Тема: Волшебные цифры.
Цели: Закрепить понимание отличий между числом и цифрой. Повторить принцип сложения и вычитания, сравнения чисел с помощью числового отрезка; научить решать примеры с “волшебными” цифрами; закрепить взаимосвязь между частью и целым.
Познакомить учащихся с некоторыми историческими сведениями о различных системах нумерации. Освоить написание римских цифр и операции с ними.
Развитие умения сравнивать, умение устанавливать закономерности, рассуждать по аналогии, мыслить обобщённо.
Развивать у детей интерес к математике, творческие способности.
Оборудование: Образцы цифр Древней Греции, римских, арабских и египетских цифр. Набор счетного материала, три одинаковые счетные палочки. Таблички со словами “математика”, “восемь”, “столько же”, “минус”, карточки “больше”, “меньше”, “равно”. Числовой луч с символами. Художественное оформление – снеговик, Баба Яга, ёлочка, письмо – приглашение, музыкальная фонограмма.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Создадим хорошее настроение.
Улыбнитесь друг другу. Садитесь.
– Руки на месте? (На месте!)
- Ноги? (На месте!)
- Локти? (У края!)
- Спинка? (Прямая!)
У: Декабрь месяц на дворе, город украшают. К какому празднику готовится детвора?
Д: Приближается самый весёлый праздник – Новый год.
У: Только злая Баба Яга не любит праздники. Разбросала, разметала украшения, украла наше приглашение, не хочет, чтобы вы попали на праздник. Надо отправляться в путь. А чтобы не было скучно идти, надо разминку провести.
II. Актуализация знаний.
1. Проверка внимания: Поднимаемся по ступенькам и запоминаем слова:
- Назовите 2 слово.
- Назовите 4 слово.
- Повторите слова по порядку. Молодцы, все правильно запомнили.
2. Задачи в стихах: будьте внимательны, читаю один раз.
Как-то четверо ребят
С горки покатались.
Двое в саночках сидят
Сколько в снег свалились?
У: Составьте выражение.
Д: 4-2 . Ищем часть (2).
Три синицы на ветку сели
К ним две галки прилетели.
Сосчитайте быстро детки
Сколько птиц сидит на ветке?
У: Составьте выражение
Д: 3+2 . Ищем целое (5).
3. Найдите значение выражений:
9 – 6 = 3; 8 – 6 =2; 7 – 6 = 1;
6 + 3 = 9; 6 + 2 = 8; 6 + 1 = 7.
У: Прочитайте выражения разными способами.
Д: Уменьшаемое 9, вычитаемое 6, разность равна 3.
Д: Разность 9 и 6 равна 3.
Д: 9 минус 6 равно 3.
У: Что интересного заметили в столбиках?
Д: В выражении каждого столбика одинаковые части и целое.
Д: В первой строчке: Все выражения разности. Вычитаемое равно 6. Уменьшаемое уменьшается на единицу.
Д: Во второй строчке: Все выражения суммы. Первое слагаемое 6. Второе слагаемое уменьшается на единицу.
4. “Соседи числа”:
У: Назовите последующее числа 7?
Д: Последующее число – 8.
У: Как получили последующее число?
Д: Прибавили к семи один (+1).
У: Назовите предыдущее числа 10.
Д: Предыдущее число – 9.
У: Как получили предыдущее число? (- 1)
- Назовите соседей числа 8.
- Какое число стоит между числами 6 и 8.
- Какое число стоит слева от 10; справа от 5?
- Молодцы! Справились со всеми заданиями.
III. Постановка темы урока
У: Дорога была трудна, но мы пришли в волшебный лес. Но вот беда. Цифры смешались со снежинками и улетели.
- Какие бывают цифры в волшебном лесу?
Д: Сказочные, волшебные, необыкновенные.
У: Тема: Волшебные цифры.
IV. “Открытие” детьми нового материала
У: Чем отличается число от цифры?
(Число – это количественная характеристика совокупностей предмета.
Цифра – знак для обозначения числа).
У: Посчитайте гостей. Какой цифрой обозначим количество?
- Посчитайте количество детей на 1 ряду. Какой цифрой обозначим количество?
- Сколько учителей? Какой цифрой обозначим количество?
(На доске и в учебнике числовой отрезок см. урок 21, стр. 40)
У: Числовой отрезок, но нет ни одной цифры. Сможем ли мы обойтись без цифр?
