмотрено обучение младших школьников этому алгоритму, и дети, сталкиваясь с необходимостью давать определения научных понятий в средней школе, оказываются перед дилеммой: самостоятельно раскрыть систему работы над формулировкой определения или просто формально заучивать их. Большинство выбирает второе, что является занятием непродуктивным: оно требует больших усилий, но в то же время вызубренное достаточно быстро забывается, а мышление совсем не развивается.

У нас возникла мысль составления факультативного межпредметного курса (русский язык + логика) «Понятие и его определение» из 10 уроков, знакомящего учащихся 4 класса на доступном для них уровне с некоторыми элементами логики, а именно: понятие, его объем и содержание, отношения между понятиями, род, вид, правила определения понятия. Это, по нашему мнению, позволит решать такие задачи, как:

1) интенсивное развитие вербального мышления, поскольку в процессе изучения факультативного курса развивается умение проводить родовидовую классификацию понятий, ориентироваться на их существенные признаки;
2) расширение и углубление словаря учащихся, его активизация за счет уточнения значения некоторых понятий, понимания связей между ними, а также роли обобщающих слов, являющихся родовыми названиями;
3) формирование умения самостоятельной формулировки классического (родовидового) определения понятий.

Поурочно-тематическое планирование факультативного курса.

1. Цель цикла занятий. Предметы и слова, их обозначающие. Что такое понятие.
2. Признаки предметов (свойства и отношения). Признаки существенные и несущественные.
3. Содержание и объем понятия. Сравнимые и несравнимые понятия.
4. Отношения между сравнимыми понятиями (равнозначность, пересечение). Круги Эйлера.
5. Отношения между сравнимыми понятиями (подчинение, исключение).
6. Закрепление: виды отношений между понятиями.
7. Род – вид. Упражнения в нахождении рода по виду и наоборот.
8. Цепь родов. Определение понятия (род + существенные признаки).
9. Верные и неверные определения. Самостоятельная работа на определение понятий.
10. Работа над ошибками самостоятельной работы. Контрольная работа на определение понятий. Подведение итогов курса.

В 2003-2004 г.г. в 3-м (1-3) и в 4-м (1-4) классах, изучавших данный курс, проводились диагностические срезы на формулировку родовидового определения понятий, включающую нахождение родового понятия и существенных признаков данного понятия. Для сравнения результатов были проведены диагностические срезы в контрольных 4-х классах других школ. Полученные результаты представлены в таблице.

Таблица. Определение понятий учащимися 4-х классов: п/г №1754 (по окончании изучения факультативного курса) (41 чел.) и контрольных классов других школ (40 чел.).

Понятие

Нашли род. понятие, %

Указали существенные признаки, приз./чел.

Указали несущественные признаки, приз./чел.

п/г 1754 контр. кл.

п/г 1754 контр. кл.

п/г 1754 контр. кл.

Мухомор

100 100 2,1 1,9 0,11 0,24

Одуванчик

100 97,3 2,05 2,54 0,09 0,41

Нефть

77,7 51,4 1, 81 1,9 0,2 0,32

Белый медведь

81,7 75,7 1,95 1,9 0,12 0,32

Умножение

83 46 1,23 0,57 0,14 0,57

Лето

97,7 75,7 2,09 1,32 0,36 0,54

Бокс

95,2 59,5 2,5 1,46 0,23 0,27

Для иллюстрации приведем выдержки из работ учащихся контрольных классов, где можно проследить типичные ошибки, свойственные детям данного возраста при объяснении значения слов.

а) Отсутствие родового понятия:

«умножение – это число увеличивается в несколько раз»; «бокс – это когда двое дерутся в перчатках»; «лето – это когда меняется образ жизни».

б) Родовое понятие указано неправильно:

«лето – это каникулы», «лето – это 3 месяца теплого года»; «нефть – это черная вода», «нефть – это химическое вещество», «нефть – это черное золото» (метафора); «умножение – это точка, можно писать число и умножать»; «белый медведь – это медведь, который живет на севере»; «бокс – это драка в перчатках».

