I. Мотивация.
Мы начинаем урок русского языка. Открываем тетради, записываем число, классная работа.
- Послушайте внимательно логическое упражнение:
В лесу живут ежи, чижи, мыши. Их жилища расположены в сухих листьях, на ветвях дуба, под старым пнем. Определите, где живут животные, если известно, что чижи строят свои гнезда на ветвях дуба, а мыши не живут в сухих листьях.
(Ответ: мы знаем, что в лесу живут ежи, чижи, мыши. Их жилища расположены в сухих листьях, на ветвях дуба, под старым пнем. Ещё нам известно, что чижи строят свои гнезда на ветвях дуба, а мыши не живут в сухих листьях. Значит, мыши живут под старым пнём, а ежи – в сухих листьях.)
II. Формулирование учащимися темы и целей урока.
- Определите, какая орфограмма чаще всего встречается в словах этого логического упражнения и сформулируйте тему урока.
(Ответ: в словах логического упражнения чаще всего встречается орфограмма «Написание слов с сочетаниями ЖИ, ШИ» (живут, ежи, чижи, мыши, жилища, животные), значит тема урока «Упражнение в написании слов с сочетаниями ЖИ, ШИ».
Учитель открывает название темы на доске, а дети хором рассказывают стихотворение:
Знаем твердо ЖИ и ШИ
Пишем только с буквой И.
Ты попробуй, напиши:
Малыши, чижи, ежи.
Можно ошибиться.
Это надо всем запомнить,
Надо потрудиться.
- Давайте поставим цели урока.
(используя слова-помощники учащиеся самостоятельно формулируют цели урока, учитель при необходимости их корректирует):
узнать … (что-то новое);
повторить… (особенности звуков Ж и Ш);
закрепить… (умение писать слова с орфограммой ЖИ – ШИ);
развивать… (орфографическую зоркость).
III. Актуализация субъектного опыта учащихся (подготовка к основному этапу занятия).
- Молодцы, тема и цели сформулированы.
Сегодня на уроке мы отправимся в страну Орфографию в город Сочетаний. Перед нами карта. Мы находимся на Неграмотных землях. На каком транспорте мы их пересечём, узнаем, расшифровав слово. Для этого поменяйте местами фигуры одинаковой формы.
(Ответ: машина).
Учитель вывешивает карточку со словом МАШИНА и рисунок.
- На этой машине мы пересечём Неграмотные земли.
Как вы понимаете значение этого слова?
МАШИНА – это:
1) механическое устройство, совершающее полезную работу (швейная, паровая, вычислительная и др.);
2) то же, что автомобиль;
3) у спортсменов: мотоцикл, велосипед.
- Расскажите про это слово.
(Ответ: в этом слове три слога МА-ШИ-НА, ударение падает на второй слог, безударная гласная А – её надо запомнить, здесь есть сочетание ШИ.)
- Запишите слово МАШИНА и запомните его написание.
- Догадайтесь, характеристику какого звука в слове МАШИНА мы будем давать? Не забудьте о теме и целях урока.
(Ответ: мы дадим характеристику звука «Ш», так как наша цель урока повторить характеристику этого звука.) Ученик выполняет задание.
- Подберите однокоренные слова. (Устно)
(Ответ: машинка, машинист, машинный и др.)
- Докажите, что эти слова однокоренные.
(Ответ: одинаковый корень, имеют общее значение со словом машина.)
- Подведите итог этой части урока.
(Ответ: познакомились с новым словарным словом, повторили особенности звуков Ж и Ш, закрепляли умение писать слова с орфограммой ЖИ – ШИ.)
Учитель отмечает галочкой реализованные цели.
IV. Закрепление знаний и способов действий.
Молодцы, мы повторили особенности звука.
Вот мы с вами пересекли Неграмотные земли и подъехали к границе страны. Дальше мы пойдем пешком. Ее величество Орфограмма пригласила нас посетить ее сказочный дворец. Но на нашем пути будут встречаться препятствия. Вы готовы к этому? Тогда – в путь. И вот первое препятствие – озеро. Когда мы выполним задание, на озере появится мостик, по которому мы сможем пройти.
1) Откройте учебники упр.163. (Бунеевы, 2 класс)
- Посовещайтесь в парах и скажите, какое задание вы можете предложить к этому упражнению.