- Каким предметом обозначены числа 0, 3, 7. (шарик, цветок, елочка)
- Какое число обозначено флажком? Грушей? Рыбкой?
- Какое число следует за грибом? Как его найти?
Д: Одно деление вправо – бабочка.
У: На сколько груша больше, чем гриб? (на 2 деления)
- Как найти, на сколько мяч меньше, чем цветок?
Вывод: каждое следующее натуральное число на один больше предыдущего, а каждое предыдущее – на 1 меньше следующего.
При вычитании из числа того же самого числа получается 0. На числовом отрезке он обозначен шариком.
V. Физкультминутка
(С движениями)Машет варежкой зима,
Чудо совершается!
Все деревья и дома
В шубы одеваются!
VI. Первичное закрепление.
1. Сложение и вычитание на числовом отрезке № 1 ( с комментированием и записью на доске).
2 . Фронтальная работа № 2. Сравните, с пояснением каждый пример.
VII. Самостоятельная работа.
№ 3. (Творческая работа, допускаются различные варианты ответов)
У: Кто составил первое неравенство? Составить и записать на доске. (2 и 3).
Взаимопроверка.
Повторяем вывод: каждое следующее натуральное число на один больше предыдущего, а каждое предыдущее – на 1 меньше следующего.
VIII. Физкультминутка.
Счет с движением до 20 с хлопками.
Счет от 20 (только четные числа).
Повернемся влево к свету – нет ли нашего
билета.
Повернемся вправо и присядем вниз,
Может, укатилось или провалилось?
Может где-то, на шкафу, я приглашение найду.
(Ищем по классу, в партах. Нашли письмо под плакатом елочки на доске. Прочитать не можем).
Утренник состоится XXVI декабря в XI часов.
IX. Повторение с включением новых знаний
У: С давних времен люди ведут счет, но не сразу были придуманы цифры. У разных народов свои системы счета. Одни из самых древних египетские – клинопись (книга, образцы цифр). Наиболее удобные цифры появились 15 веков назад. Они быстро распространились в других странах. К нам были занесены 8 веков назад арабами. Поэтому их часто называют – арабскими. 1, 2, 3 – арабские цифры.
У: Посмотрите, это арабские цифры (образец римских чисел)?
Д: Нет.
У: Есть еще более древние цифры – римские.
- Мы попробуем с вами римские цифры изобрести сами при помощи палочек, которые лежат у вас на парте. Их всего 3. Сколько я покажу на наборном полотне предметов, столько вы положите перед собой палочек.
- Один предмет – выкладываем I палочку.
- Два предмета – II палочки.
- Три предмета – III палочки.
Больше палочек нет. Посмотрите на руки. Сколько пальцев? (Это 5)
- Кто увидел вилочку. Ей обозначили число V. (моделируем на парте)
- А как же получить IV используя V?
- Как показать четыре, что это V без I? (С лева положить I палочку)
- Как получить VI из V? (справа положить I палочку).
- Чтобы изобразить следующую цифру, вернемся к V. (Две ладони – это X)
- Как из X получить IX? (аналогично четырём)
Вывод: Если число увеличивается – справа единица, уменьшается – единица слева.
X. Решение тренировочных упражнений.
1. Обучение записи римских цифр № 4 Запись по образцу (таблица стр. 40. №4) Соотнести арабские с римскими цифрами и пропиши римские в 3 строке.
2. Фронтальная работа. Сложение и вычитание с римскими цифрами. № 5
3. Самостоятельно выполняем № 6. (Проверяем карточками, знаки “больше”, “меньше” и “равно”)
XI. Домашнее задание
(выполняется по желанию детей) № 7.Расскажите и покажите маме с папой, какие цифры вы научились писать.
Для этого надо пересчитать предметы и в овалах записать ответ (в левом – арабскими цифрами, в правом – римскими).
XII Итоги урока.
У: Что понравилось на уроке? Почему цифры назвали “волшебными”?
Д: Таких цифр не бывает, их заменили предметы.
У: Кто запомнил, какие новые цифры мы выучили?
Какую закономерность, при работе на числовом отрезке вы запомнили?
Д: Чем левее расположено число на отрезке, тем оно меньше, чем число правее – тем оно больше.
У: Давайте попробуем разгадать письмо (перевод римских цифр в арабские).
Д: Утренник состоится 26 декабря в 11 часов.
У: Молодцы! Урок окончен.