Построение диаграмм с помощью табличного процессора MS Excel

Разделы: Информатика


Цели:

Образовательные:

  • Познакомить учащихся с графическими возможностями табличного процессора MS Excel;
  • Научить способам построения диаграмм различного вида и типа возможностями табличного процессора MS Excel;
  • Научить учащихся самостоятельно строить диаграммы на основе собственных суждений;
  • Научить оценивать собственную значимость при решении экологических проблем с использованием электронных таблиц.

Развивающие:

  • Развивать компьютерную грамотность учащихся;
  • Развитие представлений о прикладном значении программного пакета Microsoft Office (в частности программы MS Excel);
  • Развивать интерес к уроку, предмету, науке в целом, а также развитие логического мышления по средствам сравнения, анализа, синтеза, сопоставления.

Воспитательные:

  • Воспитание экологического самосознания.

Задачи:

  • Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам. Прививать любовь к родному краю;
  • Воспитывать заинтересованность результатами своей работы.

Национально – региональный компонент:

  • Экологическая обстановка республики, поселка.

Оборудование:

  • Мультимедийный проектор;
  • Карточки содержащие данные о выбросах загрязняющих веществ в республике;
  • Презентация созданная в программе MC PowerPoint;
  • Инструкционная карта «Построение диаграмм»-10 шт;
  • Карточки красного, желтого, зеленого цвета;
  • Календарики -10 шт.

Тип урока: изложение нового материала.

Методы: проблемный, частично-поисковый, беседа, диалог, объяснительно-иллюстративный методы, самостоятельная работа.

Мотивация: видеосюжет (все слайды находятся в презентации).

Ход урока

 

Слайд 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Видеосюжет на экране

Слайды 3-7

 

Диалог с ребятами

 

 

Слайд

Экология

Диалог с ребятами

- Здравствуйте, мой хорошие, какие вы красивые, нарядные. Меня зовут Александра Викторовна, и этот урок мы проведем вместе с вами. Вы поможете мне, я помогу вам.

- На ваших столах лежат карточки трех цветов: красного, желтого и зеленого.

- Карточка красного цвета означает:

«Я удовлетворен уроком, урок был полезен для меня, я много, с пользой и хорошо работал на уроке, я получил заслуженную оценку, я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке»

- Карточка желтого цвета означает:

«Урок был интересен и я принимал в нем активное участие, урок был в определенной степени полезен для меня, я отвечал с места, я сумел выполнить ряд заданий, мне было на уроке достаточно комфортно»

- Карточка зеленого цвета означает:

«Пользы от урока было мало: я не очень понимал, о чем идет речь, домашнее задание я не понимал, к ответу на уроке я был не готов»

- Итак в конце урока каждый из вас должен сдать мне карточку того цвета, которым он оценил для себя прошедший урок.

- Давайте обратим свое внимание на экран.

- Что мы с вами увидели на экране?

(ответы учащихся)

- Хорошие мои, как мы можем одним словом назвать все, что увидели на экране, говоря о неблагоприятном состоянии окружающей нас среды.

(молодцы, хорошо, умницы)

- Это проблемы, которые нас окружают?

- Всё вы сказали верно, но самое главное важное слово которым можно объединить все сказанное вами слово ЭКОЛОГИЯ

- Что означает термин экология?

(молодцы, верно)

- Итак, подведем итог. Термин экология образован от двух греческих слов (от греч. ойнос- дом, жилище, родина и логос- наука ), означающих дословно «наука о доме». В более общем смысле экология- это наука, изучающая взаимоотношения организмов и сообществ с окружающей средой обитания (в том числе многообразие их взаимосвязей с другими организмами и сообществами)

Слайд 4

Эпиграф

 

 

 

 

 

Поощрения

Слайд 5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема:

Слайд 6

 

 

 

 

 

 

Слайд 7

 

 

 

Слайд 8

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 9

 

 

Слайд 10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итог

 

 

 

Слайд

Эпиграфом нашего сегоднячного будут служить слова:

Берегите наши земли, наши воды,
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя…
Евгений Евтна

Ребята, давайте обозначим три самые главные, на ваш взгляд, экономические проблемы нашей республики Бурятия.

Давайте сузим ваше перечисленное

Итак:

Три основные экологические проблемы:

1. Вырубка лесов.
2. Загрязнения водоема (среди которых глобальная проблема загрязнение озера Байкал)
3. Загрязнение окружающей среды.

Мы с вами обозначили проблемы.

Школьники Кабанской школы провели статистический опрос учащихся с целью выявления важности этих проблем. Из 100 опрошенных ребят 45 человек считают самой важной вырубку лесов (т.к. лес используют для производства картона, выпуска продукции Ц.К.К, так же для строительства.

35 человек – это загрязнение озера Байкал.

20 человек- загрязнение окружающей среды (промышленный выброс отходов, автомобильные и т.д.)

Мы получили таблицу. А как можно изобразить эту запись данных другим способом?

(Ответы детей)

Таким образом:

«Построение диаграмм с помощью табличного процессора MS Excel».

- У вас на столах лежат инструкционные карты, которые помогут вам в работе.