(Ответ: найти сочетания ЖИ – ШИ, разделить слова на 2 группы в соответствии с орфограммой, составить предложения и т.п.)
- Мы выполним задание … (имя ученика) и распределим слова в два столбика и обозначим орфограмму.
I вариант выписывает слова с сочетаниями ЖИ;
II вариант выписывает слова с сочетаниями ШИ.
(2 человека работают на доске.)
- Добавьте свои слова.
Дополнительные вопросы к отвечающим у доски. (Дайте характеристику звуку Ж, Ш. Что такое орфограмма, как её обозначают?)
- Взаимопроверка: если все правильно, поставьте знак успеха, порадуйтесь за своего товарища.
- Подведите итог этой части урока.
(Ответ: закрепляли умение писать слова с орфограммой ЖИ – ШИ, развивали орфографическую зоркость.)
Учитель отмечает галочкой реализованные цели.
2) Молодцы! (На озере появляется мостик)
Фонограмма «голоса птиц», во время которой учитель произносит слова:
Теперь мы можем продолжить наше путешествие. Долго ли, коротко ли, мы шли и дошли до леса. А сколько звуков в лесу! На макушке березы громко кукует кукушка. В глухой еловой чаще тихо перекликаются рябчики. Но очень трудно пройти через чащу – надо выполнить задание.
- Послушайте и скажите, о каких животных идёт речь.
(Учитель читает текст с карточки. Слабые ученики работают по другой карточке.)
Они мало похожи на лесных зверей. У них стройные ноги, длинная шея и узкие уши. Вместо лап у них широкие ласты. Голова увенчана небольшими рожками. Вместо шерсти – толстая кожа. Под ней слой жира. Это защита от стужи. Шерсть короткая, на ней – тёмные пятна причудливой формы. Эти красивые животные – жители равнин.
________________ живут в холодных морях.
________________ – самые высокие из живущих на Земле животных.
- Итак, о каких животных идет речь? Не забывайте о теме урока.
(Ответ: здесь говорится о моржах и жирафах.)
Учитель вывешивает картинки с изображением жирафа и моржа.
- Да. Внизу на карточке написаны два предложения. Давайте вставим в них слова.
(Ответ: Моржи живут в холодных морях. Жирафы – самые высокие из живущих на Земле животных.)
- Легко ли вам было догадаться, о каких животных мы прочитали? Почему?
(Ответ: нелегко, так как здесь смешаны два текста.)
- Работая в группах, распределите предложения на два текста. Для этого возьмите цветные карандаши (2 цвета) и предложения о каждом животном подчеркните своим цветом.
- Составив рассказы, запишите один из них в тетрадь. Первое предложение выберите из двух, предложенных внизу карточки.
I вариант выписывает предложения о жирафах.
II вариант выписывает предложения о моржах.
Проверка текстов. Прочитайте текст с описанием моржей. Слушая его, найдите слово с сочетанием ШИ, в котором звуков больше, чем букв. (Широкие)
- Прочитайте текст с описанием жирафов. Найдите слово, в котором букв больше, чем звуков. (Шерсть)
- Как вы понимаете слово УВЕНЧАНА?
- Что значит ПРИЧУДЛИВОЙ ФОРМЫ?
Карточки для слабых учеников.
Спиши слова. Выдели орфограмму
ЖИ – ШИ.
Шишки, лыжи, ужин, машина, шип, жилка, шить.
______________________________
Прочитай. Выпиши только те слова, в которых есть сочетание ЖИ – ШИ. Выдели орфограмму.
У шиповника красивые цветы. Дедушке сшили новый жилет. У нас живёт собака Рыжик. В воздухе кружились пушистые снежинки.
- Молодцы. Подведите итог этой части урока. (Закрепляли умение писать слова с орфограммой ЖИ – ШИ)
Учитель отмечает галочкой реализованные цели.
Раздвинуть ели, чтобы получилась тропинка. Фонограмма с голосами птиц.
Тропинка привела нас на лужайку. Посмотришь, а кругом трава, цветы, ягоды. Белеют ромашки, синеют колокольчики, без умолку стрекочут кузнечики, жужжат пчелы. Давайте отдохнем. (ФИЗКУЛЬТМИНУТКА)
Как живем?
