Цели:
- Повторить и закрепить знания детей о частях речи.
- Знания о членах предложения.
- Развивать речь детей, обогащать словарный запас.
- Воспитывать любовь к родному языку.
План урока:
- Организационный момент
- Работа со словарем
- Работа по теме урока
- Самостоятельная работа
- Итог урока
Ход урока
1. Урок русского языка. Записали число. Сегодня будем повторять все, что знаем о частях речи.
2. Работу начнем со словарных слов. Я буду диктовать вам слова, вы их записываете и выделяете орфограммы. Железо, берёза, дежурный, ученик, интересный, желать, сверкать, двенадцать, шестнадцать, везде, вчера.
Проверка. Что интересного заметили в этих словах? (безударная гласная Е)
Можно ли сказать, что все эти слова относятся к одной части речи? К каким частям речи относятся словарные слова? Давайте попробуем из некоторых из них образовать однокоренные слова, но другой части речи. (Устно: железный, березовый, дежурить, ученье, ученический, интерес, желание, сверкающий, вчерашний)
Какие части слов вам помогали в образовании однокоренных слов? Что такое корень?(приставка, суффикс, окончание, основа).
Мы повторили состав слова, вспомнили части речи, о которых будем подробно говорить на уроке.
3. Итак, в словарных у вас встречались имена существительные. Что такое имя существительное? Что имеет имя существительное? Как изменяются имена существительные? Определите род и склонение у имен существительных в словарных словах.
Назовите имена прилагательные, написанные в словаре. Что такое имя прилагательное? Как изменяются имена прилагательные? С какой частью речи связано? Назовите род имен прилагательных в словарных словах. Как вы определили? Можно ли определить род имен прилагательных во множественном числе?
Назовите глаголы. Что такое глагол? Что у глагола является постоянным признаком? Определите вид и спряжение глаголов из словаря. Какие глаголы относятся ко II спряжению? Назовите правила правописания окончаний глаголов I и II спряжения. Назовите глаголы – исключения.
Какие еще части речи встречались у вас в словарных словах? Приведите примеры наречий, числительных.
Мы повторили все о частях речи.
4. Сейчас вам надо будет выполнить упражнение №540 (с.231). Проверка.
На доске написано первое предложение
Сильный ветер внезапно загудел в вышине.
Провести полный разбор предложения:
- Повествовательное
- Невосклицательное
- Простое
- Полное
- Распространенное
- Неосложнённое
Ветер (какой?) сильный
Загудел (как?) внезапно
Загудел (где?) в вышине
Дальше задание по учебнику:
Застучали – разбор по составу
Сверкнула – разбор по составу и морфологический разбор
Сверкнула
- что сделать? сверкнуть – глагол
- совершенный вид, I спряжение, прошедшее время, единственное число, женский род.
- молния (что сделала?) сверкнула – сказуемое
5. Наш урок подходит к концу. Скажите, что же делали на уроке, что повторяли? Молодцы, вы сегодня хорошо работали. Спасибо за урок. Урок окончен.