Согласно «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», образовательная политика России, отражая общенациональные интересы в сфере образования, должна учитывать общие тенденции мирового развития, которыми и обуславливается необходимость существенных изменений в системе образования. В целом эти тенденции и необходимые изменения можно представить в виде таблицы:
№ п/п |
Тенденции |
Необходимые изменения |
1. 2.
3.
4.
5. |
Ускорение темпов развития общества,
расширение возможностей политического и
социального выбора. Переход к постиндустриальному, информационному обществу, расширение масштабов межкультурного взаимодействия. Глобальные проблемы, которые могут быть решены лишь в результате сотрудничества в рамках международного сообщества. Динамичное развитие экономики, рост конкуренции, сокращение сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда.
Возрастание роли человеческого капитала. |
Повышение уровня готовности граждан к
политическому и социальному выбору. Коммуникабельность и толерантность.
Формирование современного мышления у молодого поколения. Постоянная потребность в повышении профессиональной квалификации и переподготовке работников, росте их профессиональной мобильности.
Интенсивное, опережающее развитие образования как молодежи, так и взрослого населения. |
Перечисленные выше тенденции обуславливают новые социальные требования к системе российского образования. Согласно этим требованиям, школа должна стать важнейшим фактором общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны»….и далее «это может быть достигнуто в результате обеспечения равного доступа молодых людей к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями, независимо от материального достатка, семьи, места проживания, национальной принадлежности и состояния здоровья».
В связи с этим «главной задачей российской образовательной политики является обеспечение современного качества образования на основе его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства». Целью модернизации образования является создание механизма устойчивого развития системы образования.
А это означает, что «изменяется роль общеобразовательной школы, базового звена образования. Модернизация школы предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие личности, ее познавательных и созидательных способностей. Речь идет о формировании целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся. В то же время следует сохранить лучшие традиции отечественного естественноматематического, гуманитарного и художественного образования. Исключительная роль в решении задач воспитания принадлежит семье».
Чтобы создать необходимые условия для достижения нового, современного качества общего образования необходимо: «пересмотреть структуру и содержание общего образования, разработать и ввести в действие государственные образовательные стандарты общего образования и вариативный базисный учебный план, провести оптимизацию учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создать условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся , обеспечить дифференциацию и индивидуализацию образования при обеспечении государственных образовательных стандартов (за счет введения гибкой системы профилей обучения в старшей школе). Усилить роль дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию учащихся (экономики, истории, права, русского, родного и иностранных языков)». В этой связи нельзя не отметить однобокость «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», авторы которой вообще не рассматривают роль точных наук в социализации учащихся.
«Система образования должна быть ориентирована не только на задания со стороны государства, но и на постоянно возрастающий общественный образовательный спрос, на конкретные интересы семей, местных сообществ, предприятий» [1].
Итак, «Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года» на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение. Для формирования системы взглядов на профильное обучение в 2002 году была разработана «Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования». В этом документе дается четкое разграничение понятий «профильное обучение» и «профильная школа» [2]. Для более четкого представления в чем заключается это разграничение составлена таблица.
Профильное обучение |
Профильная школа |
Средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. | Основная институциональная Форма
для реализации этой цели: однопрофильная и многопрофильная школа (модель внутришкольной профилизации); объединение нескольких общеобразовательных учреждений вокруг наиболее сильного общеобразовательного учреждения или кооперация общеобразовательного учреждения с учреждениями высшего, среднего, начального профессионального образования ( модель сетевой организации) |
Основная идея обновления старшей ступени общего образования состоит в том, что образование должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным. «Традиционная непрофильная подготовка старшеклассников в общеобразовательных учреждениях привела к нарушению преемственности между школой и вузом, породила многочисленные подготовительные отделения вузов, репетиторство, платные курсы». И далее …. «между тем отечественная школа имеет немалый опыт по дифференцированному обучению учащихся, развивать и продолжать который призвана проводимая реформа образования».
Модель общеобразовательного учреждения с профильным обучением на старшей ступени предусматривает возможность разнообразных комбинаций учебных предметов, что и должно обеспечивать гибкую систему профильного обучения. Эта система должна включать в себя следующие типы учебных предметов: базовые общеобразовательные, профильные, элективные. Основные характеристики этих типов учебных предметов представлены в таблице.
