Программа "Школа-2000". Урок математики в 1-м классе по теме "Волшебные цифры"

Разделы: Начальная школа


Тема: Волшебные цифры.

Цели: Закрепить понимание отличий между числом и цифрой. Повторить принцип сложения и вычитания, сравнения чисел с помощью числового отрезка; научить решать примеры с “волшебными” цифрами; закрепить взаимосвязь между частью и целым.

Познакомить учащихся с некоторыми историческими сведениями о различных системах нумерации. Освоить написание римских цифр и операции с ними.

Развитие умения сравнивать, умение устанавливать закономерности, рассуждать по аналогии, мыслить обобщённо.

Развивать у детей интерес к математике, творческие способности.

Оборудование: Образцы цифр Древней Греции, римских, арабских и египетских цифр. Набор счетного материала, три одинаковые счетные палочки. Таблички со словами “математика”, “восемь”, “столько же”, “минус”, карточки “больше”, “меньше”, “равно”. Числовой луч с символами. Художественное оформление – снеговик, Баба Яга, ёлочка, письмо – приглашение, музыкальная фонограмма.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Создадим хорошее настроение.

Улыбнитесь друг другу. Садитесь.

– Руки на месте? (На месте!)

- Ноги? (На месте!)

- Локти? (У края!)

- Спинка? (Прямая!)

У: Декабрь месяц на дворе, город украшают. К какому празднику готовится детвора?

Д: Приближается самый весёлый праздник – Новый год.

У: Только злая Баба Яга не любит праздники. Разбросала, разметала украшения, украла наше приглашение, не хочет, чтобы вы попали на праздник. Надо отправляться в путь. А чтобы не было скучно идти, надо разминку провести.

II. Актуализация знаний.

1. Проверка внимания: Поднимаемся по ступенькам и запоминаем слова:

  • Назовите 2 слово.
  • Назовите 4 слово.
  • Повторите слова по порядку. Молодцы, все правильно запомнили.

2. Задачи в стихах: будьте внимательны, читаю один раз.

Как-то четверо ребят
С горки покатались.
Двое в саночках сидят
Сколько в снег свалились?

У: Составьте выражение.

Д: 4-2 . Ищем часть (2).

Три синицы на ветку сели
К ним две галки прилетели.
Сосчитайте быстро детки
Сколько птиц сидит на ветке?

У: Составьте выражение

Д: 3+2 . Ищем целое (5).

3. Найдите значение выражений:

9 – 6 = 3; 8 – 6 =2; 7 – 6 = 1;

6 + 3 = 9; 6 + 2 = 8; 6 + 1 = 7.

У: Прочитайте выражения разными способами.

Д: Уменьшаемое 9, вычитаемое 6, разность равна 3.

Д: Разность 9 и 6 равна 3.

Д: 9 минус 6 равно 3.

У: Что интересного заметили в столбиках?

Д: В выражении каждого столбика одинаковые части и целое.

Д: В первой строчке: Все выражения разности. Вычитаемое равно 6. Уменьшаемое уменьшается на единицу.

Д: Во второй строчке: Все выражения суммы. Первое слагаемое 6. Второе слагаемое уменьшается на единицу.

4. “Соседи числа”:

У: Назовите последующее числа 7?

Д: Последующее число – 8.

У: Как получили последующее число?

Д: Прибавили к семи один (+1).

У: Назовите предыдущее числа 10.

Д: Предыдущее число – 9.

У: Как получили предыдущее число? (- 1)

  • Назовите соседей числа 8.
  • Какое число стоит между числами 6 и 8.
  • Какое число стоит слева от 10; справа от 5?
  • Молодцы! Справились со всеми заданиями.

III. Постановка темы урока

У: Дорога была трудна, но мы пришли в волшебный лес. Но вот беда. Цифры смешались со снежинками и улетели.

  • Какие бывают цифры в волшебном лесу?

Д: Сказочные, волшебные, необыкновенные.

У: Тема: Волшебные цифры.

IV. “Открытие” детьми нового материала

У: Чем отличается число от цифры?

(Число – это количественная характеристика совокупностей предмета.

Цифра – знак для обозначения числа).

У: Посчитайте гостей. Какой цифрой обозначим количество?

  • Посчитайте количество детей на 1 ряду. Какой цифрой обозначим количество?
  • Сколько учителей? Какой цифрой обозначим количество?

(На доске и в учебнике числовой отрезок см. урок 21, стр. 40)

У: Числовой отрезок, но нет ни одной цифры. Сможем ли мы обойтись без цифр?