в) Указаны несущественные признаки (это самая распространенная ошибка):

«умножение – это действие, которое изучают дети в школе»; «лето – это время года, когда светит солнце, в нем 3 месяца», «летом все веселятся»; «одуванчик – это цветок, из которого можно плести венки», «растущий летом»; «белый медведь – это зверь, он может быть опасен, а может быть и добрым», «у него 4 большие лапы»; «мухомор – это гриб мужского рода».

Выводы.

1. Наблюдается значимая разница в нахождении родового понятия, к которому относится исследуемое понятие, учащимися, изучавшими факультативный курс, и учащимися контрольных классов. Так, при нахождении рода всем известных мухомора и одуванчика дети всех классов показывают почти одинаковые высокие результаты. При нахождении же рода всех остальных понятий учащиеся контрольных классов показывают более низкие результаты.

2. Что касается нахождения существенных признаков понятий, то результаты их нахождения нашими учащимися, за исключением двух понятий, несколько более высокие. Некоторое превосходство учащихся контрольных классов по данному параметру при определении понятий одуванчик и нефть можно объяснить, по-видимому, тем, что дети, изучавшие данный курс, знают о том, что не все признаки понятия годятся для определения; они стремятся как-то ограничить себя, в то время как ученики контрольных классов таких ограничений не знают и дают больше любых признаков (возможно, не задумываясь, существенны они в данном случае или нет).

3. Мы можем наблюдать достаточно выраженные различия и в результатах нахождения несущественных признаков понятий. По каждому из предложенных понятий учащиеся контрольных классов указали больше таких признаков, чем учащиеся исследуемых классов. Эти различия колебались от 1,2 до 4,5 раз. Всеми учениками осознается тот факт, что отличий данного понятия от сходных должно быть как можно больше; при этом дети контрольных классов чаще упускают из виду, что некоторые из найденных ими признаков не отличают данное понятие от других видов, а, наоборот, сближают.

Думаем, что в целом можно считать полученные результаты введения факультативного курса положительными. Имеются значимые различия в результатах учащихся, изучавших и не изучавших данный курс, в таких операциях вербального мышления, как нахождение родового понятия и нахождение несущественных признаков исследуемого понятия. Ясное понимание и учет того, что ждет наших учащихся в обсуждаемом плане в средней школе, поможет им более успешно овладевать знаниями по всем учебным предметам.

Литература

1. Гетманова А.Д. Занимательная логика для школьников. Ч.1 - М., 1998.
2. Давыдов В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте. // Возрастная и педагогическая психология. – М., 1973.
3. Ивин А.А. Искусство правильно мыслить. - М., 1990.
4. Ивин А.А. Элементарная логика. - М., 1994.
5. Младший школьник. Развитие познавательных способностей. /Под ред. И.В.Дубровиной – М., 2003
6. Ожегов С.И.. Словарь русского языка. (57 000 слов) - М., 1975.
7. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. – М., 1997.

Конспекты уроков (выборочно).

Урок №1.

Что такое понятие.

1. Цель цикла занятий: знакомство с именами предметов (понятиями), с тем, как они связывают язык с реальным миром, как они связаны между собой, и научиться давать им определение, т.е. объяснять их смысл.

2. Есть ли разница между предметом и словом, которое его обозначает?

Возьмем для примера предмет и слово «окно». Что такое окно и что такое слово «окно»?

На доске и в тетрадях рисунок:

 

= ОКНО?

Предмет «окно» состоит из деревянных рам и стекол, служит для прохождения света в помещение и для того, чтобы люди видели то, что находится на улице. Слово ОКНО состоит из 4 букв и 4 звуков, 2 слогов, является именем существительным среднего рода, 2 склонения, стоит в единственном числе и именительном падеже.

Другие примеры детей.

Вывод: предмет и слово, его обозначающее, – не одно и то же.

3. Новое. Что такое понятие?