Базовые общеобразовательные предметы | Профильные общеобразовательные предметы | Элективные курсы |
Обязательны для всех учащихся, во всех
профилях обучения. Математика, история, русский язык, иностранный язык, физическая культура, интегрированные курсы обществоведения или естествознания. |
Обязательны для учащихся выбравших
данный профиль обучения. Физика и биология в естественнонаучном профиле, литература; русский и иностранный языки в гуманитарном профиле и т.д. |
Обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения. |
50% |
30% |
20% |
Также концепцией предусматривается на второй ступени общего образования ввести курсы по выбору. Основная функция этих курсов – профориетационная, поэтому они должны носить краткосрочный и чередующийся характер, являться своего рода учебными модулями.
«Для того чтобы осуществить набор в профильную школу, необходимо предусмотреть внедрение в массовую практику механизма прозрачного и рационального конкурсного набора. Важная роль здесь отводится введению накопительной оценки – портфолио, которая должна учитывать результаты на курсах по выбору, творческие работы учащихся, достижения по выполнению рефератов, проектов и т.д.» [2].
Таковы, вкратце, основные положения концепций, согласно которым реформируется отечественная школа. На основании выше цитируемых документов и была разработана « Концепция физического образования муниципального образовательного учреждения «Гимназия №1» города Кемерово».
Следует отметить, что гимназия имеет достаточно развитые традиции профильного обучения. Первые специализированные (аналог профильных) физико-математические классы были созданы еще в начале 70-х годов теперь уже прошлого века. С 1971 по 1981 годы здесь существовало школьное научное физическое общество «Нейтрино» (руководитель Орлова Л.М.), членами которого за это время стали 548 учащихся. Почти все они получили физико-математическое или техническое образование.
Последние 15 лет гимназия входит в состав Центра непрерывного образования Кемеровского Государственного Университета. В настоящее время в гимназии осуществляется модель внутришкольной профилизации по трем профилям: физико-математический, экономико-математический, социально-психологический.
Физико-математический профиль - здесь предусматривается изучение физики на профильном уровне. Для обучению физике в 10-11 классах этого профиля в настоящее время используется рекомендуемый учебно-методический комплект, содержание которого приведено в соответствие с образовательным стандартом по физике. Сюда входят учебники для 10 и 11 классов под ред. А.А. Пинского и О.Ф. Кабардина (издательство «Просвещение»), «Физический практикум для классов с углубленным изучением физики», под ред. Ю.И. Дика (издательство «Просвещение»), «Физика. Задачник.», А.П. Рымкевича (издательство «Дрофа»). Кроме вышеперечисленных учебников и пособий в учебном процессе используются также лабораторные практикумы и пособия по решению задач повышенной трудности, разработанные педагогами гимназии [4,5,6,7,8].
Экономико-математический и социально - психологический профили – здесь предусматривается изучение физики на базовом уровне. Для обучению физике в 10-11 классах этого профиля в настоящее время используется рекомендуемый учебно-методический комплект в который входят учебники для 10 класса Г. Я. Мякишева, Б.Б. Буховцева, Н.Н. Сотского (издательство «Просвещение»), для 11 класса Г. Я. Мякишева, Б.Б. Буховцева (издательство «Просвещение»), «Физика. Задачник» А.П. Рымкевича (издательство «Дрофа»).
Как уже отмечалось, современная образовательная парадигма, определяемая программными документами Минобразования: «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» и «Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования», такова, что должны быть созданы условия не только для получения прочных знаний, но и для развития способности к постоянному поиску, умению адаптироваться в быстро изменяющихся социально-экономических условиях. Ведь ни для кого не секрет, что многие молодые люди после окончания вуза не могут найти работу по специальности, а молодой специалист, даже и нашедший такую работу, зачастую предоставлен самому себе и вынужден самостоятельно постигать азы своей профессии. Таким образом, благосостояние молодых людей во многом зависит не от полученной раз и навсегда профессии, а от способности сменить, при необходимости, специальность, быстро адаптироваться в новой профессиональной среде. Учитывая сплошную компьютеризацию, от человека требуется сегодня не столько помнить определенный объем сведений, сколько знать, где можно найти нужную информацию, уметь правильно ее отобрать и воспользоваться, то есть требуется функциональная информационная грамотность. И если раньше задача – научить самостоятельно учиться - ставилась только в вузе, то сегодня, центр тяжести при ее решении сместился в школу.