  • Каким предметом обозначены числа 0, 3, 7. (шарик, цветок, елочка)
  • Какое число обозначено флажком? Грушей? Рыбкой?
  • Какое число следует за грибом? Как его найти?

Д: Одно деление вправо – бабочка.

У: На сколько груша больше, чем гриб? (на 2 деления)

  • Как найти, на сколько мяч меньше, чем цветок?

Вывод: каждое следующее натуральное число на один больше предыдущего, а каждое предыдущее – на 1 меньше следующего.

При вычитании из числа того же самого числа получается 0. На числовом отрезке он обозначен шариком.

V. Физкультминутка (С движениями)

Машет варежкой зима,
Чудо совершается!
Все деревья и дома
В шубы одеваются!

VI. Первичное закрепление.

1. Сложение и вычитание на числовом отрезке № 1 ( с комментированием и записью на доске).

2 . Фронтальная работа № 2. Сравните, с пояснением каждый пример.

VII. Самостоятельная работа.

№ 3. (Творческая работа, допускаются различные варианты ответов)

У: Кто составил первое неравенство? Составить и записать на доске. (2 и 3).

Взаимопроверка.

Повторяем вывод: каждое следующее натуральное число на один больше предыдущего, а каждое предыдущее – на 1 меньше следующего.

VIII. Физкультминутка.

Счет с движением до 20 с хлопками.

Счет от 20 (только четные числа).

Повернемся влево к свету – нет ли нашего билета.
Повернемся вправо и присядем вниз,
Может, укатилось или провалилось?
Может где-то, на шкафу, я приглашение найду.

(Ищем по классу, в партах. Нашли письмо под плакатом елочки на доске. Прочитать не можем).

Утренник состоится XXVI декабря в XI часов.

IX. Повторение с включением новых знаний

У: С давних времен люди ведут счет, но не сразу были придуманы цифры. У разных народов свои системы счета. Одни из самых древних египетские – клинопись (книга, образцы цифр). Наиболее удобные цифры появились 15 веков назад. Они быстро распространились в других странах. К нам были занесены 8 веков назад арабами. Поэтому их часто называют – арабскими. 1, 2, 3 – арабские цифры.

У: Посмотрите, это арабские цифры (образец римских чисел)?

Д: Нет.

У: Есть еще более древние цифры – римские.

  • Мы попробуем с вами римские цифры изобрести сами при помощи палочек, которые лежат у вас на парте. Их всего 3. Сколько я покажу на наборном полотне предметов, столько вы положите перед собой палочек.
  • Один предмет – выкладываем I палочку.
  • Два предмета – II палочки.
  • Три предмета – III палочки.

Больше палочек нет. Посмотрите на руки. Сколько пальцев? (Это 5)

  • Кто увидел вилочку. Ей обозначили число V. (моделируем на парте)
  • А как же получить IV используя V?
  • Как показать четыре, что это V без I? (С лева положить I палочку)
  • Как получить VI из V? (справа положить I палочку).
  • Чтобы изобразить следующую цифру, вернемся к V. (Две ладони – это X)
  • Как из X получить IX? (аналогично четырём)

Вывод: Если число увеличивается – справа единица, уменьшается – единица слева.

X. Решение тренировочных упражнений.

1. Обучение записи римских цифр № 4 Запись по образцу (таблица стр. 40. №4) Соотнести арабские с римскими цифрами и пропиши римские в 3 строке.

2. Фронтальная работа. Сложение и вычитание с римскими цифрами. № 5

3. Самостоятельно выполняем № 6. (Проверяем карточками, знаки “больше”, “меньше” и “равно”)

XI. Домашнее задание (выполняется по желанию детей) № 7.

Расскажите и покажите маме с папой, какие цифры вы научились писать.

Для этого надо пересчитать предметы и в овалах записать ответ (в левом – арабскими цифрами, в правом – римскими).

XII Итоги урока.

У: Что понравилось на уроке? Почему цифры назвали “волшебными”?

Д: Таких цифр не бывает, их заменили предметы.

У: Кто запомнил, какие новые цифры мы выучили?

Какую закономерность, при работе на числовом отрезке вы запомнили?

Д: Чем левее расположено число на отрезке, тем оно меньше, чем число правее – тем оно больше.

У: Давайте попробуем разгадать письмо (перевод римских цифр в арабские).

Д: Утренник состоится 26 декабря в 11 часов.

У: Молодцы! Урок окончен.