- Вася, садись за головной компьютер. Начнем работу. Ваша задача изучить алгоритм построения диаграмм и построить диаграмму по результатам опроса ребят.

- У вас должна получиться вот такая диаграмма. Сравните с экраном (на экране диаграмма, которую построил Вася)

- У кого затруднения (помогаю).

- А теперь самостоятельно попытайтесь, исходя из ваших личных ассоциаций, оценить экологическую обстановку вашего поселка. Вам дается 100 бальная шкала, нужно распределить эти сто баллов по четырем параметрам. Вам дается четыре параметра:

1) состояние флоры поселка:
2) состояние водного режима:
3) состояние воздушной среды:
4) дизайн поселка

- А теперь представим графически ваши оценочные параметры:

- Строят диаграмму.

- Обратим внимание на экран, перед Вами задание трех уровней. Задание а, в, с.

Задание а – оценка «3»

Задание в – оценка «4»

Задание с – оценка «5»

Каждый для себя выбирает задание и выполняет его за компьютером в MS Excel.

- Проверку производим методом самопроверки.

- Выставляем оценки

«5» - … человек

«4» - …человек

«3» - …человек

«2» -…человек.

При работе за компьютером для пользователей и программистов самым уязвимым органом является зрение:

Нельзя проводить за компьютером час-
это очень опасно для глаз.
Чтобы с глазами все было в порядке,
Нужно для глаз тоже сделать зарядку.
Выполним зарядку для глаз.

Физминутка: давайте представим, что мы семечки, посмотрели друг на друга, посмотрели вправо, посмотрим влево. Поморгаем глазами. Потянемся – мы, семечки, растем. Выросли, потянулись. Улыбнулись друг другу. Молодцы. Хорошо. Садимся.

- Ребята, как вы думаете для чего нужно использование диаграмм?

(отвечают)

- Правильно. Для того чтобы не потеряться в потоке цифр и информации. Диаграммы и графики помогают нам наглядно увидеть и сравнить любые данные по любым проблемам.

- На сегодняшнем уроке мы говорили о глобальной проблеме – загрязнении окружающей среды.

- Пусть попробует каждый из вас ответить на вопрос.

- Что бы я мог сделать для частичного решения этой проблемы?

По вашим диаграмма видно, что каждый должен принимать участие в решении экологических проблем, кто-то будет делать меньше, кто-то больше, но самое важное, что никто из вас не отказался быть участником в этой акции, и напротив местоимения «Я» поставил – уровень своего участия в ней. Но даже если каждый из вас примет участие всего на 0,01% - то наш мир станет лучше, чище, светлее и добрее. И чтобы вы не забывали о своем обещании и в память о нашем уроке, я дарю вам календарики с эпиграфом нашего сегодняшнего урока. Сдайте, пожалуйста, одну из цветных карточек, которой для себя вы оценили этот урок. Спасибо за урок, мои хорошие. До свидания.

Самоанализ урока

Я провела урок по технологии личностно-ориентированного обучения.

Данный урок представлен как микродидактический отрезок в макродидактическом блоке «Табличный процессор MS Excel».

Цели данного урока:

Образовательные:

  • Познакомить учащихся с графическими возможностями табличного процессора MS Excel;
  • Научить способам построения диаграмм различного вида и типа возможностями табличного процессора MS Excel;
  • Научить учащихся самостоятельно строить диаграммы на основе собственных суждений;
  • Научить оценивать собственную значимость при решении экологических проблем с использованием электронных таблиц.

Развивающие:

  • Развивать компьютерную грамотность учащихся;
  • Развитие представлений о прикладном значении программного пакета Microsoft Office (в частности программы MS Excel);
  • Развивать интерес к уроку, предмету, науке в целом, а также развитие логического мышления по средствам сравнения, анализа, синтеза, сопоставления.

Воспитательные:

  • Воспитание экологического самосознания.

Задачи:

  • Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам. Прививать любовь к родному краю;
  • Воспитывать заинтересованность результатами своей работы.
  1. Этап организация начала урока. Был использован видеофрагмент, который выполнил роль организационного момента и обозначил проблему урока. В равной мере урок носил как обучающий, так и воспитывающий характер.
  2. Следующий этап: водно-мотивационный. Этот этап подвел детей к осознанию необходимости изучения нового материала. Создал положительную познавательную мотивацию. Учащимся удалось сформулировать задачу, направленную на построение алгоритма действий, и по нему построить первую диаграмму.
  3. Следующий этап: первичная проверка понимания учащимися учебного материала. Научились ли школьники строить диаграммы. С какими трудностями столкнулись. Проверка полноты и осознанности алгоритма построения диаграмм.
  4. Этап закрепления знаний, умений, навыков. Была проведена дифференцированная самостоятельная работа, проверка которой была проведена методом самоконтроля.
  5. Последний этап урока. Подведение итогов. Последний этап урока носит больше воспитательный характер, но в то же время помогает детям закрепить изученный материал на основе собственных суждений.

Урок цели достиг, об этом свидетельствуют карточки (все красные, одна желтая), и практическое выполнение - каждый ребенок построил диаграммы.