Обучение наукам естественнонаучного цикла, и прежде всего физике, связано с систематизацией и обобщением знаний о явлениях реального мира. При этом не следует забывать, что деление наук на естественные и гуманитарные весьма условно и, пожалуй, лучше всего эту мысль выразил Л. Н. Гумилев отметив: «принято думать, что гуманитарные науки – это те, которые изучают человека и его деяния, а естественные науки изучают природу: живую, мертвую и косную, т.е. ту, которая никогда не была живой. Но это банальное деление неконструктивно и полно противоречий, делающих его бессмысленным… …деление наук по предмету изучения неправомерно. Гораздо удобнее деление по способу получения первичной информации…. Тут возможны два подхода: чтение, выслушивание и сообщение плодов свободной мысли или наблюдение, иногда с экспериментом, то есть исследование….».
Тем не менее, экономические интересы общества, которые, как известно, складываются в процессе поиска наиболее эффективных путей использования производственных ресурсов в целях удовлетворения личных и общественных потребностей, заставляют нас все же отдать предпочтение естественным наукам. Приоритетность естественных наук подтверждается, например, иерархией потребностей предложенной А. Маслоу, который полагал, что эти потребности можно разделить на пять основных категорий: физиологические; потребности в безопасности и уверенности в будущем; социальные потребности; потребности в уважении; потребности в самовыражении. При этом к первичным отнесены физиологические потребности и потребности в безопасности и защищенности. Что нужно, чтобы удовлетворить потребности в пище и защищенности? Ответ очевиден: развитые промышленное и сельскохозяйственное производства. Какие отрасли знания обеспечивают, прежде всего, развитие сельского хозяйства и промышленности? Ответ также очевиден: физика, химия, биология, география, разумеется - математика, а также специальные и технологические дисциплины, основанные на этих науках (например теоретическая механика, сопротивление материалов, термодинамика, физическая химия, фармакология и т.д. и т.п.).
Преподавание физики должно учитывать и особенности условного деления наук и приоритетность наук естественнонаучного цикла. В соответствии с этим, изложение материала должно основываться на следующих принципах: приоритетности наук естественнонаучного цикла; историзма научного подхода; равенства позиций, обратной связи; доверительности; занятия исследовательской позиции [9, 10, 11].
- принцип приоритетности наук естественнонаучного цикла: необходимо довести до сознания учащихся мысль о том, что основой благосостояния общества является материальная база, созданная этим обществом. А главным условием создания крепкой материальной базы является развитие естественных наук, и, прежде всего, математики, физики, химии, биологии, географии. На конкретных примерах должна подчеркиваться неразрывная связь этих наук.
Примеров здесь можно привести множество. Общее одно: как правило, все открытия сделанные представителями естественных наук, способствовали ускорению научно-технического прогресса, повышению качества жизни общества.
- принцип историзма научного подхода: в истории науки есть ключевые моменты, которые дают толчок к резкому развитию той или иной области знаний. Чтобы подчеркнуть это необходимо, при изложении материала прослеживать временную связь между открытиями, сделанными разными учеными в разное время.
Такое увязывание во времени ученых, внесших значительный вклад в мировую науку, создает у учащихся ощущение единства человеческого общества, сопричастности к мировой культуре, ведь не секрет, что для молодого человека и история десятилетней давности кажется далеким прошлым, а для общества в целом и сто лет срок небольшой.
- принцип равенства позиций: педагог не должен навязывать свое видение вопроса, делая учащихся пассивными и некритическими потребителями информации, а, наоборот, побуждать их к высказыванию своего мнения, к столкновению и обсуждению различных мнений, только в случае крайней необходимости направляя эти суждения в нужное русло. Важно видеть в ученике Собеседника, избегая при этом попыток тянуть молодого человека насильно вперед, а только, помогать ему действовать в его «зоне ближайшего развития».
- принцип доверительности: только доверительная, доброжелательная атмосфера, созданная педагогом, дает возможность для искренних высказываний учащихся, порой пусть даже наивных. Интересно и уважаемо должно быть мнение каждого, это располагает к свободе высказываний, спору, рождению новых проблем и открытий. В этом принцип доверительности неразрывно связан с принципом равенства позиций. Перенести центр внимания на ученика, вот цель каждого учителя гимназии.