Сделаем такой эксперимент. Представьте мысленно цветок… Какие цветы вы представили? (Ответы детей). Конечно, они разные даже в том случае, когда название цветка одинаковое. В вашем воображении существуют множество неповторимых деталей, которые зависят от вашего предыдущего опыта, от ваших вкусов и т.д. Какие свойства закодированы в слове «цветок»? Цветы яркие, красивые, это часть растения, предшествующая плоду, и т.д. Что входит в понятие цветы? Это могут быть маленькие или большие цветы, в бутонах и отцветающие, пахнущие и без запаха и т.д.

Для чего же нужны слова, названия предметов?

Вывод: слова нужны для того, чтобы люди лучше понимали друг друга. В словах отражен общий смысл, общие свойства предмета. Запись в тетрадях: Слово или понятие – это имя предмета, как данного, единичного предмета, так и целого класса похожих предметов. Их изучает наука логика.

Пример единичного предмета: А.С.Пушкин - великий русский поэт. Он такой существует в мире один, другого нет. Пример класса похожих предметов: цветы, писатели, крупные животные, степи, математические действия и т.п. Примеры детей.

Понятия могут выражаться или одним словом (балкон), или словосочетаниями (стихийное бедствие, моя тетрадь, русская народная сказка).

4. Закрепление. Нахождение понятий в стихотворном отрывке.

Снежок порхает, кружится,
На улицах бело.
И превратились лужицы
В прозрачное стекло. (4 понятия)

5. Закрепление. Игра «Понятия» с мячом.

Придумай и назови понятие, выраженное словом или словосочетанием.

6. Обобщение. О чем мы сегодня узнали?

7. Задание на дом.

Придумать задание для товарищей (отрывок из любого стихотворения или предложение в прозе) на подсчет понятий, подсчитать их самому.

Урок №8

Цепь родов. Определение понятия.

1. Проверка дом. задания: нахождение рода по виду и наоборот (примеры детей).

2. Закрепление изученного.

Содержание понятия. Объем понятия. Признаки существенные и несущественные. Отношения между сравнимыми понятиями.

Назовите, какие отношения есть между следующими понятиями, и изобразите их с помощью кругов Эйлера:

а) восход – рассвет (противоположности);
б) чувство – зависть (род – вид);
в) женщина – учительница (пересечение); г) огурец – помидор (вид-вид в пределах одного рода).

3. Новое - цепь родов.

Иногда понятие вступает сразу в несколько отношений с другими понятиями. Например, коза – домашнее животное. В свою очередь, понятие домашнее животное по отношению к какому понятию является подчиненным? (животное). А животное? (живая природа). А живая природа? (природа). Такую связь между понятиями можно назвать цепью родов.

На доске и в тетрадях появляется рисунок 5 концентрических окружностей: в самой центральной надпись - коза, в следующей – домашнее животное, далее – животное, далее – живая природа, в самой большой – природа.

4. Новое. Определение понятия.

Когда мы указываем род и все (или большинство) существенных признаков понятия, то мы даем определение понятия и тем самым отличаем данное понятие от других.

Определение может быть более глубоким (больше существенных признаков указано) и менее глубоким (меньше существенных признаков указано). Глубина определения зависит от уровня знаний о предмете.

Чаще всего определения даются через род и видовое отличие. Это классическое родовидовое определение.

На доске и в тетрадях формула определения:

П = Р + СП ,

где П – понятие, Р – род, СП – существенные признаки (содержание понятия).

5. Закрепление.

С помощью детей выясняются определения следующих понятий.

Треугольник – это многоугольник с тремя сторонами.
Уравнение – это равенство, содержащее неизвестное число.
Суффикс – часть слова, стоящая после корня и служащая для образования новых слов.
Корона – головной убор, металлический, с украшениями, символ власти короля, царя.
Обида – это чувство, сочетающее жалость к себе и злость на обидчика; вызвано несправедливостью.

6. Обобщение. О чем мы сегодня узнали?

7. Задание на дом:

1) показать с помощью кругов Эйлера отношения между понятием планета Земля и другими подчиняющими его понятиями (цепь родов).
2) дать определения понятиям: дерево, рубль, пирожок.