Как плывем?
Как бежим?
В даль глядим?
Ждем обед?
Машем вслед?
Ночью спим?
А шалим?
Дети говорят: «Вот так» и показывают движения.
3) Продолжаем путешествие. Но горы встают на нашем пути, и мы по горам начинаем ползти. А горы все выше, а горы все круче, а горы уходят под самые тучи. Что нам делать? Где-то здесь была пещера Буквоеда. А вот и он.
Учитель вывешивает на доску рисунок.
Он может провести нас самой короткой тропинкой, но прежде нам надо разгадать его загадки.
Кот живет у нас на крыше,
А в чулане живут … (мыши).Не поедет без бензина
Ни автобус, ни … (машина).Если с крыши потекло
И сугробы ниже –
Значит, солнце припекло,
Убирайте … (лыжи)По полям бегут ручьи,
На дорогах … (лужи).Скоро выйдут муравьи
После зимней … (стужи).Покружилась в воздухе
Звездочка немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке. (Снежинка)Белые горошки
На зеленой ножке. (Ландыши)
- Составьте предложение, используя как можно больше слов-отгадок, и запишите его.
- Прочитайте, какие предложения у вас получились. Чье предложение вам больше всего понравилось?
- Подведите итог этой части урока. (Закрепляли умение писать слова с орфограммой ЖИ – ШИ)
Учитель отмечает галочкой реализованные цели.
V. Контроль и проверка знаний.
А вот и замок показался впереди. Осталось совсем чуть-чуть, и мы встретимся с ее величеством Орфограммой. Но посмотрите, кто не хочет пропустить нас во дворец? Да это же гном. Учитель вывешивает на доску рисунок. Он забирает нас в свое подземелье. Выбраться сможет тот, кто справится с заданием.
- Возьмите карточки. Выберите уровень: красный – сложнее, зеленый – легче, синий – самый легкий.
ЗАДАНИЯ НА КАРТОЧКАХ.
УРОВЕНЬ 1 (синий)
Подберите подходящее по смыслу слово. Обозначьте орфограмму ЖИ – ШИ. В соответствии с шифром составь слово.
Летучие … . Душистые … . Колючие … . Проворные … . Цветные … . Густые … .
Слова для справок:
еж – щ | карандаш – х | |
мышь – п | ландыш – и | |
камыш – а | стриж – у |
Проверка: Какое слово у вас получилось? ПИЩУХА – это птица. Ее голос мы послушаем в группе продленного дня.
УРОВЕНЬ 2 (зелёный)
Напиши ответы на вопросы. Выделите орфограмму ЖИ – ШИ.
Какие цветы расцветают в мае?
Что растет на соснах и елях?
Как называется дикая роза?
Проверка: прочитайте, какие предложения у вас получились.
УРОВЕНЬ 3 (красный)
Замените выделенное слово близким по значению словом. Обозначьте орфограмму ЖИ – ШИ.
Ароматный чай, просторные улицы, толстый кот, мохнатые ели.
Проверка: прочитайте слова, которые вы вставили. (Ответ: душистый, широкие, жирный, пушистые.)
VI. Рефлексия.
Молодцы! Вас приветствует ее величество Орфограмма и приглашает посмотреть королевство. А ее помощники расскажут нам на следующих уроках много нового о других буквосочетаниях.
- Давайте подведем итог. Чему научились? Что узнали?
(Ответ: мы познакомились с новым словарным словом, повторили особенности звуков Ж и Ш; закрепили умение писать слова с орфограммой ЖИ – ШИ; развивали орфографическую зоркость.)
- Все ли цели выполнили? (Да)
- Если вам было интересно на уроке, комфортно и вы все поняли, возьмите красный лучик.
Если вам нужно еще позаниматься – оранжевый.
Если вам нужна помощь – фиолетовый.
Учитель прикрепляет лучики на доску к замку.
Сегодня мы хорошо поработали. Посмотрите, как засиял дворец. Молодцы!
VII. Информация о домашнем задании.
Д.з. Выберите себе то домашнее задание, какое вы хотите. Задания разной сложности.
Упр.164 с.101 | |
Упр.164 с.101, составить предложения со всеми словами. | |
Упр.164 с.101, составить предложения со всеми словами, чтобы получился рассказ. |