Урок по русскому языку на тему: "Части речи (повторение)" (по учебнику Рамзаевой Т.Г.)

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Повторить и закрепить знания детей о частях речи.
  • Знания о членах предложения.
  • Развивать речь детей, обогащать словарный запас.
  • Воспитывать любовь к родному языку.

План урока:

  1. Организационный момент
  2. Работа со словарем
  3. Работа по теме урока
  4. Самостоятельная работа
  5. Итог урока

Ход урока

1. Урок русского языка. Записали число. Сегодня будем повторять все, что знаем о частях речи.

2. Работу начнем со словарных слов. Я буду диктовать вам слова, вы их записываете и выделяете орфограммы. Железо, берёза, дежурный, ученик, интересный, желать, сверкать, двенадцать, шестнадцать, везде, вчера.

Проверка. Что интересного заметили в этих словах? (безударная гласная Е)

Можно ли сказать, что все эти слова относятся к одной части речи? К каким частям речи относятся словарные слова? Давайте попробуем из некоторых из них образовать однокоренные слова, но другой части речи. (Устно: железный, березовый, дежурить, ученье, ученический, интерес, желание, сверкающий, вчерашний)

Какие части слов вам помогали в образовании однокоренных слов? Что такое корень?(приставка, суффикс, окончание, основа).

Мы повторили состав слова, вспомнили части речи, о которых будем подробно говорить на уроке.

3. Итак, в словарных у вас встречались имена существительные. Что такое имя существительное? Что имеет имя существительное? Как изменяются имена существительные? Определите род и склонение у имен существительных в словарных словах.

Назовите имена прилагательные, написанные в словаре. Что такое имя прилагательное? Как изменяются имена прилагательные? С какой частью речи связано? Назовите род имен прилагательных в словарных словах. Как вы определили? Можно ли определить род имен прилагательных во множественном числе?

Назовите глаголы. Что такое глагол? Что у глагола является постоянным признаком? Определите вид и спряжение глаголов из словаря. Какие глаголы относятся ко II спряжению? Назовите правила правописания окончаний глаголов I и II спряжения. Назовите глаголы – исключения.

Какие еще части речи встречались у вас в словарных словах? Приведите примеры наречий, числительных.

Мы повторили все о частях речи.

4. Сейчас вам надо будет выполнить упражнение №540 (с.231). Проверка.

На доске написано первое предложение

Сильный ветер внезапно загудел в вышине.

Провести полный разбор предложения:

  1. Повествовательное
  2. Невосклицательное
  3. Простое
  4. Полное
  5. Распространенное
  6. Неосложнённое

Ветер (какой?) сильный
Загудел (как?) внезапно
Загудел (где?) в вышине

Дальше задание по учебнику:

Застучали – разбор по составу

Сверкнула – разбор по составу и морфологический разбор

Сверкнула

  1. что сделать? сверкнуть – глагол
  2. совершенный вид, I спряжение, прошедшее время, единственное число, женский род.
  3. молния (что сделала?) сверкнула – сказуемое

5. Наш урок подходит к концу. Скажите, что же делали на уроке, что повторяли? Молодцы, вы сегодня хорошо работали. Спасибо за урок. Урок окончен.