- принцип обратной связи: учащимся постоянно внушается, что только открыто и активно высказывая свои суждения о ситуациях, которые возникают в процессе выполнения той или иной задачи, только делясь своими представлениями о том или ином вопросе, можно узнать свои плюсы и минусы, скорректировать эти представления.
Достигнутое взаимопонимание позволяет молодым людям обрести заметную уверенность в себе, как личности, имеющей право, в том числе и на ошибку, создает доброжелательную атмосферу совместной работы. Диалогичность обучения обеспечивается в процессе проектной и исследовательской деятельности.
- принцип занятия исследовательской позиции: любая, даже самая маленькая задача может ориентировать учащихся на то, чтобы они самостоятельно находили решение, причем следует поощрять различные подходы к решению одной и той же задачи. Ко всему следует подходить критически, так как нет знаний абсолютных и то, что вчера считалось истиной в последней инстанции, завтра может быть поставлено под сомнение.
То есть процесс преподавания физики в гимназии сориентирован на формирование у учащихся качеств творческой личности умеющей анализировать любые проблемы и устанавливать системные связи; выявлять противоречия, находить для них решения, прогнозировать возможные варианты таких решений.
Соблюдение вышеназванных принципов в преподавании физики призвано активизировать познавательную деятельность, стимулировать активную позицию в процессе обучения.
Разумеется, критерии, которыми следует руководствоваться при определении содержания курса физики на профильном и базовом уровнях, различны:
Профильный уровень
Основное внимание должно уделяться содержанию школьного курса физики, определенному обязательным минимумом содержания физического образования. Необходимо уделять особое внимание формированию у школьников физических понятий на основе наблюдений физических явлений и опытов, демонстрируемых учителем или выполняемых учащимися самостоятельно. При изучении каждого физического закона школьники должны понимать экспериментальные факты, послужившие основой для его установления, условия при которых данный закон выполняется и границы его применимости. При изучении физичекой теории необходимо знать экпериментальные факты, потребовавшие ее создания, научную гипотезу, выдвинутую для объяснения этих фактов, физическую модель, использованную при создании данной теории, следствия, предсказанные новой теорией, результаты экспериментальной проверки.
В качестве дополнительных вопросов и тем по отношению к базовому уровню для курса физики профильного уровня целесообразно отбирать такие, без знания которых представления выпускника о современной физической картине мира были бы неполными или искаженными. Например, так как современная физическая картина мира является квантовой и релятивистской, то при изучении физики на профильном уровне более глубокого рассмотрения заслуживают основы специальной теории относительности и квантовой физики. Для реализации этой цели педагогами гимназии разработана программа специального курса «Физическая картина мира» [13]. Следует подчеркнуть, что ознакомление школьников с методами научного познания необходимо проводить при изучении всего курса физики.
При выполнении лабораторных работ физического практикума проблема организации самостоятельной и творческой деятельности учащихся заслуживает особого внимания. Возможный вариант индивидуализации работы в лаборатории - подбор нестандартных заданий творческого характера для отдельных школьников, постановка новой лабораторной работы с помощью ученика.
В процессе исследований и обобщения полученных результатов школьники должны научиться устанавливать функциональную связь и зависимость явлений, моделировать явления, выдвигать гипотезы и экпериментально проверяить их, интерпретировать полученные результаты, изучать физические законы и теории, границы их применимости. Овладение методами познания превращает учебу в активную, мотивированную, волевую, эмоциональноокрашенную, познавательную деятельность.
Базовый уровень
При определении содержания курса физики на базовом уровне следует основное внимание уделять формированию научного мышления и мировоззрения учащихся на основе изучения физики. В курсе физики должна также быть реализована интеграция естественно научных знаний.
При этом следует учитывать, что лишь малая часть учащихся, к концу 9 класса приобретает четко выраженный познавательный интерес к физике и проявляет соответствующие способности, а ошибка ребенка в выборе профиля может очень сильно повлиять на его дальнейшую судьбу. Программа курса физики базового уровня должна содержать теоретический материал и систему соответствующих лабораторных заданий, позволяющих ученикам, в случае необходимости, самостоятельно или с помощью учителя глубже изучить физику.
Для формирования научного мировоззрения также следует придерживаться принципов изложенных выше. Причем, в условиях дефицита учебного времени изучаемую систему научных фактов, понятий и законов следует свести к минимуму, необходимому для раскрытия облика той или иной физической теории, ее способности решать важные научные и прикладные задачи.
