Цели урока:
- Демонстрация тесной связи многих предметных областей: компьютерного делопроизводства, информатики, математики, экономики, а также применения знаний из этих областей во многих профессиональных сферах нашей жизни;
- Развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся, умение использовать дополнительную литературу
- Обобщение знаний, а также практических умений и
навыков учащихся при работе с изученными ими
информационными технологиями
(использование в работе электронных таблиц, текстового редактора, презентаций); - Повышение интереса к изучению следующих предметов: информатика, математика, экономика;
Тип урока: обобщающий
Используемая технология: деловая игра
Формы учебной деятельности учащихся: парная, индивидуальная, познавательная, исследовательская
Задачи урока:
- Воспитательная - развитие познавательного интереса, логического мышления, воспитание информационной культуры
- Учебная - цель урока состоит в том, чтобы развивать интерес к решению задач нестандартного вида, сформировать навыки самостоятельной работы, составления с помощью электронных и бумажных документов: таблиц, презентаций, статей и т.д.
- Развивающая - развитие логического мышления, памяти, умения работать с офисными программами, приблизиться к работе в офисе, знакомство с компьютерным делопроизводством
- Познавательная - знакомство с современными компьютерными технологиями, повышение интереса к занятиям информатикой.
Оборудование:
- Кабинет оформлен в виде небольшого офиса, на видном месте висит табличка с названием фирмы, ученические парты составлены в виде одного большого стола, покрытого скатертью;
- визитки для каждого учащегося с указанием его должности согласно деловой игре : директор, начальник отдела №1, №2, №3, №4, сотрудник, секретарь;
- таблички: «Директор», «Отдел №___», «Начальник отдела», «Бюро информационных технологий», «Секретарь»;
Подготовительный этап
Целью урока в форме деловой игры состоит в том, что перед учениками ставиться задача распределения обязанностей при работе с офисными программами, и решения определенного вида заданий, которые распределяются среди работников фирмы.
Ход урока
1. Актуализация деятельности учащихся:
сообщить план урока (план рабочего дня офиса,
распределение обязанностей среди сотрудников
фирмы, обсуждение поставленной проблемы,
практическая работа с применением полученных
знаний)
2. Анализ занятий по данной теме в 11 классе (что делали, результат)
3. Проверка сформированности умений и навыков – выполнение заданий по отделам;
Класс делится на команды (отделы) по 3 человека в каждом отделе
(включая начальника отдела) Выбираются директор фирмы, начальники отделов- которые набирают себе сотрудников в отдел, секретарь фирмы. На каждый отдел (а их всего пять) предусмотрено 2 компьютера .Один компьютер для директора фирмы и секретаря. (В классе 11 компьютеров)
Инструкции участникам игры:
Директор - осуществляет руководство работой всех отделов, имеет решающий голос , несет ответственность за выполнение, содержание и оформления работ, в случае необходимости оказывает помощь в работе отделов, готовит премиальный фонд для поощрения сотрудников.
Начальники отделов- распределяют обязанности среди сотрудников своего отдела, следят за работой своих сотрудников, оказывают необходимую помощь при работе, сдает выполненную работу директору фирмы.
Сотрудники - получают у начальника отдела задание, обсуждают ход выполнения работы, следуют всем инструкциям по выполнению работы, согласуют между собой этапы выполнения работы.
Секретарь - следит за режимом работы всех сотрудников, следует режиму работы офиса.
Организационный момент:
Учитель информатики:
Изучая информатику, можно решить самые различные задачи, в первую очередь, расчетные.
Но кроме расчетов, в экономике необходимы и другие умения и навыки, например, правильно напечатать отчет и составить списки работников, иными словами, уметь напечатать какие-либо документы, красиво оформить отчет, заказ и т.д.
Мы с Вами изучили основные возможности офисных программ, и сегодня наш урок пройдет в форме деловой игры. Мы будем представлять фирму, занимающуюся аналитической деятельностью. Написать и оформить статью в газету, правильно и красиво оформить презентацию. Эти заказы мы распределим по отделам, начальники которых предоставят отчеты о выполнении заказа к указанному сроку, а также о работе своих сотрудников.
Цель данного урока- это прежде всего закрепление знаний и умений практической работы с офисными программами, развитие Вашего творческого воображения и формирование операционного мышления, ну и конечно же применение Ваших навыков работы на компьютере, приближенных к производственной деятельности в составлении расчетных таблиц, работе с текстовым редактором, созданием презентаций.
Задание №1 от зав.столовой школы
Рассчитать таблицу расходов по буфету в школе на неделю: проезд, буфет, канц.товары, книги. Подсчитать сумму расходов на приобретение данных товаров на каждый день, общий итог за неделю по отдельным наименованиям.
Построить круговую диаграмму расходов по дням недели, выразив в % соотношении по сравнению с общей суммой расходов.
Построить гистограмму, где указать расходы по статьям доходов
(общий итог за неделю)
понедельник | вторник | среда | четверг | пятница | |
проезд | 20 руб | 25 руб | 20 руб | 25 руб | 15 руб |
буфет | 200 руб | 150 руб | 300 руб | 250 руб | 200 руб |
канц. товары | 100 руб | 50 руб | 75 руб | 150 руб | 25 руб |
книги | 50 руб | 400 руб | 150 руб | 300 руб | 150 руб |
Задание №2 от зам.директора по УВР
По результатам административно-контрольной работы по алгебре высчитать среднюю отметку по данным учащимся (по каждому отдельно)
Высчитать средний балл по данным учащимся и процент качества знаний.
