Цель:
1. Формировать у учащихся понятие красоты как эстетической категории и её проявлений в природе, в произведениях искусства.
2. Формировать знания и умения детей о положительном влиянии красоты на ум, сердце, душу человека.
3. Вызывать потребность дарить красоту всем окружающим.
4. Продолжать воспитывать такие нравственные качества, как любовь, доброта, отзывчивость.
5. Пробуждать эстетические чувства и интерес к художественной, музыкальной деятельности.
6. Способствовать развитию творческих способностей каждого ребёнка.
Оборудование:
1. Плакат “В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли”. А. П. Чехов.
2. Грамзапись М. И. Глинки “Вальс – фантазия” (фрагмент).
3. Портреты М. И. Глинки, А. С. Пушкина.
4. Альбомы с репродукциями картин Васнецова, Репина.
Картины: А. Шилов “Людмила Семеняка”, А. Шилов “Машенька Шилова”.
Ход урока
1. Ребята, вы как всегда прекрасны. У вас хорошее настроение, открытый взгляд. С вами всегда приятно общаться…
2. Читаю стихотворение Б. Заходера “Что красивей всего?”
Ребёнок спросил ни с того, ни с сего:
-А ну-ка скажи, что красивей всего?
Да, вот так вопрос:
“Что красивей всего?”
Ответить
Я сам не сумел на него.
И вот я решил
Послушать ответы
Других обитателей
Нашей планеты.Деревья и Травы
Сказали в ответ:
-Да что же прекрасней,
Чем солнечный свет?!
-Да что же прекрасней
Ночной темноты?! –
Откликнулись Совы,
Сычи и Кроты…- Леса!… -
Отвечали мне
Волк и Лиса,
Орёл свысока процедил:
- Небеса!- По-моему, море! -
Ответил Дельфин.
- Мой хвост, без сомненья! -
Крикнул Павлин.
Спрошу Мотылька –
Отвечает Цветок!
Спрошу у Цветка –
Говорит Мотылёк!Кто славит поля,
Кто – полярные льды.
Кто – горы, кто – степь,
Кто – мерцанье звезды…А мне показалось,
Что все они правы.
Все: Звери и Птицы,
Деревья и травы…
И я не ответил,
Увы,
Ничего
На трудный вопрос: “Что красивей всего?”
- Почему ответы на вопрос “Кто красивей всего?” были такие разные?
- А почему автор не сумел ответить на этот вопрос?
- А как вы думаете, что красивей всего?
Давайте вместе ответим на этот вопрос.
(Ответы детей)
Б. Заходер – русский поэт, писал стихи, сказки, пьесы для детей, переводил детские произведения зарубежных писателей. Говорил, что все дети мыслят по – взрослому.
3.- А вам приходилось встречаться с красотой? Как вы это определили? (Радость, приятные чувства…)
4.- Ваше мнение: “ красивый человек.”
- А каждый ли человек красив?
Поисковая деятельность:
Предлагаю записать слово человек и самостоятельно ассоциации к выражению “красивый человек”.
1) Совместное обсуждение. Запись.
2) Игра “Назови друга”. Дети встают в круг.
“Комплимент” – сказать своему товарищу красивые слова. (Добрый, внимательный, заботливый, красивые глаза).
Вывод на плакате: “В человеке должно быть всё прекрасно:
И лицо, и одежда, и душа, и мысли”.
А. П. Чехов.
5. Музыка Михаила Ивановича Глинки “Вальс – фантазия”. (Фрагмент).
Высказывания детей.
- Красивое произведение?
- Ваше настроение после прослушивания музыки? Какие чувства вы испытывали?
- Что вам хотелось бы сказать об этой музыке? (Танцевальная, вальс, прозрачность, воздушность, задорная, темп быстрый, сменяется медленным, грустная, контрастная).
Михаил Иванович Глинка (1804 – 1857) родоначальник русской классической музыки, современник Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Белинского. Выдающийся русский искусствовед В. В. Стасов в 1901 году писал: “Во многих отношениях Глинка имеет в русской музыке такое же значение как Пушкин в русской поэзии. Оба талантливы”.
Это был человек необыкновенной душевной щедрости, умеющий видеть и слышать красоту.
А как вы думаете, в какие времена появилась на Земле Красота? (Давным - давно).
6. Театрализация сказки “Красота Ненаглядная”.
Высказывания детей. (Сказка. Есть начало – зачин. Игрок. Добро побеждает зло).
“Автор:
В далёкие - далёкие времена поселилась на земле Красота Ненаглядная. И была она такая красивая, что люди не могли на неё налюбоваться.
Красота:
- Где пойду – там всё оживает, расцветает, радостью наполняется.
Пройду по полю – красивый ковёр из цветов вырастает. Взгляну на небо – радуга своим многоцветьем заиграет. А людям – звоночки – колокольчики дарю.
Автор:
Появится Красота Ненаглядная среди людей – добрее, внимательнее они становятся.
Но жила на Земле Тьма Тьмущая. Невзлюбила она Красоту Ненаглядную, задумала её со свету сжить.
Налетела она на Землю, ослепила людей, заморозила.
Тьма:
Заморожу в душах людей колокольчики – звоночки. Перестанут они видеть и слышать красоту.
Автор:
И перестали люди радоваться солнцу, радуге, цветам, перестали улыбаться друг другу. И забыли они свою Красоту Ненаглядную. Недобрыми люди стали, неприветливыми. Везде вроде и есть Красота на Земле, а люди её не видят, не замечают.
Ничего не могла Красота поделать с Тьмой Тьмущей. И пошла она по белу свету искать себе помощников. Долго ли шла, коротко. И попались ей навстречу 3 путешественника.
Поэт:
- Почему печальна ты, Красавица?
Красота:
- Помогите мне открыть глаза людям на Красоту, разбудить в их душах звоночки – колокольчики.
Музыкант:
- Я научу их слышать и понимать музыку.
Художник:
- А я видеть и изображать красоту.
Поэт:
- А я – умению сочинять прекрасные стихи.
Автор:
- И отправились они будить в людях прекрасные чувства, будить в их душах звоночки – колокольчики.
А там, где удастся им разбудить звоночки – колокольчики, становятся они как прежде добрыми, ласковыми, красивыми и сами умеют дарить всем красоту.
Прислушайтесь, может быть и в вашем сердце живут звоночки – колокольчики?”
- Какие помощники помогли Красоте Ненаглядной разбудить звоночки – колокольчики в душах и сердцах людей? (Художник, поэт, музыкант).
7. Ребята, когда я общаюсь с вами, вашими учителями, родителями, много о вас узнаю.
Недавно познакомилась с паспортом вашего класса и была приятно удивлена, сколько учеников вашего класса посещают художественную школу, школу искусств, различные кружки. Будущие великие музыканты, художники, писатели.
Вы, наверное, много умеете? И умеете дарить красоту другим. Давайте попробуем.
8. Творческие группы по выбору:
-рисуют
-сочиняют стихи.
9. Итог. Поделитесь, порадуйте всех своим талантом. Выставка рисунков, чтение стихов.
10. Конверт с письмом. Подарок.
“Вы представляете собой нечто новое в этом
мире. Никогда, с самого начала времени, не было
другого человека, такого в точности, как вы; и на
протяжении всех будущих веков никогда не будет
полного вашего подобия… Радуйтесь этому.
Используйте наилучшим образом то, что дала вам
природа…”
Д. Карнем.