Важная роль в преподавании физики в гимназии отводится элективным курсам и проектной и исследовательской деятельности учащихся.
элективные курсы: общее требование, выдвигаемое к этим курсам, – они должны быть направлены на активизацию самостоятельной деятельности учащихся. Эта задача облегчается тем, что эти курсы не связаны рамками образовательных стандартов и какими-либо экзаменационными материалами [3].
При изучении избранных курсов наиболее наглядно проявляется ведущая тенденция развития современного образования, заключающаяся в том, что усвоение предметного материала обучения из цели становится средством такого эмоционального, социального и интеллектуального развития учащегося, которое обеспечивает переход от обучения к самообразованию.
С целью активизации деятельности педагогов гимназии по созданию новых элективных курсов, Педагогическим Советом гимназии принято решение о проведении ежегодного конкурса элективных курсов, который проводится по 7 номинациям [12].
проектная и исследовательская деятельность учащихся: проектность становится неотъемлемым компонентом деятельности человека практически в любой сфере, в том числе и в образовании.
При выполнении учебных проектов учащийся овладевает новыми видами умений и навыков, способов деятельности, а возможность реализации задач проекта создает условия для формирования индивидуальной образовательной траектории.
Учебные проекты в гимназии осуществляются в несколько этапов: ценностно-ориентированный этап, конструктивный этап, оценочно-рефлексивный этап, презентативный этап.
Задачи развития познавательных и творческих способностей учащихся не могут полностью быть решены только на уроках физики. Именно поэтому для реализации этих видов деятельности в гимназии проводится летняя профильная практика (10 класс), в рамках предпрофильной подготовки, летняя школа для учащихся 7-8 классов. Организуются экскурсии в исследовательские лаборатории КемГУ, Планетарий, Кемеровскую ГРЭС. Проектная деятельность реализуется также путем совместной работы учащихся с преподавателями Кемеровского государственного Университета.
Литература
- «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года»: Прил. к приказу Минобразования Росии от 11.02.2002 №393.
- «Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования»: Прил. к приказу Минобразования Росии от 18.07.2002 №2783.
- Профильное обучение: Типовые профили/ Под ред. А.А. Кузнецова М.: Спорт АкадемПресс. 2005.-212 с.
- Абрамова Г.Л. Мальцева Л.Н. Электростатика/ методические указания к решению задач по физике для поступающих в вуз. ЦНО КемГУ, ЭМГ№1. Кемерово. 1997. 38 с.
- Абрамова ГЛ., Копытов А.В., Мальцева Л.Н. Динамика / методические указания к решению задач по физике для поступающих в вуз. - ЦНО КемГУ, ЭМГ №1. Кемерово, 1997.-37с.
- Абрамова ГЛ., Копытов А.В.. Мальцева Л.Н. Молекулярная физика и термодинамика / методические указания к решению задач по физике для поступающих в вуз. -ЦНО КемГУ, ЭМГ№1. Кемерово, 1998.-37с.
- Полыгалов Ю.И., Абрамова Г.Л., Мальцева Л.Н. Задачи по физике / пособие по решению олимпиадных задач. - ЦНО КемГУ, ЭМГ№1. Кемерово, 2001.-53с.
- Абрамова ГЛ., Копытов А.В.. Мальцева Л.Н. Лабораторный практикум. - ЦНО КемГУ, ЭМГ№1. Кемерово, 2000.-41с.
- Абрамова Г.Л. Педагогический диалог – основной путь повышения эффективности процесса обучения. В сб. «Повышение эффективности подготовки учителей физики и информатики»: материалы Международной научно – практической конференции, Екатеринбург, 2005 г.
- Абрамова Г.Л. Основные принципы преподавания наук естественнонаучного цикла. В сб. и на сайте Фестиваля педагогических идей: «Открытый урок» 2004/2005 учебного года.
- Абрамова Г.Л. Преподавание наук естественнонаучного цикла в современных условиях. С.128-133. в журнале «Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского» №1, 2005 г.
- Абрамова Г.Л. Гимназический конкурс элективных курсов. В сб. и на сайте Фестиваля педагогических идей: «Открытый урок» 2005/2006 учебного года.
- Абрамова Г.Л. Физическая картина мира, программа для учащихся 11 классов, утверждено педагогическим советом, Протокол № 1 от 31.08.2005 г.