Построить гистограмму по выявлению процента качества усвоения материала по каждому ученику отдельно.
№ | Ф.И.О. |
1 задание | 2 задание | 3 задание | 4 задание | 5 задание |
1 | Егорова Ольга | 4 | 4 | 3 | 5 | 3 |
2 | Валько Ирина | 3 | 3 | 4 | 3 | 3 |
3 | Елькин Андрей | 3 | 2 | 4 | 2 | 3 |
4 | Ефимова Ксения | 5 | 5 | 5 | 5 | 4 |
5 | Капоров Артем | 4 | 3 | 4 | 4 | 3 |
6 | Никитин Владим. | 4 | 4 | 3 | 3 | 2 |
7 | Реутова Мария | 4 | 5 | 5 | 5 | 5 |
8 | Сабанцев Василий | 3 | 3 | 2 | 4 | 3 |
9 | Вершинин Андрей | 3 | 3 | 4 | 4 | 3 |
10 | Павлов Владимир | 4 | 4 | 3 | 3 | 3 |
Задание №3 от директора школы
Составить презентацию о результативности работы школы за три года. Презентация должна состоять из 5 слайдов, выполненных в строгом стиле, включая эмблему школы, графики, диаграммы, фотографии школы. На первом слайде- фотографии школы название школы , на втором слайде показать основные направления деятельности школы, на третьем слайде представить качественный состав педагогических работников школы в виде таблицы, на четвертом слайде представить результаты качества обучения за три года в виде столбчатой гистограммы, на пятом слайде – таблица, в которой представить Ф.И.О. учащихся, получивших оценки отлично за «3» года по классам.
Задание №4 от учителя химии
На основе исследований , проведенных учениками школы в кабинете химии , создать презентацию под названием «Влияние углекислого газа на организм человека», состоящую из пяти слайдов . На первом слайде поместить название исследовательской работы, на втором слайде цели и задачи исследования, на третьем слайде поместить ход исследования, на четвертом слайде поместить гистограмму с результатами исследования, на пятом слайде – выводы по результатам исследования.
Задание 5 от учителя русского языка и литературы
- Необходимо подготовить статью «Результаты учебной деятельности в школе за учебный год»
- При верстке статьи учитывать:
- Параметры страницы: верхнее поле 2,0 см, нижнее поле 1,5 см, левое поле- 1,5 см, правое поле- 1 см, переплет 0,5 см, размер бумаги А4, ориентация книжная.
- Установите размер подзаголовков- 14 пт, полужирный, выравнивание по левому краю.
- Расположите текст в соответствии с образцом.
- Создайте верхний колонтитул, в котором напишите название школы, тему статьи, дату верстки статьи.
- Создайте нижний колонтитул в котором впишите фамилию автора статьи, расстояние от нижнего колонтитула – 2 см.
- Создайте буквицу (размер 36 пт).
- Вставьте соответствующие рисунки и таблицы.
- Подготовьте файл к печати и распечатайте полученную статью на принтере.
Задание директору
Распределить сэкономленные средства между сотрудниками бюро.
Расчет произвести в размере 50% от оклада
Необходимо уложиться в сумму 40 000 рублей
Должностные оклады :
Директор | -6 000 рублей |
начальник отдела | -5 000 рублей |
сотрудник | -4 000 рублей |
секретарь | -3 000 рублей |
Число сотрудников: | |
директор | -1 |
начальники отделов | -4 |
сотрудники | -6 |
секретарь | -1 |
Распределить оставшуюся сумму по отделам за оперативность выполнения заданий из расчета премии не больше 25 % от оклада сотрудников отделов
Составить таблицу списочного состава фирмы по отделам с указанием оклада сотрудников
1-й отдел |
2-й отдел |
3-й отдел |
4-й отдел |
- |
- |
Подведение итогов:
Вечерняя планерка. (учитывается)
- Степень активности ребят в группах.
- Уровень знаний, умений, показанных учащимися в работе.
- Оценивание работы каждого с помощью учащихся, выполнявших функцию руководителей фирмы.
- Рекомендации к совершенствованию.
Самоанализ урока
Урок построен на деятельной основе с применением проблемно- исследовательской технологии, что обеспечивает развитие познавательной деятельности учащихся.
При использовании данной технологии каждый учащийся опирается в своих суждениях на собственный багаж знаний и приобретённый опыт.
Ценность данного урока- приближение изучения темы «Офисные программы» к производственному выполнению расчетов, статей, презентаций, а также решение стандартных математических задач нестандартным способом- с применением компьютерных технологий. Этим мы побуждаем интерес к изучению предмета и показываем его нужность в реальной жизни.
На занятии были созданы условия, побуждающие учащихся к активной деятельности через востребованность своих знаний, которые коллективными усилиями были классифицированы и заняли своё место в коллективном знании. Данная технология воспитывает уважение к самому себе: учащихся наглядно видит, как его мысли гармонично дополняют мысли других и тем самым позволяют более многогранно осветить тот или иной вопрос.